Оптимизация учения школьников – потребность времени

(Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. – М., 1989. – С. 325 -327.)

Знаменательной особенностью нашего времени является информационный взрыв, бурное накопление, непрерывное обновление, усложнение научной информации, вторжение ее во все сферы человеческой жизни и деятельности. Человеку теперь нельзя не учиться всю жизнь – не в образном, а в непосредственном практическом смысле.

Все это не могло не сказаться на характере обучения подрастающих поколений, на содержании учебных программ, учебников, учебно-методических пособий, а также на методах обучения в современной школе. В мировой педагогике не обошлось и без курьезов – возникли течения, которые стали предсказывать неизбежность отмирания школы, замены ее средствами массовой коммуникации самообразованием. Одновременно стали развиваться идеи бурной интенсификации обучения. Появились весьма сложные обучающие машины, которые, по мнению их создателей, должны прийти на смену учителю, уже не справляющемуся со своими функциями. Возникли и предложения о значительном продлении сроков обучения. И т.д.

<…> дидактика отвергла все эти крайности и идет по пути системного решения возникших проблем. С учетом новых потребностей общества в нашей стране совершенствуется содержание учебных программ и учебников. Настойчиво ведутся поиски таких вариантов, которые более быстро, полно и глубоко знакомили бы учеников с новой научной информацией и в тоже время оставались доступными для учащихся. Этот процесс весьма сложен и противоречив. Потребуется еще некоторое время для того, чтобы выявить в массовом эксперименте оптимальные варианты содержания обучения, особенно математики и физики. <…> в 1981 г. по большинству предметов вводится новые типовые учебные программы, которые освобождены от слишком усложненного и второстепенного материала.

Свою важную задачу советская школа видит в том, чтобы прививать учащимся умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации. Поэтому в новых учебных программах специально предусмотрено формирование у учени­ков умений и навыков рациональной организации учебной деятельности.<…>

<…> Выработка умения учиться важна и для предупреждения перегрузки учеников учебными занятиями. Специальные исследования, проведенные педа­гогами А. В. Усовой, Д. И. Пеннером, И. П. Раченко и другими, убедитель­но показывают, что перегрузка учащихся чаще всего возникает из-за несформированности навыков рациональной организации учебного труда, из-за мед­ленного темпа чтения и письма, быстрой утомляемости, отсутствия настой­чивости в учении. Проведенный нами анализ причин неуспеваемости тысячи учеников средних и старших классов показал, что половина их отстает в учении из-за слабого владения навыками учебного труда.

Все это говорит об огромном образовательно-воспитательном значении рациональной организации учебно-познавательной деятельности школьников. Без оптимизации учения невозможна общая оптимизация процесса обучения в современной школе. Ведь как бы хорошо ни строил преподавание учитель, сколь ярким и наглядным ни было бы его объяснение, все же нельзя рассчи­тывать на успех, если ученик не владеет навыками рациональной организа­ции учебной деятельности, не умеет работать самостоятельно. <…>

<…> Прежде чем рассмотреть основные направления оптимизации учения, необходимо охарактеризовать некоторые понятия, связанные с этой темой: «учение», «учебный труд», «учебная деятельность», «учебно-познавательная деятельность», «познавательная деятельность», «навыки учебного труда», «умение учиться», «общеучебные умения и навыки», «специальные умения и навыки».

Что касается понятий «учебный труд», «учебная деятельность» и «уче­ние», то мы их будем употреблять в дальнейшем изложении как синони­мичные. Учение — ведущий вид деятельности школьников; его центральная задача — усвоение знаний, умений и навыков, содействие разностороннему воспитанию и развитию учащихся. Без активного учения невозможно овладеть другими видами человеческой деятельности — производительным трудом, худо­жественным творчеством, спортом.

Термины «учебная деятельность», «учебно-познавательная деятельность» и «познавательная деятельность» имеют определенную общность, но и специ­фические отличия. «Познавательная деятельность» – понятие более широкое, чем два других, так как познание осуществляется не только в целях учения, но и для открытия новых положений, фактов, закономерностей. Для школьника познавательная деятельность протекает, как правило, в учебно-познавательной форме. Что касается учебной деятельности, то это понятие более широкое, чем учебно-познавательная деятельность, так как в ходе учения применяются действия не только познавательного, но и тренировочного характера, связанные с отработкой умений и навыков.

При описании учебной деятельности применяются понятия «действие», «операция», «прием», «умение», «навык». Деятельность осуществляется посред­ством совокупности определенных действий,которые являются процессами, подчиняющимися сознательным целям. Способы осуществления действия назы­вают операциями.Совокупность определенных операций можно назвать прие­момдеятельности. Сознательное владение каким-либо приемом деятельности называется умением.Умение, доведенное до реально возможного автоматизма, характеризуется уже как навык.Если при наличии умения человек еще вынуж­ден осуществлять оперативный самоконтроль за осуществлением действий, то на уровне навыка он специально не обдумывает каждый элемент деятель­ности (хотя при необходимости может это свободно делать). Таким образом, термины «умение» и «навык» отражают уровень сформированности соответ­ствующих действий.

В учебной деятельности школьники овладевают определенными умениями и навыками. Например, они овладевают приемами чтения по буквам, по слогам, целыми словами, т. е. умениемчитать. Затем это умение отрабатывается до некоторой степени автоматизма, когда чтение становится беглым, свободным. На этом этапе можно говорить уже о владении навыкомчтения. Умение по­степенно перерастает в навык; это дает основание говорить, что в учебном процессе одновременно формируется какое-то умение и соответствующий навык.

Различают общеучебныеи специальные(предметные) умения и навыки. Если первые относятся ко всем учебным предметам, то вторые характер­ны лишь для того или иного предмета. Например, навыки работы с книгой, навыки чтения и письма относятся к общеучебным, а навыки решения вы­числительных задач, выполнения лабораторных работ, измерений на местности, работы с географической картой, жестью, пластилином являются специальными умениями и навыками для отдельных учебных предметов или их циклов.

В этой брошюре в основном будут рассматриваться общеучебные умения и навыки, носящие универсальный характер. Владение совокупностью основных общеучебных умений и навыков и называют умением учиться.

Рациональная организация учебной деятельности предполагает выбор и применение в каждом конкретном случае оптимального варианта выполнения учебных заданий. Это означает, что школьник не просто должен владеть некоторыми умениями и навыками учебного труда, но и уметь из многих спосо­бов деятельности выбрать наиболее подходящие для данной ситуации. Например, при владении умением оптимизировать учение он изберет из возможных вариантов режима дня тот, который наиболее удачно учитывает его индивидуальные особенности, из вариантов последовательности выполнения до­машних заданий — наиболее соответствующий его учебным возможностям, из ряда вариантов плана ответа — наиболее отвечающий содержанию учеб­ного материала и целям ответа и т. п.

Чтобы сформировать у учеников подобные умения и навыки, необходимо иметь четкую программу действий в каждом классе при изучении всех предме­тов.

Наши рекомендации