Особенности организации и методики. Школа-парк – это набор, или парк, открытых разновозрастных студий
Школа-парк – это набор, или парк, открытых разновозрастных студий. Под студией же понимается свободное объединение учеников вокруг учителя-мастера для совместного обучения. При этом состав студий определяется, с одной стороны, составом имеющихся учителей, их реальными знаниями и умениями, а с другой стороны – образовательными потребностями учеников. Таким образом, состав студий не является постоянным, он меняется, подчиняясь закону спроса и предложения на рынке образовательных услуг.
Учащиеся парк-школы не делятся на классы, и при этом каждый из них самоопределяется по отношению к каждой студии: либо он является ее постоянным членом (членом «команды»), либо клиентом, либо посетителем (гостем). Таким образом, все учащиеся парк-школы добровольно распределяются по студиям в качестве постоянных членов. Каждый ученик является постоянным членом одной студии (но может изменить этот выбор в любое время); в качестве клиента или гостя он может посещать любые студии без ограничений.
Каждая студия в течение недели или дня работает в двух режимах: в закрытом, только со своими постоянными членами, и в открытом, для клиентов и гостей. Разница между клиентом и гостем состоит в том, что клиент активно участвует в работе студии, в то время как гость лишь наблюдает за ее работой. Кроме того, у каждого учителя существуют «выращенные им» из постоянных членов студии подмастерья – ученики, активно помогающие ему в работе с другими постоянными членами или клиентами. Любой ученик парк-школы может в любое время изменить свой статус по отношению к данной студии – из посетителя стать клиентом, затем постоянным членом, затем подмастерьем (последнее, конечно, по взаимному согласию с учителем); возможно изменение статуса и в обратную сторону.
Парк-школа работает 5 или 6 дней в неделю, причем занятия организуются блоками по 2–3 академических часа, соответственно 3 или 2 блока в день. Составляется учебный план, где недельный бюджет времени, обеспеченный финансами, распределяется между студиями (понятно, что у учебного плана парк-школы и у традиционного школьного учебного плана общее только название – учебный план школы-парка лишь распределяет время между студиями, никак не детерминируя «обязательные» недельные объемы посещения студий учащимися в зависимости от классов – последних в школе-парке попросту нет), и график работы студий, определяющий время и место работы каждой студии в течение недели. График составляется так, что во время каждого блока одновременно работает несколько студий; при этом в нем отражается работа каждой студии в двух режимах: на некоторых блоках – только для своих постоянных членов, в закрытом режиме, на остальных блоках – в открытом режиме обслуживания клиентов и гостей.
Копия графика работы выдается каждому ученику парк-школы. Он обязан ежедневно ходить в школу, но какие именно студии выберет ученик для своей работы – он решает сам, причем этот выбор каким бы то ни было учебным планом, расписанием занятий, списком «обязательных предметов» и тому подобными документами не регламентируется. Исключением, естественно, является деятельность студий в закрытом режиме, когда все ее постоянные члены обязаны участвовать в работе.
Из принципа открытости студий следуют следующие параметры образовательного процесса парк-школы:
1. Состав студий на каждом занятии является переменным и разновозрастным. Учитель, собираясь утром на работу, не знает заранее, кто придет к нему сегодня в студию (кроме единственного случая, когда студия работает в закрытом режиме) и чем они будут заниматься.
2. В этих условиях «проходить школьные программы» становится попросту невозможным – мало того, что все дети разного возраста (и с разным личным знанием), так еще и любой ребенок может в любой момент как подключиться к работе студии, так и «выпасть» из нее. Именно поэтому в студии возможны только способы работы, востребующие разновозрастность и делающие возможными свободный вход в студию и выход из нее в любое время.
3. Учитель в принципе не может написать заранее «план урока»; он фиксирует итоги работы (личные учебные достижения каждого ребенка) после занятия. Таким образом, перспективное планирование традиционной школы в парк-школе заменяется ретроспективным анализом.
Таким образом, в студиях не изучаются какие бы то ни было учебные программы; содержанием ее работы является повышение членораздельности восприятия окружающего мира (в предметной области, соответствующей профилю студии) каждым учащимся – обучение, которое О.М. Леонтьева назвала фрактальным. Оно организуется в различных видах совместной деятельности учащихся разных возрастов и учителя; главное, что отличает его от традиционного обучения – принципиально иная цель. Если целью подавляющего большинства образовательных систем является усвоение учащимися определенной образовательной программой «системы знаний» (пусть не в готовом виде, не репродуктивно, а в более тонких образовательных технологиях), формирование у них заданных заранее умений и навыков, то цель фрактального обучения – увеличение членораздельности, или фрактальности, индивидуальной картины мира каждого учащегося.
Принципиально отличающимися от традиционных являются и способы работы в студиях, разработанные М.А. Балабаном и детализированные в ходе экспериментальной апробации образовательной системы. Основными являются активное молчание, направляемое чтение, антиципационное чтение, неспецифическое чтение, неспецифическая классификация, модальная классификация, лабораторные туры, обзорное чтение, обращенное чтение, обращенный пересказ, метод проектов.
В условиях фрактального обучения в открытых разновозрастных студиях бессмысленной является любая аттестация учащихся, понимаемая как сравнение их личных, индивидуальных знаний с эталонами или измерение этих знаний по стандартным шкалам. Поэтому в парк-школе все виды аттестации (кроме итоговой, которая пока, к сожалению, обязательна) заменяются резюме личных достижений учащегося в студиях; эти резюме не несут оценочной нагрузки и не калибруют личные достижения по каким бы то ни было стандартным шкалам.
Предтечи, разновидности, последователи
& Открытые студии в Древней Греции. Прообразом организации процесса в школе-парке являются открытые студии в Древней Греции, где среди прочих мастеров Сократ, Платон и Аристотель вели обучающие беседы-диалоги со студентами, которых интересовали различные проблемы мироустройства. Другим аналогом прошлого (до XVII века) могут служить формы ученичества в продуктивной среде (семье, мастерской, ферме).
& «Парк открытых студий» О. Леонтьевой. В рамках государственной школы открыты парк-студии – некоторые интересные разделы знаний раскрываются талантливыми учителями перед группами желающих и интересующихся ребят. Ученики могут свободно посещать студии вместо уроков по расписанию (свободное посещение). Состав участников студий – разновозрастный и переменный. Общение учителя с учениками основано на педагогике сотрудничества.
Каждый ребенок находится под пристальным вниманием взрослого (ведется психологическая диагностика), при необходимости ему оказывается различная помощь и поддержка. «Детство является периодом проб и ошибок».
Ребенок не отгораживается также и от внешней жизни, включен в общую жизнь школы, домашнее воспитание и т.д.
Открытыв московском НПО «Школа самоопределения» (О.М. Леонтьева, Т.С. Шагова); парк-школа на базе школы № 95 г. Екатеринбурга (1993–2001, А.М. Гольдин): классно-урочная система заменена парк-студиями, в которых занимаются разновозрастные группы детей.
Рекомендуемая литература
1. Балабан М. А. Школа-парк: как построить школу без классов и уроков. – М.: Первое сентября, 2001.
2. Гольдин А. М. Образовательная система «Школа-парк»: теория и практика. – Екатеринбург: Полиграфист, 2002.
3. Леонтьева О. М. Школа-парк сегодня и в будущем //Балабан М. А. Школа-парк: как построить школу без классов и уроков. – М.: Первое сентября, 2001. – С. 191–204.
Более подробная библиография – на сайте http://park-school.ru
Рекомендуемая литература
1. Балабан М. Бесплатная реформа // Педагогический калейдоскоп. - 1994. - № 13-14.
2. Балабан М. Выпустим школу на волю // Первое сентября. - 1997. - № 30, 33.
3. Балабан М. Новая жизнь без революции // Первое сентября. - 1996. - № 67.
4. Балабан М. Право на неграмотность // Педагогический калейдоскоп. - 1995. - № 6.
5. Балабан М. Свободные парк-школы: учебные материалы для аналитических семинаров по педагогике массового образования. - М.: НИВЦ МГУ, 1992.
6. Балабан М. Что такое школа-парк // Первое сентября. - 1993. - № 7.
7. Балабан М. Школа-парк // Первое сентября. – 1992. – декабрь.
8. Балабан М. Школа-парк. Как построить школу без классов и уроков. – М.: Первое сентября, 2001.
9. Гольдин А.М. Математика в парковой технологии // Школьные технологии. – 1997. – № 4.
10. Гольдин А.М. Школа-парк как одна из моделей свободного образования // Школьные технологии. – 1998. - № 4.
11. Леонтьева О.М. Хроника рождения свободной школы // Первое сентября. – 1998. - № 42; 1999. - № 69.
12. Соловейчик С. Мечта и действительность // Первое сентября. - 1996. - № 100.