Шаховская Светлана Николаевна
Окончила дефектологический факультетМГПИ им. В. И. Ленина.
1964г. защитила кандидатскую диссертацию «Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи детей с моторной алалией». С 1960г. работает на кафедре логопедии МГПИ им. Ленина, с 1995 года профессор, заместитель декана дефектологического факультета.
Шаховской принадлежат первые обобщения по проблемам теории и практики зарубежной логопедии, она соавтор фундаментальных учебников.
СВ 1998 году получила звание лауреата Премии правительства РФ в области образования за создания комплекта учебников и учебных пособий по курсу «Логопедия» для высших учебных заведений.
Содержание понятия «звуковой анализ». Система работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза в процессе обучения грамоте детей с системными нарушениями речи.
До 60-х гг.20 века в методике обучения русскому языку понятием звуковой анализ обозначали два положения:
1. звуковой анализ – это способность различать звуки родного языка
2. звуковой анализ – это умение определять последовательность звуков в слове.
Т.к. первое положение характеризует устную речь, а второе положения относят к письменной речи по словам Михаила Ростиславовича Львова в методике появляется путаница.
Даниил Борисович Эльконин отдифференцировал эти два положения. Первое назвал естественным звуковым анализом и дал ему определение фонематический слух – это способность различать звуки родного языка в потоке речи в различном линейном порядке, в словах близких по звучанию, но разных по смыслу, слова паронимы, квазиамонимы. По данным психолога Николая Христофоровича Швачкина фонематический слух должен быть развит к 1.7 году.
второе положений Д.Б. Эльконин назвал искусственным звуковым анализом и дал ему определение фонематическое восприятие – это искусственный звуковой анализ, который самостоятельно не формируется , но лежит в основе обучения грамоте. Д.Б. Эльконин выделил ряд интеллектуальных операций, которые формируются у ребенка последовательно, и которые характеризуют сформированность фонематического восприятия :
1. умение определять наличие или отсутствие звука в слове
2. умение определять позицию
3. умение определять последовательность звуков в слове и их количество
в современной методике существует два подхода по формированию звукового анализа
1. подход по Каше. В методике Каше выделено 4 этапа:
1. выделение фразы из речевого потока – языковой анализ
2. деление предложений на слова – лексико-синтаксический анализ
3.деление слов на слоги – слоговой анализ
4. деление слогов на звуки - звуковой анализ
методика Каше построена по принципу анализа (от общего к частному)
2 второй подход по Эльконину.
Методика работы по формированию навыков звукового анализа состоит из 4 этапов:
1. знакомство с фонематической системой языка (знакомство со звуком)
материализованной основой на этом этапе является особые графические схемы(фонематические решетки), особый прием проговаривание слов, которые Эльконин назвал интонированным проговариванием, а Гриншпун назвал акцентированным проговариванием, и фишки нейтрального цвета (серого или черного).
Написание не расходится с произношением - лексический материал.
Каше считала , что работа над звуковым анализом должна проводится в такой последовательности:
1. звуковой анализ двусложных слов состоящих из прямых открытых слогов
2. звуковой анализ двусложных слов, где один из слогов представлен изолированным гласным
3. звуковой анализ трехсложных слов состоящих из прямых открытых слогов
Эльконин доказал, что обучать звуковому анализу нужно на материале односложных слов без стечения согласных, учитывая возможную сильную позицию каждого из звуков.
Исключить :
1. случаи оглушения звуков
2. йотированные гласные
3. используем только слова, где правописание не расходится с произношением
2 этап – знакомство с гласными фонемами.
Материализованной основой на этом этапе являются те же графические схемы. Тот же прием проговаривания слов, фишки нейтрального цвета и фишки красного цвета для обозначения гласных.
Прежде чем вводить понятие гласный звук необходимо у детей сформировать четкую ориентировку на гласную (ее можно петь , а не тянуть)
3 этап – знакомство с согласными фонемами
на этом этапе дети знакомятся с двумя фонематическими противопоставлениями:
1. дифференциация звуков по твердости и мягкости. Основным методом контроля за различением твердых и мягких звуков является акустический контроль ( на слух).
поэтому к этому этапу у всех учащихся класса должен быть развит фонематический слух.
К концу 3 этапа у всех учащихся класса должны быть сформированы навыки звукового анализа.
Работа на уроке проходит в такой последовательности:
1 необходимо проговорить или произнести слово
2. по заданию учителя дети выкладывают схему слова из цветных фишек
3. необходимо дать характеристику каждому звуку входящему в состав слова
4 этап по Эльконину – трансформация – это изменение звуковой оболочки слова через систему гласных или согласных фонем, но не всех сразу , а по одной.
Эльконин предлагал и такие случаи трансформации в результате которых образуются не слова, а буквосочетания для того, чтобы ребенок научился соотносить звуковую оболочку слова с его лексическим значением.
Методика Эльконина по формированию навыков звукового анализа построена по принципу синтеза.