Управление деятельностью учащихся на уроке физической культуры
Для эффективной работы учащихся на уроке физической культуры необходимо обеспечить максимальную занятость каждого, дифференцировать нагрузку, осуществлять контроль за состоянием учащихся на уроке, за выполнением упражнений, обеспечивать страховку и своевременно оказывать помощь, следить за дисциплиной и порядком, использовать адекватные методы организации учащихся. Урок начинается строго по расписанию и заканчивается четко по звонку. Чтобы дети не уставали, на нем должно быть достаточное количество игр, упражнений.
Не стоит рассчитывать, что в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида этот требуемый порядок и дисциплинарные правила будут сами собой осознаны учащимися, что они с желанием будут идти на урок. Детей надо учить всему, особенно в 0— 1 — 3-м классах: своевременно переодеваться, правильно складывать одежду, переходить к месту занятий строем, убирать после занятий инвентарь и оборудование; нужно учить сдавать рапорт, слушать команду, самим давать распоряжения. В зависимости от темы и задач урока в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида можно разделить учащихся на группы по уровню двигательных возможностей и уровню интеллекта, если в классах малая наполняемость (не более 12 человек). В 0—2-х классах деление на подгруппы более целесообразно потому, что дети этого возраста еще не обучены выполнять упражнения, а такая организация детей помогает учителю во время урока больше внимания уделять конкретному ученику, сравнить качество выполнения упражнений учащимися, их поведение, дифференцированно выбрать методы поощрения.
Во время урока учитель оценивает действия ученика, группы детей, дает каждому возможность оценить действия своего товарища.
Очень важно давать четкие задания, в начальной школе сочетать объяснение с показом и внимательно следить, как усвоили ученики инструкцию, понимают ли они ее.
Осознанность будет успешной, если:
- учитель хорошо знает возможности учащихся класса (физические, интеллектуальные);
- приучает детей к физкультурной терминологии. Контроль за выполнением заданий в основном визуальный. Деятельность учащихся при разучивании, закреплении упражнений организуется различными способами.
Фронтальный способ используется при выполнении ходьбы, бега, общеразвивающих и коррекционных упражнений. Этот способ предполагает выполнение одного и того же упражнения всеми учащимися одновременно. Преимущество этого способа заключается в том, что все учащиеся выполняют упражнение одного уровня, синхронно — сразу видно, кто не справляется с поставленной задачей. Этот способ используют при выполнении построения, перестроения, ходьбы, бега, упражнений с предметами, гимнастических упражнений на осанку. Учителю необходимо помнить, что в специальной (коррекционной) школе VIII вида есть дети, которые по состоянию здоровья не могут наравне с другими выполнять упражнения. Таким детям даются индивидуальные задания.
Часто на уроках физкультуры в коррекционной школе используется поточный способ выполнения упражнений. Суть этого способа заключается в том, что ученики выполняют упражнения последовательно друг за другом. Один ученик еще не закончил выполнять упражнение, а второй — уже приступает к выполнению. Это могут быть упражнения с продвижением вперед, передачей предметов, броски и ловля мяча, упражнения в равновесии. Доминирует этот метод в старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида, когда осуществляется совершенствование двигательных умений и навыков.
Посменный способ организации деятельности учащихся на уроках физической культуры заключается в том, что они выполняют упражнения сменами по нескольку человек одновременно (от двух и больше). В начале обучения, когда учитель обязан контролировать действия каждого ученика, упражнения выполняются сменами по два-три ученика. По мере овладения навыками выполнения упражнений количество учащихся может увеличиваться, если обучение протекает медленно — уменьшаться. На уроках физкультуры в специальной школе учащихся делят на смены из-за их разных возможностей. Например, сильные ученики (4 — 5 человек) выполняют упражнение с обручами на гимнастической скамейке; в это же время более слабые ученики (4 — 5 человек) выполняют на такой же гимнастической скамейке более простое в координационном отношении упражнение с гимнастической палкой.
При групповом способе учащиеся распределяются на группы (по усмотрению учителя) и каждая группа по его заданию занимается на том или ином снаряде. Одна группа выполняет лазанье по гимнастической стенке, другая — упражнения на равновесие. Затем группы меняются местами. Но в специальной (коррекционной) школе VIII вида при этой форме организации занятий очень трудно держать в поле внимания всех учеников, так как многие ученики не всегда правильно понимают двигательную установку.
Круговой способ предполагает выполнение учащимися упражнений на различных снарядах друг за другом. Например: последовательно ученики выполняют сначала опорный прыжок, затем упражнения в равновесии и переходят к ходьбе по ориентирам. После этого порядок выполнения предложенных упражнений повторяется.
Учитель должен владеть всеми этими способами и всегда использовать тот, который, по его мнению, наиболее рационален. При любом способе организации учащихся надо размещать детей в зале или на площадке таким образом, чтобы они могли видеть
не только показ упражнений учителем, но и выполнение этого упражнения другими учащимися.
По сравнению с указанными способами проведения занятий по физической культуре со здоровыми детьми в специальных (коррекционных) школах VIII вида значительно большее значение имеет индивидуальная работа с учениками. При индивидуальном способе ведения занятий можно оперативно определить вид ошибок и помочь устранить их. Кроме этого, появляется возможность больше внимания уделять учащимся со слабой двигательной подготовленностью, помочь им в выполнении упражнений.
Последнее время в специальных (коррекционных) школах VIII вида для детей с нарушениями интеллекта все чаще стал использоваться дифференцированный способ ведения занятий (А.С.Самыличев, 1984; Н.Г.Лиманов, 1986; Н.В.Астафьева, 1996; и др.). Однако следует помнить, что в основе дифференцированного обучения лежит клинический подход к слабоумию, т. е. один и тот же ученик по одному учебному предмету может быть в сильной группе, а по другому — в средней или слабой.
На уроках физкультуры такие группы можно создавать только в одном случае — при выполнении упражнений на формирование двигательных качеств (силы, выносливости, скорости, гибкости).