Управление деятельностью учащихся на уроке физической культуры

Для эффективной работы учащихся на уроке физической куль­туры необходимо обеспечить максимальную занятость каждого, дифференцировать нагрузку, осуществлять контроль за состояни­ем учащихся на уроке, за выполнением упражнений, обеспечи­вать страховку и своевременно оказывать помощь, следить за дисциплиной и порядком, использовать адекватные методы органи­зации учащихся. Урок начинается строго по расписанию и закан­чивается четко по звонку. Чтобы дети не уставали, на нем должно быть достаточное количество игр, упражнений.

Не стоит рассчитывать, что в условиях специальной (коррек­ционной) школы VIII вида этот требуемый порядок и дисципли­нарные правила будут сами собой осознаны учащимися, что они с желанием будут идти на урок. Детей надо учить всему, особенно в 0— 1 — 3-м классах: своевременно переодеваться, правильно скла­дывать одежду, переходить к месту занятий строем, убирать после занятий инвентарь и оборудование; нужно учить сдавать рапорт, слушать команду, самим давать распоряжения. В зависимости от темы и задач урока в условиях специальной (коррекционной) шко­лы VIII вида можно разделить учащихся на группы по уровню двигательных возможностей и уровню интеллекта, если в классах малая наполняемость (не более 12 человек). В 0—2-х классах деле­ние на подгруппы более целесообразно потому, что дети этого возраста еще не обучены выполнять упражнения, а такая органи­зация детей помогает учителю во время урока больше внимания уделять конкретному ученику, сравнить качество выполнения уп­ражнений учащимися, их поведение, дифференцированно выбрать методы поощрения.

Во время урока учитель оценивает действия ученика, группы детей, дает каждому возможность оценить действия своего това­рища.

Очень важно давать четкие задания, в начальной школе соче­тать объяснение с показом и внимательно следить, как усвоили ученики инструкцию, понимают ли они ее.

Осознанность будет успешной, если:

- учитель хорошо знает возможности учащихся класса (физи­ческие, интеллектуальные);

- приучает детей к физкультурной терминологии. Контроль за выполнением заданий в основном визуальный. Деятельность учащихся при разучивании, закреплении упраж­нений организуется различными способами.

Фронтальный способ используется при выполнении ходьбы, бега, общеразвивающих и коррекционных упражнений. Этот способ предполагает выполнение одного и того же упражне­ния всеми учащимися одновременно. Преимущество этого спосо­ба заключается в том, что все учащиеся выполняют упражнение одного уровня, синхронно — сразу видно, кто не справляется с поставленной задачей. Этот способ используют при выполнении построения, перестроения, ходьбы, бега, упражнений с предме­тами, гимнастических упражнений на осанку. Учителю необходи­мо помнить, что в специальной (коррекционной) школе VIII вида есть дети, которые по состоянию здоровья не могут наравне с другими выполнять упражнения. Таким детям даются индивиду­альные задания.

Часто на уроках физкультуры в коррекционной школе исполь­зуется поточный способ выполнения упражнений. Суть этого способа заключается в том, что ученики выполняют упражнения последовательно друг за другом. Один ученик еще не закончил выполнять упражнение, а второй — уже приступает к выполне­нию. Это могут быть упражнения с продвижением вперед, пере­дачей предметов, броски и ловля мяча, упражнения в равновесии. Доминирует этот метод в старших классах специальной (коррек­ционной) школы VIII вида, когда осуществляется совершенство­вание двигательных умений и навыков.

Посменный способ организации деятельности учащих­ся на уроках физической культуры заключается в том, что они выполняют упражнения сменами по нескольку человек одновре­менно (от двух и больше). В начале обучения, когда учитель обязан контролировать действия каждого ученика, упражнения выпол­няются сменами по два-три ученика. По мере овладения навыка­ми выполнения упражнений количество учащихся может увели­чиваться, если обучение протекает медленно — уменьшаться. На уроках физкультуры в специальной школе учащихся делят на смены из-за их разных возможностей. Например, сильные уче­ники (4 — 5 человек) выполняют упражнение с обручами на гим­настической скамейке; в это же время более слабые ученики (4 — 5 человек) выполняют на такой же гимнастической скамейке бо­лее простое в координационном отношении упражнение с гим­настической палкой.

При групповом способе учащиеся распределяются на группы (по усмотрению учителя) и каждая группа по его заданию занимается на том или ином снаряде. Одна группа выполняет ла­занье по гимнастической стенке, другая — упражнения на равно­весие. Затем группы меняются местами. Но в специальной (кор­рекционной) школе VIII вида при этой форме организации заня­тий очень трудно держать в поле внимания всех учеников, так как многие ученики не всегда правильно понимают двигательную ус­тановку.

Круговой способ предполагает выполнение учащимися упражнений на различных снарядах друг за другом. Например: по­следовательно ученики выполняют сначала опорный прыжок, за­тем упражнения в равновесии и переходят к ходьбе по ориенти­рам. После этого порядок выполнения предложенных упражнений повторяется.

Учитель должен владеть всеми этими способами и всегда ис­пользовать тот, который, по его мнению, наиболее рационален. При любом способе организации учащихся надо размещать детей в зале или на площадке таким образом, чтобы они могли видеть

не только показ упражнений учителем, но и выполнение этого упражнения другими учащимися.

По сравнению с указанными способами проведения занятий по физической культуре со здоровыми детьми в специальных (коррекционных) школах VIII вида значительно большее значение имеет индивидуальная работа с учениками. При индивидуаль­ном способе ведения занятий можно оперативно определить вид ошибок и помочь устранить их. Кроме этого, появляется воз­можность больше внимания уделять учащимся со слабой двига­тельной подготовленностью, помочь им в выполнении упражне­ний.

Последнее время в специальных (коррекционных) школах VIII вида для детей с нарушениями интеллекта все чаще стал использоваться дифференцированный способ ведения занятий (А.С.Самыличев, 1984; Н.Г.Лиманов, 1986; Н.В.Астафьева, 1996; и др.). Однако следует помнить, что в основе дифференциро­ванного обучения лежит клинический подход к слабоумию, т. е. один и тот же ученик по одному учебному предмету может быть в сильной группе, а по другому — в средней или слабой.

На уроках физкультуры такие группы можно создавать только в одном случае — при выполнении упражнений на формирование двигательных качеств (силы, выносливости, скорости, гибкости).

Наши рекомендации