Понятие и модели личности. Детерминанты и характеристики личности.

Понятие личности. Черты формирования личности. Характеристики личности.

Индивидуальные особенности.

Целостность личности.

Мотивированное поведение.

Стремление к соучастию. Многие сотрудники активно стремятся, используя свои таланты и идеи, способствовать успеху организации, поделиться с коллегами тем, что они узнали и чему научились на своем опыте. Организации должны предоставлять максимально благоприятные возможности таким работникам, ибо речь идет о выгодной обеим сторонам практике.

Ценность личности. Каждый сотрудник организации хотел бы внимательного и уважительного отношения со стороны руководства.

Черты личности формируются под влиянием многих факторов. Природные свойства: Физиологическое состояние организма, особенности высшей нервной деятельности, память, эмоции, чувства, восприятие.

Социальные факторы: Роли, статус, образование, опыт, привычки, круг общения

Хорошее знание и понимание руководителем черт личности способствуют успешному управлению подчиненными, предсказанию их поведения и целенаправленному воздействию на него.

Любая личность характеризуется:

1) Общими качества (интеллект, ум, наблюдательность, внимание, работоспособность, организованность, общительность и пр.);

2) Специфическими свойствами, под которыми понимаются способности к тому или иному виду деятельности;

3) Подготовленностью к деятельности (совокупность умений, знаний, квалификации, навыков, привычек);

4) Направленностью, т.е. ориентированностью своей активности, возникающей во многом под воздействием социальных моментов (интересов, стремлений, идеалов, убеждений);

5) Определенным складом характера;

6) Биологически обусловленными особенностями (например, темпераментом);

7) Психологическими особенностями: диапазоном деятельности, который может быть общим, видовым и специальным; стилем работы и динамикой психики;

8) Психическим состоянием, т.е. стойкими психическими явлениями, присущими человеку в течении сравнительно длительного периода времени (возбуждение, апатия, депрессия).

Личность – это целостная система, объединяющая в себе множество психосоциальных качеств, характеризующих конкретного человека (индивидуума). Главнейший признак личности – целостность. Она проявляется в устойчивой предрасположенности одинаково воспринимать и последовательно реагировать на меняющиеся ситуации, стимулирующие воздействия, ценности, мотивы, защиты, разные характеры и индивидуальные манеры поведения других.

Формирование и поведение личности определяются общими объективными причинами – детерминантами. Они несут в себе определенную информацию о поведенческих качествах той или иной личности. Другую информацию можно получить, непосредственно наблюдая поведение личности и изучая мнение других людей об особенностях ее поведения. Так определяются поведенческие черты личности.

Детерминанты-факторы, влияющ на формирование личности

Качества личности, определяемые детерминантами или другими внешними признаками, дают определенное представление о возможностях поведения. Руководитель, учитывающий личностные качества подчиненного, может найти индивидуальный подход к каждому работнику, а значит, привести в действие внутренние резервы активизации его деятельности.

Пятифакторная модель личности

В факторных теориях личность рассматривается как состоящая из стабильных внутренних факторов, обусловливающих индивидуальные различия. В этой теоретической рамке работали Оллпорт, Айзенк, Кэттелл, Р. Норман, Л. Голдберг и многие другие.

В результате тщательной работы были выделены пять факторов, обнаруживших устойчивость на разных выборках, в разных социокультурных условиях. Предложенная на основе исследований П. Коста и Р. Мак-Кра структура личности в 1961 г. получила название Big Five (Большая пятерка). Она состоит из следующих личностных факторов (в скобках приводятся прилагательные, получившие наибольшие нагрузки по факторам):

В качестве критич. замечания следует отметить, что в теории не уделяется достаточного внимания проблеме развития (за исключением обсуждения отд. лонгитюдинальных исследований и сравнения данных, полученных на разновозрастных выборках). По содержанию П. м. л. - структура индивид, различий, а не структура личн., которая позволяет понять и предсказать динамику развития, причины нарушений и т. п. Предметом изучения явл. наблюдаемое поведение, а не его причины и факторы. За пределами внимания оказались мотивационная система, эмоции, структура интеллект, качеств личности.

Первый фактор «Экстраверсия – интроверсия»: активность - пассивность, доминирование - подчиненность, общительность - замкнутость, поиск новых впечатлений – избегание новых впечатлений.

Суть второго фактора - взаимодействие с людьми. Термин «Привязанность» для обозначения фактора подходит лучше, чем «конформность», используемый в американском оригинале, и включает в себя такие личностные диспозиции, как дружеское расположение, доверчивость, сотрудничество, а также зависимость и принятие индивида группой. Противоположный полюс этого фактора «Отделенность»

Третий фактор представлен как «Контролирование – естественность». Суть третьего фактора - волевая регуляция поведения. аккуратность - неаккуратность, настойчивость - отсутствие настойчивости, ответственность - безответственность, самоконтроль - импульсивность, предусмотрительность - беспечность.

Четвертый фактор содержит в себе характеристики аффективной сферы личности. Эмоциональность у человека проявляется в повышенной чувствительности к средовым воздействиям, особенно в стрессовых ситуациях. Эмоциональная сдержанность, напротив, характеризует человека как склонного проявлять уживчивость, неторопливость и самодостаточность. Компонентами четвертого фактора являются: тревожность - беззаботность.

Пятый фактор представлен как «Игривость». Суть его - игра, которая даёт возможность личности плавно «переходить» из реального мира в нереальный, воспринимать необычные образы, мысли, чувства, символику искусства и свободно ими наслаждаться. С другой стороны, «Практичность» - черта, проявляющаяся у личности в тенденции соответствовать реальности, что в своих крайних проявлениях ведет к конформизму, жестокости и авторитаризму. мечтательность - реалистичность, артистичность - неартистичность.

Наши рекомендации