Управление деятельностью учащихся на уроке физической культуры

Для эффективной работы учащихся на уроке ФизичсскойкУ ^ туры необходимо обеспечить максимальную занятость И дифференцировать нагрузку, осуществлять контроль за со5*пеЧц-ем учащихся на уроке, за выполнением упражнений, ° дцс-вать страховку и своевременно оказывать помощь, следить

ппиной и порядком, использовать адекватные методы органи-

иии учащихся. Урок начинается строго по расписанию и закан-за.„ается четко по звонку. Чтобы дети не уставали, на нем должно ^'достаточное количество игр, упражнений.

Не стоит рассчитывать, что в условиях специальной (коррек-шонной) школы VIII вида этот требуемый порядок и дисципли­нарные правила будут сами собой осознаны учащимися, что они с желанием будут идти на урок. Детей надо учить всему, особенно q__ 1 —3-м классах: своевременно переодеваться, правильно скла­дывать одежду, переходить к месту занятий строем, убирать после занятий инвентарь и оборудование; нужно учить сдавать рапорт, слушать команду, самим давать распоряжения. В зависимости от темы и задач урока в условиях специальной (коррекционной) шко­лы VIII вида можно разделить учащихся на группы по уровню двигательных возможностей и уровню интеллекта, если в классах малая наполняемость (не более 12 человек). В 0—2-х классах деле­ние на подгруппы более целесообразно потому, что дети этого возраста еще не обучены выполнять упражнения, а такая органи­зация детей помогает учителю во время урока больше внимания уделять конкретному ученику, сравнить качество выполнения уп­ражнений учащимися, их поведение, дифференцированно выбрать методы поощрения.

Во время урока учитель оценивает действия ученика, группы детей, дает каждому возможность оценить действия своего това­рища.

Очень важно давать четкие задания, в начальной школе соче­тать объяснение с показом и внимательно следить, как усвоили ученики инструкцию, понимают ли они ее.

Осознанность будет успешной, если:

- учитель хорошо знает возможности учащихся класса (физи­ческие, интеллектуальные);

-приучает детей к физкультурной терминологии.

Контроль за выполнением заданий в основном визуальный.

Деятельность учащихся при разучивании, закреплении упраж­нений организуется различными способами, хо рЯонтальный способ используется при выполнении ходьбы, бега, общеразвивающих и коррекционных упражнений.

от способ предполагает выполнение одного и того же упражнения Всеми Учащимися одновременно. Преимущество этого способа в том, что все учащиеся выполняют упражнение Поста° Уровн.я' синхронно — сразу видно, кто не справляется с Постп^16""0" задачеи- Этот способ используют при выполнении тами °ения' пеРестроения, ходьбы, бега, упражнений с предме-Мо п' Имнастических упражнений на осанку. Учителю необходи-еСТь деНИТЬ' ЧТ° В спеииальнои (коррекционной) школе VIIIвида ти, которые по состоянию здоровья не могут наравне с




другими выполнять упражнения. Таким детям даются индивидуальные задания.

Часто на уроках физкультуры в коррекционной школе используется поточный способ выполнения упражнений. Суть этого способа заключается в том, что ученики выполняют упражнения последовательно друг за другом. Один ученик еще не закончил выполнять упражнение, а второй — уже приступает к выполне­нию. Это могут быть упражнения с продвижением вперед, пере­дачей предметов, броски и ловля мяча, упражнения в равновесии Доминирует этот метод в старших классах специальной (коррек­ционной) школы VIIIвида, когда осуществляется совершенство­вание двигательных умений и навыков.

Посменный способ организации деятельности учащих­ся на уроках физической культуры заключается в том, что они выполняют упражнения сменами по нескольку человек одновре­менно (от двух и больше). В начале обучения, когда учитель обязан контролировать действия каждого ученика, упражнения выпол­няются сменами по два-три ученика. По мере овладения навыка­ми выполнения упражнений количество учащихся может увели­чиваться, если обучение протекает медленно — уменьшаться. На уроках физкультуры в специальной школе учащихся делят на смены из-за их разных возможностей. Например, сильные уче­ники (4 — 5 человек) выполняют упражнение с обручами на гим­настической скамейке; в это же время более слабые ученики (4— 5 человек) выполняют на такой же гимнастической скамейке бо­лее простое в координационном отношении упражнение с гим­настической палкой.

При групповом способе учащиеся распределяются на группы (по усмотрению учителя) и каждая группа по его заданию занимается на том или ином снаряде. Одна группа выполняет ла­занье по гимнастической стенке, другая — упражнения на равно­весие. Затем группы меняются местами. Но в специальной (кор­рекционной) школе VIIIвида при этой форме организации заня­тий очень трудно держать в поле внимания всех учеников, так как многие ученики не всегда правильно понимают двигательную ус­тановку.

Круговой способ предполагает выполнение учащимися
упражнений на различных снарядах друг за другом. Например
следовательно ученики выполняют сначала опорный прыжок,
тем упражнения в равновесии и переходят к ходьбе по ориентирам. После этого порядок выполнения предложенных упр.
повторяется.

Учитель должен владеть всеми этими способами и всегда использовать тот, который, по его мнению, наиболее рационален При любом способе организации учащихся надо размещать в зале или на площадке таким образом, чтобы они могли

использовать показ упражнений учителем, но и выполнение этого упражнения другими учащимися.

По сравнению с указанными способами проведения занятий Физической культуре со здоровыми детьми в специальных (коррекционных) школах VIIIвида значительно большее значение рСК.ет индивидуальная работа с учениками. При индивидуальных особенностях ведения занятий можно оперативно определить ошибки и помочь устранить их. Кроме этого, появляется воз-в жНОсть больше внимания уделять учащимся со слабой двига­тельной подготовленностью, помочь им в выполнении упражне­ний-

Последнее время в специальных (коррекционных) школах

VIII вида для детей с нарушениями интеллекта все чаще стал использоваться дифференцированный способ ведения занятий (А.С.Самыличев, 1984; Н.Г.Лиманов, 1986; Н.В.Астафьева, 1996; и др.)- Однако следует помнить, что в основе дифференциро­ванного обучения лежит клинический подход к слабоумию, т.е. один и тот же ученик по одному учебному предмету может быть в сильной группе, а по другому — в средней или слабой.

На уроках физкультуры такие группы можно создавать только водном случае — при выполнении упражнений на формирование двигательных качеств (силы, выносливости, скорости, гибкости).

Ритмика, ее назначение

Вспециальной (коррекционной) школе VIIIвида ритмика как средство преодоления отклонений в психологическом и физиче­ском развитии всегда включалась в учебный план. До 1962 г. для учащихся начальных классов она заменяла уроки физкультуры и проводилась два раза в неделю. И только в 1963/64 учебном году (РД.Бабенкова, 1961; Н.А.Козленко, 1962) в 1 —3-х классах по­является предмет «физическая культура», а ритмика становится отдельным предметом.

Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально-
тмическая деятельность, в результате которой учащиеся приоб-
Ни^°ГСЯ К мУзыке и выражают себя, свое Я через движения. Усвое-
н Несложных музыкальных форм, выполнение под музыку раз­
ных Разных Движений — бега, прыжков, подскоков, танцеваль-
Ван и гимнастических упражнений — способствуют совершенство-
ечтиг? У Учащихся Двигательных навыков, пространственной ори-
Нопм кооРдинаиии движений. Ритмика — хорошее средство

изации поведения, эмоционального состояния ученика.

1) г^амма по ритмике включает 4 раздела:

2) п Ражнения на ориентировку в пространстве;

тмико-гимнастические упражнения;

3) игры под музыку;

4) танцевальные упражнения.

В программе (см.: Программы подготовительного 0-го и 1 -_л классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида М., 1999) определены основные требования к знаниям, уменияи и навыкам учащихся.

Для физического развития детей наибольшее значение имеют первые два раздела программы по ритмике.

Ритмико-гимнастические упражнения способствуют развитию у детей координации движений. Учащиеся должны научиться со­гласовывать движения рук, головы, туловища, ног и выполнять их синхронно. Движения под музыку помогают не только коррек­ции недостатков физического развития, но и совершенствованию всех психических процессов.

Наши рекомендации