Раздел 1. КЛАССИЧЕСКАЯ БАСНЯ КАК ПРОИЗВЕДЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И КАК УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ УРОКОВ ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
Раздел 1. КЛАССИЧЕСКАЯ БАСНЯ КАК ПРОИЗВЕДЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И КАК УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ УРОКОВ ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ…………………………………8
1.1. Определения басни и её характерные черты ………………………...8
1.2. История развития жанра басни……………………………………..12
Раздел 2. ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ БАСНИ ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………….16
2.1. Методы и приёмы работы с баснями как материалом, формирующем
систему ценностей школьников……………………………………..16
2.2. Методика изучения басен в начальной школе…………………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..39
ВВЕДЕНИЕ
Басня, как жанр, с момента своего появления и до наших дней была призвана высмеивать человеческие пороки. Выполняя различные социальный заказы, этот жанр оставался актуальным и популярным, благодаря своим функциям, удовлетворяющим потребности читателей в этом жанре. Очень важным качеством для человека является признание своих пороков и желание избавиться от них. Сколько существует человек на земле, столько он и будет бороться со своими грехами и соблазнами. И басенный жанр ему в этом и друг и помощник. И сегодня, с развитием технологий и улучшением уровня жизни человека, мы приобрели ещё больше возможностей нарушить установленные правила, согрешить в чём-то. Но, что интересно, если количество людских пороков растёт, то количество современных басен стремится к нулю. Как же так получилось, что до XXI века популярный в мире жанр находит своё воплощение теперь лишь в нецензурных нелепых попытках, пародиях на некогда цветущую басню? Вот ещё только в XX веке вся страна зачитывалась мудрыми и поучительными баснями Крылова! А сегодня проходим их только в школах. Сам собою напрашивается вопрос, что у внимательного и любопытного читателя, что у опытного литературоведа: неужели жанр басни изжил сам себя? Между филологами XIX века возникла полемика о происхождении басни и приоритете одной из двух теорий её появления. В литературоведении XIX-XX вв есть ответ на вопрос: «Как появилась басня?», но вопрос: «Какая методика изучения басни в начальных классах является наиболее распространенной?» до сих пор остаётся спорным. Поэтому тема данной курсовой работы является актуальной.
Обучение чтению басен - вопрос в методике далеко не новый
(К. Д. Ушинский, Д. И.Тихомиров, В. П.Острогорский, Н. Н. Щепетова, Л. И.Тимофеев, и др.). В Украине басня включается в учебные книги с 1699 года и по настоящее время признается обязательным учебным материалом для уроков чтения со второго класса начальной школы. Однако принципиальных изменений в отношении методики обучения младших школьников чтению басен за истекшее время нам отметить не удалось: в учебном процессе в начальных классах традиционно и до сих пор в основном используются возможности басни как жанра дидактической литературы, то есть учащиеся чаще всего, читая отдельные басни, оттачивают технику чтения, находят с помощью учителя в тексте басни мораль, анализируют ее, заучивают басни наизусть, инсценируют их. При этом внимание обучающих и обучающихся сосредотачивается главным образом на композиции и языке читаемой басни, а цель работы представляется абсолютно ясной.[1; 35].
Но при таком подходе к обучению, по нашим данным, младшие школьники, неоднократно встречавшиеся с баснями на уроках чтения (и даже их учителя), к сожалению, смешивают басню и сказку (от 60 до 85% учащихся вместо басен называют сказки), басню и рассказ (до 20%); их раздражают неоправданные ожидания положительного героя, которого они обычно пытаются отыскать в басне: учащиеся хотят прочитать басни, где "всегда была бы правда и справедливость", где действовала бы "справедливая Лиса", называют положительными таких басенных персонажей, у которых есть хоть что-то, с их точки зрения, хорошее: Лисица, потому что она "красивая", "умная", "хитрая", "умеет добиться своего", "найдет выход из трудного положения", "сумела проникнуть в душу Вороны, нашла ее слабое место" и т. п. Но интуитивно все читатели чувствуют уязвимость таких оценок. Все это и приводит к тому, что ни младшие школьники, ни их учителя почти никогда не выбирают басни для самостоятельного чтения (в среднем 6%).
Вместе с тем желание и умение читать басни приобретает для ребенка начала XXI века уже в младшем школьном возрасте личностно-значимый смысл, но только в том случае, если учитель и дети воспринимают басню как особый литературный жанр с ярко выраженной спецификой художественного видения ее автором явлений реальной действительности и отражения их в форме так называемого художественного басенного мира. Именно освоение авторского отражения окружающего мира в басне приучает ребенка различать зло, формирует у начинающего читателя свое особое отношение к миру зла и убеждает его в важности понимания того, когда и как может трансформироваться реальный мир в басенный. А это, в свою очередь, требует внесения в принятую сейчас методику обучения младших школьников чтению басен таких изменений, которые научили бы детей 8-9 лет умению вглядываться в созданные баснописцем персонажи и картины басенного мира, узнавать этот мир, запоминать басенные образы и картины, во многом на интуитивном уровне улавливать типичные для этого мира ситуации и отношения персонажей и "присваивать" все это как жизненный опыт, особенно необходимый детям в новых социальных условиях. Именно поэтому классическую басню как учебный материал в современной начальной школе нельзя ничем заменить, так как она является "одним из способов познания житейских отношений, характера человека".
Все сказанное определяет актуальность представленной темы исследования и позволяет определить его проблему, которую мы сформулировали так: как следует организовать обучение современных младших школьников чтению басен, чтобы этот учебный материал был ими воспринят и востребован, а чтение басен способствовало их общему и литературному образованию, воспитанию и развитию.
Цель исследования- учитывая изменения, происходящие в современном обществе (в том числе и в детях), внести коррективы в методику изучения басен в начальной школе, чтобы дети научились и захотели их читать.
Объектом исследования выступают басни как учебный материал для формирования младших школьников-читателей в XXI вв.
Предметом исследования - организационно-методическая система обучения младших школьников чтению басен, позволяющая добиться того, чтобы учебный процесс оказал влияние на общее и литературное развитие детей и был действенной частью формирования их социально-нравственного опыта.
Гипотеза исследования - если уже в начальной школе задать детям способность воспринимать специфику басенного мира как особого художественного способа видения баснописцем действительности, отобрав с этой целью басни, в которых жанровые особенности проявляются совершенно явно, то у детей возрастет интерес к басне, качество усвоения произведений этого жанра повысится, а влияние на личность каждого ребенка усилится.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
1. Выделить важнейшие характеристики художественного басенного мира, которые младшие школьники могут и должны воспринять, чтобы научиться и захотеть читать басни.
2. Изучить басни, входящие в круг чтения, доступный современному младшему школьнику, обратив особое внимание на проявление жанровой специфики отражения баснописцами в каждой из них окружающего мира.
3. Исследовать историю методики обучения младших школьников чтению басен в начальной школе.
Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы исследования: историко-теоретический анализ литературоведческой, педагогической и методической литературы; наблюдение за процессом обучения учащихся чтению басен в массовой школе; беседы с учителями начальных классов для выявления особенностей восприятия ими произведений басенного жанра; количественную и качественную обработку полученных данных.
Научная новизна исследования состоит в следующем: дано рабочее определение понятия «басенный мир»; в результате оценки и систематизации басен как учебного материала для детей младшего школьного возраста выявлены басни с явно выраженной спецификой художественного басенного мира; с учетом особенностей формирования ребенка-читателя современной эпохи разработана организационно-методическая система двухступенчатого обучения детей чтению таких басен как художественных произведений: а)чтение басен, объединенных тематически, б) чтение басен, объединенных ведущим басенным образом; на каждой ступени обучения уточнены принципы анализа текста басен на уроке; установлено, что при реализации разработанной системы обучения интерес учащихся к басне и уровень усвоения ее содержания, а также обращение к басне без побуждения извне и влияние этого учебного материала на личность учащихся начальных классов возрастают.
Структура работы - работа включает в себя два раздела, вывод, список литературы.
Раздел 1. КЛАССИЧЕСКАЯ БАСНЯ КАК ПРОИЗВЕДЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И КАК УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ УРОКОВ ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ