Iii. программа духовно-нравственного воспитания детей
Программа духовно-нравственного воспитания детей Воскресной школы разработана на принципах православной педагогики и христианской антропологии, в основе которых лежит православный взгляд на человека как на образ и подобие Божие.
Главной сферой жизни ребенка, где происходит непрерывный процесс духовно-нравственного становления, помимо школы и Церкви, является семья. Отсюда следует, что организация совместного взаимодействия воскресной школы, прихода и семьи является одной из педагогических задач по духовно-нравственному воспитанию учащихся. Исходя из этих задач, особое внимание в работе Воскресной Школы уделяется взаимодействию с родителями.
Можно выделить следующие формы проводимой работы:
· родительские собрания 2 раза в полугодие;
· открытые уроки;
· анкетирование;
· занятия по рукоделию и творчеству с педагогами Воскресной школы;
· информационные стенды для родителей;
· выставки творческих детских работ;
· совместные с родителями праздники, спектакли;
· совместное участие в Богослужении;
· паломнические поездки;
· помощь в облагораживании территории Воскресной Школы;
· шитье костюмов, изготовление реквизита;
· подготовка к ярмаркам, фоторепортажи с праздников, техническая помощь.
Духовник Воскресной школы оказывает постоянную духовную поддержку директору Воскресной школы, педагогическому составу, воспитанникам Воскресной школы и их родителям.
IV. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЫ
Воскресная школа организует учебно-воспитательный процесс в соответствии со «Стандартом учебно-воспитательной деятельности, реализуемой воскресными школами (для детей) Русской Православной Церкви». Решение о зачислении учащихся в Воскресную школу принимает директор с благословения Настоятельницы на основании письменного заявления родителей (законных представителей). При зачислении в Воскресную школу директор знакомит родителей (законных представителей) учащихся с документами, регламентирующими деятельность учебно-воспитательного процесса (Правила поведения в Воскресной школе).
Расписание занятий в Воскресной школе составляется директором с учетом создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха, возрастных особенностей детей, установленных санитарно-гигиенических норм и графиком богослужений. Ежегодно состав и количество классов в Воскресной школе определяется в зависимости от числа полученных заявлений, условий, созданных для осуществления учебно-воспитательного процесса и возрастных особенностей учащихся. Дисциплина в Воскресной школе поддерживается на основе православных традиций, взаимного уважения учащихся друг к другу. Применение методов грубого физического и психического насилия не допускается.
Учебный год в Воскресной школе начинается в первое воскресенье октября и заканчивается в последнее воскресенье мая. Учебный год в Воскресной школе начинается и заканчивается богослужением. Учебным днем является воскресенье, но занятия могут быть организованы и в другие дни недели. В Воскресной школе используется система контроля успеваемости в виде промежуточной и итоговой аттестации учащихся. Воскресная школа самостоятельно организует общую проверку результатов учебно-воспитательной деятельности. Форма оценки знаний определяется педагогическим советом Воскресной школы. Итоговая аттестация проводится аттестационной комиссией и проходит в форме итоговой аттестации по изучаемым дисциплинам. Аттестационная комиссия возглавляется директором и формируется им из числа преподавателей Воскресной школы. Духовник Воскресной школы по должности является членом аттестационной комиссии. Количество и состав участников комиссии определяется директором и утверждается Настоятельницей. Общее количество членов комиссии - не менее четырех человек.
В Воскресной школе организованы дополнительные занятия в форме кружков: "Рукоделие и творчество", "Хор".
Цель обучения детей по программе "Рукоделие и творчество" – привить детям любовь к творчеству и созиданию.
Освоение детьми данной программы направлено на реализацию следующих задач:
· укреплять навык молитвы перед началом каждого дела и по его окончании;
· содействовать развитию у детей трудолюбия и полезных навыков;
· воспитывать у детей уважительное отношение к результатам своего и чужого труда;
· помогать ребенку правильно выстраивать отношения в детском коллективе;
· прививать навыки служения ближнему, прощать и просить прощения, воспитывать чувства совестливости и стыда;
· развивать в ребёнке усидчивость, нацеленность на результат;
· учить детей работать в команде и радоваться совместному творчеству, сопричастности чему-то общему, большому.
Предметные результаты освоения программы "Рукоделие и творчество":
· готовые индивидуальные и коллективные работы;
· знакомство с различными техниками и видами творчества.
Личностные результаты освоения программы "Рукоделие и творчество":
· наличие и практическая реализация навыков индивидуального и совместного творчества;
· бережное отношение к результатам своего и чужого труда;
· усидчивость, нацеленность на результат.
Хоровое исполнительство - один из наиболее сложных и значимых видов музыкальной деятельности. Хор занимает особое место в развитии музыкальных способностей ребёнка, служит одним из важнейших факторов развития слуха, помогает формированию интонационных навыков.
Программа «Хор» направлена на приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хорового пения, на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие воспитанников. Цель обучения детей по программе «Хор»: развитие музыкально-творческих способностей учащихся на основе приобретенных знаний, умений и навыков в области хорового исполнительства и духовно-нравственное развитие учащихся на лучших образцах вокальной и хоровой музыки.
Освоение детьми данной программы направлено на реализацию следующих задач:
· воспитание любви к музыке и хоровому исполнительству;
· развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма;
· приобретение обучающимися опыта хорового исполнительства и публичных выступлений;
· осуществление межпредметных связей с основными вероучительными предметами начальной ступени воскресной школы, а именно «Основами хорового церковного пения».
В Воскресной школе предусмотрено питание для воспитанников всех учебных ступеней после Причастия перед началом занятий.
ДОШКОЛЬНАЯ СТУПЕНЬ
СЕТКА ЧАСОВ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Учебные предметы | Количество часов в неделю (всего за год) | ||
1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | |
Закон Божий | 0,5 часа (14 часов) | 0,5 часа (14 часов) | 0,5 часа (14 часов) |
Творческая мастерская | 0,25 часа (7 часов) | 0,25 часа (7 часов) | 0,25 часа (7 часов) |
Музыкальная разминка | 0,25 часа (7 часов) | 0,25 часа (7 часов) | 0,25 часа (7 часов) |
ИТОГО: | 1 час (28 часов) | 1 час (28 часов) | 1 час (28 часов) |
Данные учебные предметы реализуются в рамках программы "Введение в Закон Божий".
НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ
СЕТКА ЧАСОВ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Учебные предметы | Количество часов в неделю (всего за год) | |||
1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | 4 год обучения | |
Священная библейская история | 1 час (28 часов) | 1 час (28 часов) | - | - |
История Христианской Церкви | - | - | 0,5 часа (14 часов) | - |
Устройство православного храма и богослужение | 1 час (28 часов) | - | - | - |
Основы христианской нравственности | - | - | 0,5 часа (14 часов) | 1 час (28 часов) |
Церковно-славянский язык | - | 1 час (28 часов) | 1 час (28 часов) | 1 час (28 часов) |
Основы хорового и церковного пения | - | 1 час (28 часов) | - | - |
ИТОГО: | 2 часа (56 часов) | 3 часа (84 часа) | 2 часа (56 часов) | 2 часа (56 часов) |
"Священная библейская история", "История Христианской Церкви" и "Устройство православного храма и богослужение" преподаются в рамках программы "Закон Божий (7 - 10 лет)".
ОСНОВНАЯ СТУПЕНЬ
СЕТКА ЧАСОВ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Учебные предметы | Количество часов в неделю (всего за год) | |||
1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | 4 год обучения | |
Священное Писание: Ветхий Завет | 1 час (34 часа) | - | - | - |
Священное Писание: Новый Завет | - | 1 час (34 часа) | - | - |
Православное Богослужение | 1 час (34 часа) | - | - | - |
Основы православного вероучения | - | 1 час (34 часа) | 0,5 часа (17 часов) | - |
История Христианской Церкви | - | - | 1 час (34 часа) | 1 час (34 часа) |
Христианская этика | - | - | - | 1 час (34 часа) |
ИТОГО: | 2 часа (68 часов) | 2 часа (68 часов) | 1,5 часа (51 час) | 2 часа (68 часов) |
В воскресной школе женского монастыря в честь иконы Божьей Матери «Державная» ведется постоянная работа скаутов с воспитанниками основной ступени (11-15 лет). Скаутское движение занимается физическим, духовным и умственным развитием молодых людей. Одна из заповедей скаутов звучит «Носи Бога в сердце и помни девиз свой: «Будь готов!». При посвящении в скауты каждый ребенок дает обещание: «Клянусь своей честью, что я сделаю все от меня зависящее, чтобы выполнить мой долг перед Богом и Родиной: помогать другим и жить по законам скаутов».
Для того, чтобы стать скаутами, детям нужна подготовка. Вместе с преподавателями Воскресной школы и наставниками из скаутской организации, воспитанники Воскресной школы несколько раз в год отправляются в поход на несколько дней. Наши воспитанники самостоятельно разбивают палаточный лагерь и готовят еду, в походе они учатся ориентироваться на местности, вязать узлы, изучают природу нашего края. Для скаутов очень важно совершение хороших, добрых дел, ведь помощь ближнему – это центральная мысль скаутского движения. Вместе со скаутами воспитанники Воскресной школы воплощают в реальность заповедь "возлюби ближнего своего как самого себя".
Преподаватели Воскресной школы, воспитанники и их родители несколько раз в год совершают экскурсионно-паломнические поездки по храмам и монастырям города Калининграда и Калининградской области.