Управление познавательной деятельностью и ее проявление на уроке

Психолого-педагогический анализ урока

Примерная схема психолого-педагогического анализа урока.

Дата _________ФИО педагогич. работника_________________

1. Общие сведения об уроке: дата, образовательная организация, класс, предмет, тема урока, цель и тип урока, количество обучающихся в классе, сколько из них присутствовало на уроке.


2. Организационные момент урока и его влияние на психику обучающихся: характер требований педагога, ответная реакция обучающихся, групповые и индивидуальные отклонения в поведении, общая настроенность обучающихся на урок; дисциплина и организованность в начале урока; факты, свидетельствующие о наличии или недостаточности взаимопонимания педагога и обучающихся.

Психологическая оценка содержания урока

Психологическое качество учебного материала: описательный или объяснительный, степень его наглядности, конкретности, абстрактности и общности.

Восприятия данного материала требует активизации, каких сторон познавательной деятельности обучающихся: образно или словесно-логической памяти, абстрактного мышления воображения. Какие эмоции могут быть вызваны.

Соответствие данного учебного материала возрастным особенностям познавательной деятельности обучающихся, их жизненному опыту и уровню знаний.

Как педагог делает учебный материал доступным восприятию обучающихся данного возраста, понятным и интересным (ясность и простота изложения, наличие ярких примеров, аналогий, сравнений, использование наглядных средств, связь с жизнью и т.д.).

Каково воспитательное воздействие данного материала: моральное, эстетическое, атеистическое и т. д.

Управление познавательной деятельностью и ее проявление на уроке

Внимание.

Пути организации внимания на всех этапах урока (обращение к обучающихся с призывами быть внимательными, подчеркивание значимости деятельности, постановка конкретной задачи, использование принципа наглядности и обращение к непроизвольному вниманию и т.д.)

Виды внимания, имевшие место на уроке, и форма их проявления у отдельных обучающихся.

Способы организации переключения внимания обучающихся с одной деятельности на другую.

В каких сложных видах деятельности, предложенных педагогом, требовалось распределение внимания обучающихся, и как они с этим справились?

Организация восприятия и его характер.

Что является объектом восприятия обучающихся (речь учителя, текст учебника, различные наглядные средства). Качество материала восприятия.

Использование наглядных средств, их функция на уроке.

Осмысленность восприятия материала.

Активизация памяти и ее развитие: Обращение педагога к памяти обучающихся. С какой целью оно проводилось на различных этапах урока.

Какие виды памяти имели место на уроке: наглядно-образная, словесно-логическая, эмоциональная, непреднамеренная, механическая, логическая.

Какие приемы лучшего запоминания материала использовал педагог на уроке: постановка цели на запоминание, логическая обработка материала, установление различного рода ассоциаций, включение в деятельность, повторение, эмоциональная нагрузка и т.д.

Как проявились у отдельных обучающихся на уроке процессы памяти (запечатление, узнавание, воспроизведение, забывание).

Активизация мыслительной деятельности обучающихся.

Каким образом педагог формировал научные понятия у обучающихся. Как при этом использовал наглядные средства.

Какие связи между понятиями педагог устанавливал, какие суждения формировал.

Каким путем (индуктивным или дедуктивным) педагог подводил обучающихся к усвоению тех или иных понятий и суждений?

Насколько педагог вызвал потребность в усвоении данных понятий: раскрыл теоретическое значение, показал практическую применимость, связал с жизнью и т. д.

Уровни усвоения понятий, проявление на уроке. Ошибки при определении понятий.

Активизация самостоятельного творческого мышления обучающихся. Имела ли место проблемная направленность построения урока, проблемные ситуации и пути их создания. Уровень проблемности. Степень заинтересованности обучающихся в поиске ответа.

Какие конкретные мыслительные действия должен самостоятельно произвести обучающийся для того, чтобы найти решение поставленной проблемы? Проанализировать один пример.

В какой степени класс подготовлен к проблемному обучению: общий уровень развития, наличие необходимых знаний и умений, количество обучающихся, активно проявляющих себя в поиске ответа на вопрос.

Обучал ли педагог уже готовым приемам рационального мышления, давал ли «предписания алгоритмического типа».

Насколько внутренне стройно, логично, последовательно был построен урок в целом.

Логика рассуждений обучающихся, ошибки в рассуждениях.

Активизировались ли на уроке представления памяти, репродуктивное и творческое воображение?

Как осуществлял педагог учет индивидуальных особенностей обучающихся?

Наши рекомендации