Задания для самостоятельной работы

Из приведенного ниже списка заданий разного уровня сложности выбираете те, которые соответствуют Вашим возможностям и интересны Вам, согласуете с преподавателем сроки выполнения и форму отчетности.

Задания для самостоятельной работы Форма отчета
1. Прочитайте главу «Инновационные процессы в образовании. Авторские школы», выпишите определения основных понятий. Педагогический словарь
2. Изобразите схематически взаимосвязь понятий: новое, новшество, нововведение, инновация, инновационный процесс, инновационная деятельность. Схема взаимосвязи понятий с пояснениями.
3. Составьте таблицу нововведений, связанных с модернизацией общего среднего образования. Анализ положительного и негативного влияния нововведений в форме таблицы.
4. Проанализируйте педагогическую деятельность школы, в которой вы учились, выявите тех учителей, чью работу можно считать инновационной. Текст с анализом и аргументацией выводов.
5. Подберите примеры инноваций к каждому типу классификации А.В. Хуторского. Предложите свои способы классификации инноваций. Текст или таблица с примерами инноваций, с аргументацией своих способов классификации.
6. Выделите наиболее существенные признаки инновационных учреждений вашего района (города). Текст анализа особенностей учебно-воспитательного процесса учреждений образования, можно в табличной форме.
7. Сформулируйте цели одной и той же инновации с позиции разных субъектов образования: ученика, педагога, директора школы, ученого, министра образования, директора издательства. Соответствующий текст сравнительного анализа, можно в табличной форме.
8. Составьте библиографический список публикаций по теме «Инновации в образовании» (с аннотацией), наиболее удачных на ваш взгляд. Набор библиографических карточек с аннотацией.
9. Проведите исследование с целью выявления готовности учителей школы, в которой вы учились (или будущих учителей ваших сокурсников), к инновационной деятельности. Текст с результатами исследования (с приложением анкет, схем, таблиц и пр.)
10. Разработайте последовательность шагов по созданию вами на факультете нового кружка или спецкурса. Соответствующий текст с указанием этапов и их характеристикой.
11. Используя исторические и другие документы, проследите этапы становления и развития какой-либо авторской школы. Текст с раскрытием истории развития школы.
12. Дополните список авторских школ, не упомянутых в тексте. Дайте им краткое описание. Предложите свою классификацию авторских школ. Соответствующий текст с характеристикой авторских школ.

Рефлексивный анализ

Выполните рефлексию собственной деятельности по отношению к изучению данной главы. Для этого: 1) восстановите этапы своего изучения темы и ответьте на вопросы: какие элементы темы вызвали наибольший интерес, каков при этом был ход ваших мыслей, какие методы использовали, какие были ошибочны и почему?

Что было непонятно до изучения темы, какие элементы темы, упражнения, задания вызвали затруднение, что осталось непонятным после изучения темы, что будете делать с этим дальше?

Какие эмоциональные состояния (радость, растерянность, гордость, повышение собственной самооценки и пр.) вызвало изучение элементов темы?

2) Сколько времени вы потратили на выполнение заданий блока актуализации, блока применения? Сколько заданий, из предложенных вам, выполнили? Какие виды заданий вам больше понравилось выполнять (задания, где все понятно и не требуется много времени и сил, которые заставляют много думать, сложные задания, к которым не знаешь, как подойти), какими способами учебно-познавательной деятельности вы овладели при их выполнении.

3) Сформулируйте личностное приращение, которое вы получили в процессе изучения темы. На основе этого сформулируйте цели своего дальнейшего усвоения темы, какие виды заданий из блока самостоятельных работ вы выберете для этого? Почему?

Задания для самостоятельной работы - student2.ru Для наглядности собственной деятельности при изучении данной главы можете использовать методику «Градусник». С этой целью начертите шкалу «градусника» - ось Y с делениями (рис.1), затем при помощи точки зафиксируйте на «градуснике» свою оценку предложенного ниже критерия. Отметьте точкой оценку:

1) своей готовности к изучению главы;

2) выполнения заданий на актуализацию;

3) знаний по изученной (новой) теме;

4) выполнения заданий на применение;

5) выполнения заданий самостоятельных работ.

Рис. 1

Литература

1. Аксенова Э. А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 15 января. http://www.eidos.ru/journal/2007/0115-9.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: [email protected].

2. Ангеловски К. Учителя и инновации. – М., 1991. – 159 с.

3. Андреев В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. – 3-е изд. - Казань, 2006. – 608 с.

4. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. - М., 1982. - С. 151.

5. Боровикова О.Н., Дежникова Н.С., Ришар Е.Н. Зарубежная школа: авторский поиск, эксперименты, находки. – М.: – 1993

6. Волынская М.В. О месте инноваций в образовании // Высшее образование сегодня : реформы, нововведения, опыт: журнал. - М., 2005. – N 5. - C. 45-49.

7. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения. – М.: Владос, 2003. -384 с.

8. Дахин А.Н. Образовательная компетентность: от существующего знания к возникающей инновационной культуре // Школьные технологии : науч.-практ. журн. школ. технолога (завуча). - М., 2006. – N 5. - C. 35-44.

9. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. – 4-е изд. - М., 2007. - 192 с.

10. Иванова, Е.О. Актуальные проблемы инновационного содержания общего среднего образования // Инновации в образовании : журнал / Соврем. гуманитар. ун-т. - М., 2006. – N 4. - C. 17-27.

11. Инновационное движение в российском школьном образовании. – М.: Парсифаль, 1997. – 415 с.

12. Караковский В. А. Моделирование воспитательных систем: теория практике: Сб. науч. ст. — М., 1995, С.78

13. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. – Рига, 1998. – 180с.

14. Краевский В.В. Инновации и традиции - два полюса мира образования // Интернет-журнал "Эйдос". - 2003. - 2 декабря. http://www.eidos.ru/journal/2003/0711-01.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: [email protected].

15. Ксензова Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников. - М.., 2005. - 128 с.

16. Лазарев В. С. Системное развитие школы. - М., 2002. – 304 с.

17. Лазарев В.С., Мартиросян Б.П. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия // Педагогика - 2004. – N 4. - C. 11-21.

18. Мартиросян Б. П. Оценка инновационной деятельности школы. - М., 2003.- 275 с.

19. Найн А. Я. Инновации в образовании. - Челябинск, 1995. – 288 с.

20. Новикова Т.Г. Экспертиза инноваций в образовании. Подготовка экспертов гражданских институтов // Народное образование. - 2006. - № 4. - C. 104-109.

21. Новиков А. М. Постиндустриальное образование. – М., 2008. - 136 с.

22. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1986. – 797 с.

23. Поляков С.Ф. В поисках педагогической инноватики. - М., 1989. – 362 с.

24. Поташник М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. – М.: Новая школа, 1996. - 317 с.

25. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и перспективы. – М.,1989.

26. Российское образование: опыт работы инновационных образовательных учреждений. - М., 2006. - 72 с. - (Библиотечка журнала "Вестник образования России"; № 6).

27. Сидоркин А. М. Воспитательная система массовой школы: проблемы гуманизации. — М., 1992. – С. 22,

28. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. – М.: Магистр, 1997. – 224 с.

29. Сластенин В.А., Исаев И. и др. Педагогика: Учебное пособие. – М.: «Академия», 2002. – 576 с.

30. Слободчиков В.И. Инновации в образовании: основания и смысл // Исследовательская работа школьников : науч.-метод. журн. - М., 2004. – N 2. - C. 6-18; № 3. – С. 5-15.

31. Слободчиков В.И. Инновационное образование // Школьные технологии : науч.-практ. журн. школ. технолога (завуча). - М., 2005. – N 2. - C. 4-11.

32. Хомерики О. Г., Поташник М. М., Лоренсов А. В. Развитие школы как инновационный процесс. М.: Новая школа, 1994. – 62 с.

33. Хуторской А.В.Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2001. – 544 с.

34. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. – М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. – 222 c.

35. Хуторской А. В. Современные педагогические инновации на уроке. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 5 июля. http://www.eidos.ru/journal/2007/0705-4.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос

36. Цырлина Т. В. Гуманистическая авторская школа века: взгляд из прошлого в будущее.- Москва, 2001

37. Шилов К.В. Классификация инноваций // Инновации в образовании : журнал / Соврем. гуманитар. ун-т. - М., 2007. – N 3. - C. 52-58.

38. Юсуфбекова Н.Р. Педагогическая инноватика как направление методологических исследований // Педагогическая теория: Идеи и проблемы. - М., 1992.

Наши рекомендации