Задания для самостоятельной работы. 1. Ты да Я, да мы с тобой

Задание 1.

1. Ты да Я, да мы с тобой. Сколько нас?

2. Каких камней в море нет?

3. В корзине 3 яблока. Как поделить их между тремя девушками, чтобы одно яблоко осталось в корзине?

4. Где находятся города без домов, реки без воды и леса без де­ревьев?

5. Вы — пилот самолета, летящего из Гаваны в Москву с двумя посадками в Алжире. Сколько лет пилоту?

6. На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках.

7. Обычно месяц заканчивается 30 или 31 числом. В каком месяце есть 28 число?

8. Вы входите в тёмную малознакомую комнату. В ней две лампы -газовая и керосиновая. Что Вы зажжёте в первую очередь?

Задание 2.

Вставьте слово, которое бы служило окончанием первого и нача­лом второго:

2. АМ(...)АН 3. КАБ(...)ОШКО

5. ВАМ(...)С

1.МЕ(...)ОЛАД 4.У(...)ОД

Задание 3.

Переставьте буквы в слове так, как дано в образце, чтобы получи­лось третье слово:

1. БАГОР (РОСА) ТЕСАК

ГАРАЖ (...)ТАБАК

2. ФЛЯГА (АЛЬТ) ЖЕСТЬ

КОСЯК (...)МИРАЖ

3. КНИГА (АИСТ) САЛАТ

ПИРОГ (…) ОМЛЕТ

Задание 4.

Решите анаграмму и исключите лишнее слово:

1. КОХЙЕК СНИНЕТ ОЖИВТ ЛУФОБТ

2. ТРБА КПИРАКС АТМЬ НКВЧУА

Задание 5.

Составьте с каждым из слов столько предложений, сколько эти слова имеют значений:

КОРЕНЬ ТЕНЬ ЯЗЫК ОБОРОТ ХОЗЯЙСТВО

Задание 6.

Выведите (если это возможно) заключение из каждой пары посылок:

1. Тем, кто лыс, расчёска не нужна. Ни одна ящерица не имеет волос.

2. Все мои друзья простудились. Тому, кто простужен, нельзя петь.

3. Ни один несчастный человек не хохочет. Ни один счастливый человек не стонет.

4. Ни один свадебный пирог не полезен. Неполезной пищи следует избегать.

Задание 7.

Найдите все цифры в возрастающей последовательности (от I до 25) и буквы в строго алфавитном порядке (от А до Щ). Фиксируйте время работы с каждой таблицей.

         
В У Ц д
К Щ ш М ч
Р X А О ф
Г н Е с п
ж т Л Б и

Задание 8.

Прочитайте зашифрованный текст:

а) ЕЬНЕВ ОНГМЕ ОНДУЧ ЮНМ ОПЯ

б) ВЗММЯАУИРЗЯ

в) ОЬЕСЗРКДУЬ

Задание 9.

Какие отличительные особенности мышления как одного из по­знавательных процессов проявляются в следующих примерах?

А. Подойдя к трамвайной остановке не в часы «пик» и заметив на ней необычно много людей, вы догадываетесь: давно не было трамвая.

Б. Придя однажды домой и заметив, что сынишка-дошкольник непривычно тих и молчалив, мать невольно думает: заболел или напро­казил (по И.М. Палею, 1966).

* Задания 9—13 взяты из кн.: Сборник задач по общей психологии: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / Под ред. проф. В.С. Мерлина. — М.: Просвещение, 1974. -С. 94, 95,104,107.

Задание 10.

Ученик VI класса дал правильное определение внешнему углу: «Внешним углом называется угол, образованный продолжением сторо­ны треугольника с другой его стороной». Затем ему предложили три чертежа (см. рис. 1) и попросили указать на внешние углы. Ученик ска­зал, что внешний угол есть только у правого треугольника (ZBCD) (по И.М. Палею, 1966).

1. Чем объяснить, что ученик не увидел внешние углы у других треугольников?

2. Какие недостатки в обучении могли привести к этому?

Задание 11.

Ниже описаны действия человека, характеризующие различные процессы памяти. Определите, какой процесс памяти (запечатление, сохра­нение, воспроизведение, узнавание) проявляется в описанных действиях.

A. Ученику задали вопрос: «В каком году был напечатан роман И.С. Тургенева "Накануне"?» Ученик, подумав, стал отвечать: «По пово­ду романа "Накануне" в своё время разгорелись горячие споры в редак­ции журнала "Современник". Более того, статья Добролюбова "Когда же придёт настоящий день?" как раз послужила поводом к расколу в редак­ции "Современника". Когда же это было? Это был год большого поли­тического накала, когда очень остро проходила и литературная борьба, год накануне крестьянской реформы 1861 года. Стало быть, роман "На­кануне" был напечатан в 1860 году» (по А.И. Розову).

Б. Известный мнемонист Ш. отличался выдающейся памятью. Однажды ему была дана искусственная и ничего не означающая слож­ная математическая формула. Ш. внимательно смотрит на таблицу с формулой, несколько раз поднимает её к глазам, опускает её и идёт с закрытыми глазами, затем возвращает таблицу, делает паузу, внутренне «просматривая» запоминаемое (по А.Р. Лурия, 1968).

B. Иногда на оживлённой улице можно наблюдать такую сцену: один прохожий, внимательно взглянув на другого, радостно бросается ему навстречу.

-Вы?! Это вы?!

— Простите, мне кажется, что я вас не знаю. А где мы с вами встречались?

— А помните, в таком-то году, в таком-то городе?

— А! Так вы .….

Г. Ученик излагает материал по истории, заданный неделю назад, и воспроизводит 70 % содержания учебника. Спрошенный через месяц по тому же вопросу, он воспроизводит лишь 45 %.

Д. На экзамене по математике ученик К. долгое время никак не мог воспроизвести необходимую формулу. Стоило учителю показать юноше только часть формулы, как К. безошибочно определил: «Это формула бинома Ньютона».

Задание 12.

Какой закономерностью запоминания можно объяснить следую­щие факты?

А. В Х классе начали изучать новый предмет — астрономию. Через несколько дней к учителю подошли трое учеников и стали жаловаться, что у них плохая память, плохо запоминают материал из учебника. Учи­тель спросил: «Кстати, кто в позапрошлом году играл в "Зените" вместо Садырина?» Ребята назвали фамилию футболиста. Потом они перечисля­ли множество фамилий игроков различных отечественных и зарубежных команд.

Б. Ученица Л., плохо знающая литературу и путающая героев клас­сических романов, легко перечисляет имена кинозвезд и может охаракте­ризовать образы, которые они создали на экране.

Задание 13.

1. Какой вид запоминания проявляется в описанных экспе­риментах?

2. В каком случае испытуемые должны были лучше запомнить числа и почему?

Группе учащихся IV класса предложили решить пять простых арифметических задач. В другом эксперименте те же испытуемые долж­ны были сами придумать пять аналогичных задач. После этого учащих­ся неожиданно попросили воспроизвести числа из условий всех десяти задач (по И.М. Палею, 1966).

СЕМИНАР 5

Наши рекомендации