Закономерности и принципы обучения. Дидактический принцип –
Дидактический принцип –
структурный элемент
научного обоснования обучения.
В.В. Краевский
Существуют внешние и внутренние закономерности обучения. Внешние закономерности – это зависимость обучения от общественных процессов и условий:
· социальная обусловленность целей, содержания и методов обучения;
· воспитывающий и развивающий характер процесса обучения;
· его вербально-деятельностный характер;
· зависимость результатов обучения от особенностей взаимодействия субъектов и объектов образования с окружающим миром.
Внутренние закономерности отражают связи между компонентами проесса обучения. Это, прежде всего:
· зависимость развития от способа разрешения конфликта между задачами образования и уровнем имеющейся информации и освоенных технологий интеллектуальной и практической деятельности;
· характер связей субъектов и объектов образовательного процесса;
· зависимость результатов обучения от способов управления процессом обучения, от личной активности обучаемого;
· задачная структура обучения (от незнания – к знанию, от знания – к умению, от умения – к навыку).
В ходе исторического развития сформировались разные принципы обучения. В основе процесса обучения лежит система принципов, каждый из которых выступает в качестве руководящей идеи, нормы или правила деятельности, определяющего как характер взаимосвязи преподавания и учения, так и специфику деятельности преподавателя и обучающихся.
Для любого вида обучения общим моментом является цикличность процесса обучения, т. е. повторяемость действий педагога и обучающегося от постановки цели к поиску средств и оценке результата. Цикличность предполагает, c одной стороны, постановку учителем задач, целей и оценку усвоенных знаний, с другой – осознание и решение обучающимися поставленных задач и способность к самооценке. Это говорит о двухстороннемхарактере процесса обучения.
Еще один общий момент обучения – это структура процесса обучения, степень соответствия целей и методов результатам.
Дидактические принципы, или принципы обучения. Система дидактических принципов, реализуемых в процессе обучения, определяет его эффективность и конечный результат.
Анализ работ по дидактике (Ю.К Бабанский, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, В.И. Загвязинский, Т.А. Ильина, В.С. Селиванов, М.Н. Скаткин, А.В. Усова, А.В. Хуторской и др.) позволяет сделать заключение, что природа принципов, их номенклатура, содержание и функции не остаются неизменными. Они претерпевают существенные изменения вместе с изменением социально-экономических условий жизни общества, его господствующей идеологии, роли образования в жизни общества, уровня развития науки, техники.
Принципы обучения определяются прежде всего задачами, стоящими перед системой образования, тем социальным заказом, который обусловлен обществом и государством.
На развитие принципов, несомненно, оказывают влияние достижения самой педагогической науки, исследующей пути совершенствования процесса обучения и более полного удовлетворения требований, предъявляемых обществом, жизнью к образованию и воспитанию подрастающего поколения.
В условиях феодального общества основоположник дидактики Я.А. Коменский стремился создать систему приципов обучения («основоположений»), исходя из ведущего принципа природосообразности.
А.Ф. Дистервег рассматривал принципы и правила как требования к содержанию обучения, учителю и учащимся. Этим исследователем был введен принцип культуросообразности. По А.Ф. Дистервегу, дидактические правила основываются на установленных психологических законах.
Одним из основополагающих методологических подходов в обучении любому предмету является реализация дидактических принципов обучения: научности, наглядности, доступности, системности, систематичности, преемственности, познавательной активности, индивидуально-личностного подхода, связи обучения с жизнью (А.В. Усова). Именно принципы служат ориентиром для конструирования определенного вида обучения.
Одновременно в обучении в качестве дидактических используют следующие принципы:
· наглядности как заполнения пространства между конкретным и абстрактным в передаваемой информации;
· системности как целенаправленного упорядочения знаний и умений обучающихся;
· активности и самостоятельности обучающихся или ограничения их зависимости от педагога;
· взаимосвязи теории и практики, эффективности отношения между целями и результатами обучения;
· доступности как создания условий для преодоления трудностей всеми обучающимися в процессе познания и учения;
· народности как обращения к истории, традиции предыдущих поколений, достижениям отдельных людей и всего народа, а также национальной речевой культуре.
Дидактические принципы обучения берутся за основу при разработке учебных программ, методов и приемов обучения и дидактического материала.
Методы обучения
То, чему учат ученика, должно быть
понятно и занимательно.
Л.Н. Толстой
Методы обучения – это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей.
Единой классификации методов обучения не существует; в то же время рассмотрение различных подходов к разделению методов обучения на группы является основанием для их систематизации как дидактического инструментария.
Исторически первыми методами обучения считаются методы учителя (рассказ, объяснение), методы ученика (упражнение, самостоятельная работа, вопрос), а также методы их совместной работы (беседа).
По источнику передачи знаний выделяют следующие методы:
· словесные: рассказ, объяснение, беседа (вводная, вступительная, эвристическая, закрепляющая; индивидуальная и фронтальная, собеседование), дискуссия, лекция; работа с учебником (конспектирование, составление плана, формулировка тезисов, цитирование, аннотирование, рецензирование);
· наглядные: методы иллюстрации (с помощью использования плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок, муляжей, макетов), демонстрации (опытов, телепередач, видео-; фильмов, диафильмов, кодопозитивов, компьютерных программ);
· практические: упражнение (устное, письменное, графическое, вос-производящее, тренировочное, комментированное, учебно-трудовое), лабораторная работа, практическая работа, дидактическая игра.
И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин за основу своей классификации методов обучения взяли возрастание степени самостоятельности учащихся и предложили следующие типы методов обучения:
· объяснительно-иллюстрированный (информационно-рецептивный) – учитель сообщает информацию, ученики ее воспринимают;
· репродуктивный – ученик выполняет действия по образцу учителя;
· проблемного изложения – учитель ставит перед детьми проблему и показывает путь ее решения; ученики следят за логикой решения проблемы, получают образец развертывания познания;
· частично-поисковый (или эвристический) – учитель расчленяет проблему на части, ученики осуществляют отдельные шаги по решению подпроблем;
· исследовательский – ученики осуществляют поисковую творческую деятельность по решению новых для них проблем.
Ю. К. Бабанский среди возможных основ классификации методов обучения выделил степень проявления поискового характера деятельности и разделил с данной точки зрения все методы обучения на методы репродуктивной, эвристической, исследовательской деятельности. Он предложил следующие основные группы методов обучения.
Методы стимулирования и мотивации учения: познавательная игра, учебная дискуссия, методы учебного поощрения и порицания, предъявления учебных требований.
Методы организации и осуществления учебных действий: словесный, наглядный, практический; индуктивный, дедуктивный, метод аналогий; проблемно-поисковый, эвристический, исследовательский, репродуктивный методы (инструктаж, объяснение, тренировка); самостоятельная работа с книгой, с приборами и др.
Методы контроля и самоконтроля: устный и письменный контроль, лабораторный, машинный контроль, методы самоконтроля.
В.А.Онищук за основу классификации предложил взять дидактические цели и соответствующие им виды деятельности учащихся. В результате была получена следующая классификация методов обучения:
· коммуникативный метод, цель которого – усвоение готовых знаний через изложение нового материала, беседу, работу с текстом, оценку работы;
· познавательный, цель – восприятие, осмысление и запоминание нового материала;
· преобразовательный, цель – усвоение и творческое применение умений и навыков;
· систематизирующий, цель – обобщение и систематизация знаний;
· контрольный, цель – выявление качества усвоения знаний, умений, навыков и их коррекция.
Средства обучения
Отдельное средство всегда может быть
положительным и отрицательным,
решающим моментом является не его
прямая логика, а логика и действие всей
системы средств, гармонически
организованных.
А.С. Макаренко
Средства обучения – материальные и идеальные объекты, которые вовлекаются в педагогический процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности педагога и учащихся.
В табл. 3 приведена классификация средств обучения.
Таблица 3
Классификация средств обучения
по трем уровням (предложена В.В. Краевским)
Идеальные средства обучения | Материальные средства обучения |
1-й уровень – урок | |
Языковые системы знаков (устная и письменная речь) Средства наглядности (схемы, фото и пр.) Учебные компьютерные программы Организующе-координирующая деятельность учителя Уровень квалификации учителя Уровень внутренней культуры учителя Формы организации учебной деятельности на уроке | Отдельные тексты из первоисточников, учебников, пособий Отдельные задания, упражнения, задачи из учебников, задачников, дидактических материалов Текстовой материал Средства наглядности (предметы, макеты, действующие модели) Технические средства обучения Лабораторное оборудование |
2-й уровень – предмет | |
Система условных обозначений различных дисциплин (нотная грамота, химические символы и пр.) Специальная среда для накопления навыков по данному предмету (бассейны, языковая среда и пр.) Учебные компьютерные программы (на курс обучения по предмету) | Учебники и учебные пособия Дидактические материалы Методические разработки (рекомен-дации) по предмету Первоисточники |
3-й уровень – процесс обучения в целом | |
Система обучения Методы обучения Система общешкольных требований | Кабинеты для обучения Библиотеки Столовые, буфеты Медицинские кабинеты Помещения для администрации и педагогов Раздевалки Рекреации |
Классификация средств обучения может быть различной в зависимости от положенного в ее основу признака, например:
· по составу объектов средства обучения бывают – материальные (помещения, оборудование, мебель, компьютеры, расписание занятий) и идеальные (образные представления, знаковые модели, мысленные эксперименты, модели Вселенной);
· по отношению к источникам появления – искусственные (приборы, картины, учебники) и естественные (натуральные объекты, препараты, гербарии);
· по сложности – простые (образцы, модели, карты) и сложные (видеомагнитофоны, компьютерные сети);
· по способу использования – динамичные (видео) и статичные (кодопозитивы);
· по особенностям строения – плоские (карты), объемные (макеты), смешанные (модель Земли), виртуальные (мультимедийные программы);
· по характеру воздействия – визуальные (диаграммы, демонстрационные приборы), аудиальные (магнитофоны, радио) и аудиовизуальные (телевидение, видеофильмы);
· по носителю информации – бумажные (учебники, картотеки), магнитооптические (фильмы), электронные (компьютерные программы), лазерные (CD-Rom, DVD);
· по уровням содержания образования – средства обучения на уровне урока (текстовый материал и др.), предмета (учебники), на уровне всего процесса обучения (учебные кабинеты);
· по отношению к технологическому прогрессу – традиционные (наглядные пособия, музеи, библиотеки); современные (средства массовой информации, мультимедийные средства обучения, компьютеры), перспективные (веб-сайты, локальные и глобальные компьютерные сети, системы распределенного образования).