Формирование мотивов учения школьников

Понятие мотива учения школьников тесно связано с понятием учебной дея­тельности и является одним из ее составляющих.

Понятие "деятельность" является фундаментальной категорией теории по­знания. В материалистической диалектике "деятельность" означает практическое преобразование социальной естественной действительности. Исходной формой та­кого преобразования является труд. Трудовая деятельность является генетическим источником всех других видов, путем преобразования природной и социальной действительности. Деятельность как преобразование природной и социальной дей­ствительности есть субстанциональное начало всей жизни обобществившегося че­ловека. Ряд русских психологов, особенно Рубинштейн и Леонтьев, изложили фи­лософский смысл категории деятельности.

Если осмысленно употребляем слово деятельность, то нам нужно четко от­ветить на вопрос: какую потребность человек удовлетворяет? Какими мотивами человек руководствуется при постановке той или иной цели или задачи? Если в психологическом исследовании мы не указываем однозначно и точно предметного смысла той или иной человеческой потребности, то мы не правомочны говорить о деятельности.

Теперь о применении термина "учебная деятельность". Психолог должен показать, какова потребность в тех свершениях школьника, каковы мотивы той работы детей на уроке или вне урока, которые мы называем учебной деятельно­стью? Без точной характеристики того, каковы потребности и мотивы пребывания ребенка в школе , мы неправомочны использовать в теоретическом разумном пла­не понятие деятельности, потому что учебная деятельность соотносима с их кон­кретной характеристикой, с удовлетворением соответствующих потребностей и осознанием последствий этих мотивов.

Предположим, что мы определили потребности и мотивы соотносительно с учебной деятельностью. Мы должны раскрыть, в чем смысл учебной задачи, кото­рая есть обязательный компонент структуры деятельности, но в данном случае од­нозначно можно ответить на вопрос: "В чем суть той задачи, которая решается в процессе осуществления ребенком учебной школьной деятельности? " Следова­тельно, каковы цели этой задачи, и в каких условиях эта цель достижима. Предпо­ложим мы определили смысл учебной задачи. Нам нужно ответить, посредством каких учебных действий данная задача решается.

Мотив самообразования обязательно предполагает формирование общих или частных приемов (способов) умственной деятельности с выделением их со­ставных действий по анализу и осмыслению решаемой задачи. Вне усвоения таких способов учение превращается в простое заучивание, механическое запоминание без развития творческого мышления.

Учебная деятельность, как разновидность человеческой деятельности, с не­обходимостью должна включать в себя мотивацию и постановку учебной пробле­мы, выбор способов, а также контрольно-оценочные действия.

Процесс образования понятий всегда носит продуктивно-творческий харак­тер, понятие возникает и развивается в результате сложной мыслительной опера­ции, направленной на решение некоторой задачи - проблемы. Осознанное усвое­ние понятий предполагает не заучивание через многократное повторение, а напря­жение активности собственной мысли. Таких условий мы видим два: систематиче­ская реализация деятельностного подхода на практике и соблюдение принципа оперативной оценки результата (частота оценки действий, немедленность оценки).

Система обучения на основе принципа деятельностного подхода отличается от сложившейся методики догматического обучения важными особенностями: здесь нет обычного монологичного объяснения учителя; нет пассивного слушате­ля, нет привычного "прохождения" учебного материала, а весь процесс ориенти­рован на самостоятельную деятельность.

Поступление ребенка в школу знаменует собой не только начало перехода познавательных процессов на новый уровень развития, но возникновение новых условий для личностного роста человека.

Младший школьный возраст - время закрепления мотива достижения успе­хов в качестве устойчивого личностного свойства человека. Мотив учения школь­ника как раз тесно связан с мотивом достижения успехов, т.е. при достижении оп­ределенных успехов в обучении, школьник старается познать больше, усвоить ма­териал лучше.

Предпосылки к формированию мотива достижения начинает складываться у детей еще в дошкольные годы, но устойчивой личностной чертой данный мотив становится примерно к III - IV классам.

Одним из свойств формирования мотива учения является безграничное до­верие к взрослым, главным образом к учителям, подчинение и подражание им. Это напрямую касается такого важного личностного образования, закрепляющегося в данном возрасте, как самооценка. Она непосредственно зависит от характера оце­нок, даваемых взрослым ребенку и его успехам в различных видах деятельности.

Вторым важным моментом является сознательная постановка многими детьми цели достижения успехов и волевая регуляция поведения, позволяющая ребенку добиваться ее. Особенно отчетливо это выступает в тех случаях, когда де­ти играют или делают что-то своими руками. Тогда, увлекаясь они могут часами заниматься интересным делом. В этих актах и фактах отчетливо просматривается тенденция к соподчинению мотивов деятельности: принятая цель или возникшее намерение управляют поведением, не позволяя вниманию ребенка отвлекаться на посторонние дела.

Также было показано, что у человека с достижением успехов связаны не один, а два разных мотива: мотив достижения успехов и мотив избегания неудач. Оба они как противоположно направленные тенденции формируется в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте в ведущих для детей данного возраста видах деятельности: у дошкольников - в игре, а у младших школьников - в уче­нии.

В младшем школьном возрасте на базе уже полученного опыта учебной, игровой и трудовой деятельности складываются предпосылки для оформления мо­тивации достижения успехов. Примерно между шестью и одиннадцатью годами у ребенка возникает представление о том, что недостаток его способностей можно скомпенсировать за счет увеличения прилагаемых усилий и наоборот. Следова­тельно, возраст, приходящийся на начало обучения в школе, можно рассматривать как период возникновения и закрепления очень важной личностной характеристи­кой ребенка, которая, становясь достаточно устойчивой, определяет его успехи в различных видах деятельности.

Наши рекомендации