Педагогические ситуации по материалу главы 2
1.Собеседование для детей, поступающих в первый класс, было назначено на 15 часов. К назначенному времени в школе было около пятидесяти родителей с детьми. Дети по очереди входили без родителей в кабинет, и с ними беседовали учителя начальных классов, психолог, логопед. Своей очереди дети и родители ждали в коридоре школы. Когда подошла очередь близнецов Сергея и Юры, было уже 18 часов. На вопрос психолога, с кем вместе Сергей пришел сегодня в школу, он ответил: «С другом», и упорно не хотел признавать в Юре родного брата-близнеца. Чем вызвано такое поведение Сергея?
2. В школе организуется собеседование для детей, поступающих в первый класс с расширенным преподаванием предметов художественного цикла. Учитель информатики предлагает проверять развитие логического мышления детей. Как Вы относитесь к данному предложению?
3. Учитель 2-го класса обратила внимание на высокую отвлекаемость детей на уроке. Изучение сосредоточенности внимания методом корректурной пробы показало, что у одной группы детей количество ошибок в работе соответствует возрастной норме, вторая группа наибольшее количество ошибок делает в начале работы, третья группа – в конце, а у четвертой группы – количество ошибок большое на протяжении всей работы. Предложите способы работы с детьми из выделенных групп. О какой форме дифференциации будет идти речь в этом случае?
4. Первоклассник Саша испытывает затруднения в письменной работе. В тетради пишет неровно, неаккуратно, буквы резко отличаются по размеру, форме. Впечатление такое, будто он не замечает строчек. Похожие трудности у Саши на уроках рисования и труда. В чем может быть причина, и какие пути преодоления трудностей должен использовать педагог?
5. Ситуация из практики учителя русского языка и литературы школы-лаборатории № 1026 Н.М. Хомутовской. В ее 5-ом гимназическом классе, где очень «сильный» состав ребят, учится Стас. Ему с трудом дается математика. Учитель заметила снисходительное отношение одноклассников, их пренебрежительные высказывания в его адрес. Она побеседовала с мальчиком о его увлечениях, узнала, что летом он помогал дедушке работать на комбайне, и даже есть видеозапись его работы. На одном из уроков все ребята в классе смотрели видеофильм, а затем писали сочинение-миниатюру «Ай, да Стас!..» Сразу несколько ребят после этого случая взялись помочь Стасу по математике. И какова же была радость учителя, когда через некоторое время весь класс вбежал к ней на перемене, чтобы сообщить радостную весть: «Стас получил первую пятерку по математике за контрольную работу!" Почему возникло снисходительное отношение к Стасу? Оцените действия учителя.
6. В школе создаются 10-е профильные классы: физико-математический и гуманитарный. Планируется открыть также и общеобразовательный класс. В конце учебного года выясняется желание учеников обучаться в профильных или общеобразовательном классах. Желающих учиться в физико-математическом классе практически нет, хотя изучение склонностей и способностей учеников показывает, что математические способности есть у достаточного количества учеников.
Как изменить профориентационную работу в школе, чтобы выбор профиля обучения проходил более эффективно?
7.В школе создаются профильные классы. Какие проблемы Вы считали бы необходимым обсудить на заседаниях школьных методических объединений?
8. Представьте себе такую ситуацию. В 7 классе, учащиеся которого учились достаточно стабильно, в конце учебного года произошло резкое разделение учеников по успеваемости по преподаваемому вами предмету: отметки одних учащихся улучшились, успеваемость других резко ухудшилась. Как бы Вы изменили процесс обучения в этом классе?
9. Ученики 7-го класса в ходе выполнения проекта создали собрание сочинений в 33 томах (столько в классе учеников) под общим названием «Эта удивительная математика». В каждом томе присутствовали сочинения на тему «Зачем мы изучаем математику?», придуманные авторами задачи (например: на одиноком поле стояла одинокая банка из-под кофе «Neskafe Gold». Вдруг одинокая тарелка НЛО расплющила банку, и баночкин радиус увеличился на 2 см. Найдите первоначальную длину окружности банки, если ее первый диаметр в 3,75 раза меньше диаметра тарелки НЛО, а длина окружности НЛО 18 м), рекламные слоганы («Зная математику, Вы, как 2х2, решите свои финансовые проблемы!», Математика – это чудо-наука!» и т.д.). В работах ребят были главы о связи математики с другими науками, истории развития математики, стихи о математике и математиках, старинные математические задачи. К какому типу проектов относится данный? Как бы Вы предложили завершить проект?
10. На уроке в начальной школе по теме «Связь слов в предложении» учитель разделила учащихся на группы, раздала каждой группе листок с набором слов (в конверте), из которых дети должны были составить предложение. Некоторые слова были лишними и не подходили по смыслу. Например: «луг, козы, пастись, серые, зеленый, на, летать». Когда конверты розданы, начинается обсуждение. Ученики выясняют, какое слово лишнее, исключают его, распределяют каждому ученику по слову. Вся группа выходит к доске и читает свой вариант предложения. Дети из других групп оценивают.
О какой форме работы в данном случае идет речь? Почему она важна в школе?
11. В школе ребятам предлагается элективный курс «Мир человека». В программе следующие темы: Мир человека – что это за мир? Для чего нужно его знать? Сходства и различия между людьми. Хорошее и плохое в человеке, Какой я? Каким хотел бы быть?» и другие.
Как Вы думаете, какие задачи решает данный курс?
12. В 5-м классе выполняется проект «Загадки царства бактерий». Этапы проекта следующие:
- подбор и изучение литературы по теме исследования;
- постановка лабораторных опытов по выращиванию сенной палочки и изучения влияния факторов окружающей среды на ее рост и размножение;
- организация экскурсии в музей им. К.А. Тимирязева;
- микроисследование санитарного состояния школы (наличие сменной обуви у учеников, световой режим, проветривание классов и т.д.);
- оформление творческого отчета по теме проекта;
- проведение тематического вечера для учащихся 5-х классов.
К какому типу можно отнести данный проект?
13. «Я запомнила, - говорит Лена Д., - как учительница написала палочки по линейке, и нам надо было писать. Я не знала, где начинать, и писала, как хотела. Тогда учительница подошла, взяла мою тетрадь и всем показала, что я не хочу писать красиво. Они все смеялись, а я дома сказала, что больше не хочу идти в школу».
Можно ли говорить в данном случае о личностной ориентация обучения?
14. Ниже приведены задания по биологии для учащихся коррекционного и общеобразовательного классов. Сравните задания, и выявите, в чем отличие.
Коррекционный класс | Общеобразовательный класс |
Дайте характеристику царства грибов. | Дайте характеристику царства грибов и вычлените признаки, присущие как грибам, так и растениям. |
Дети при подготовке к уроку выращивали гриб-мукор в домашних условиях. В самостоятельной работе вопрос формулировался так: как можно вырастить гриб-мукор в домашних условиях? | Предлагалось ответить на вопрос, заключенный в загадке: «Пока молода – она седа, а постареет – вся почернеет. |
Каждый ученик получил набор наглядных пособий: А) гербарный лист – редька дикая Б) плодовое тело гриба-трутовика В) восковой муляж – белый гриб Г) гербарный лист – спорынья. Среди перечисленных объектов надо было отыскать гриб-трутовик, для желающих дополнительное задание: найти гриб-спорынью. | Какое отношение гриб-трутовик имеет к березовому соку? |
15. Учитель распределяет учащихся по группам. Основной группе учащихся предлагается воспользоваться журналами мод, срисовать или придумать самостоятельно любой фасон. Предусмотрены индивидуальные задания для учащихся, которые не могут справиться с заданиями основной группы: им необходимо срисовать подготовленные модели. Предлагается также индивидуальное задание для детей, у которых плохо развито пространственное воображение, координация в системе «глаз-рука» при переносе графического образа, но мелкие мышцы руки развиты хорошо, учащиеся уверенно владеют карандашом. Им необходимо обвести контур платья по шаблону и аккуратно раскрасить и подобрать свой рисунок.
О какой форме дифференцированного обучения идет речь?
Глава 3. Современные образовательные системы.