Тема 5. Формы и методы духовно-нравственного воспитания (развитие личности в процессе духовно-нравственноговоспитания): исторический контекст

1. Церковноприходские и воскресные школы, городские и духовные училища, гимназии, реальные училища, семинарии, университеты и духовные академии.

2. Основные формы педагогической поддержки духовно-нравственного становления личности:

- ролевые игры,

- социализация обучающихся в ходе познавательной деятельности,

- социализация обучающихся средствами общественной и трудовой деятельности.

Самостоятельная работа студентов

Самостоятельная работа студентов по изучению дисциплины «Духовно-нравственное воспитание» предусматривает выполнение коллективных и индивидуальных заданий.

Коллективные задания для самостоятельной работы выполняются всеми студентами и предусматривают обобщение учебного материала по отдельным вопросам курса (по отдельным темам) в виде опорного конспекта. Выполнение этих заданий контролируется преподавателем во время проведения практических занятий путем участия в дискуссии, выполнения ситуационных заданий и тому подобное, а также при проведении текущего контроля знаний по дисциплине.

Самостоятельная внеаудиторная работа студента предусматривает выполнение индивидуальных заданий – проработка периодических изданий, обработка законодательной и нормативной базы, работа со статистическими материалами, самотестирование, подготовка реферата с его следующей презентацией в аудитории с целью закрепления, углубления и обобщения знаний, полученных студентами во время обучения.

В случае необходимости студенты могут обращаться за консультацией преподавателя согласно графику консультаций, утвержденному кафедрой.

Тематика самостоятельной работы для коллективной проработки

№ п/п Название темы Часы
1. Сущность современного образовательногопроцесса.
2. Успехи и проблемы курса «Духовно-нравственного воспитания» в системе образования вРоссии.
3. Пути самоанализа и самооценки педагога дополнительного образования с целью повышения своего педагогическогомастерства.
4. Отражение проблем инновации курса «Духовно-нравственного воспитания» в отечественнойлитературе.
5. Проблемы организации духовно-нравственного воспитания с целью совершенствования компетентностипедагога дополнительного образования.
Использование технических, информационных средств в процессе преподавания курса «Духовно-нравственноговоспитания».
  Всего

Индивидуальные контрольные задания:

1. Воспользовавшись предложенным списком литературных источников и Интернет-ресурсов подобрать программу Духовно-нравственного воспитания детей и школьников разных возрастных групп в различных образовательных учреждениях и проанализировать ее, опираясь на требования законодательных государственных документов об образовании.

2. Напишите курсовую работу на одну из предложенных тем:

1. Генезис понятия «духовно-нравственное воспитание».

2. Актуальность курса «Духовно-нравственное воспитание» для системыобразования и общества.

3. Направления духовно-нравственного воспитания в образовательныхучреждениях.

4. Инновации в преподавании курса «Духовно-нравственноевоспитание».

5. Функции педагога дополнительного образования в преподавании курса «Духовно-нравственноевоспитание».

6. Профессиональные требования к педагогу дополнительного образования при организации образовательногопроцесса.

7. Компетенции педагога дополнительного образования для организации духовно-нравственного воспитания.

8. Пути совершенствования научных исследований для совершенствования подготовки педагога дополнительного образования в процессе преподавания курса «Духовно-нравственное воспитание».

9. Использование инновационных средств в процессе преподавания курса «Духовно-нравственное воспитание» педагогом дополнительного образования.

10. Планирование занятий по курсу «Духовно-нравственное воспитание» с использованием традиционных и инновационныхсредств.

11. Достоинства и недостатки в научном обеспечении преподаваниякурса «Духовно-нравственное воспитание».

12. Мониторинг успешности обучения и воспитания учащихся в ходе преподавания курса «Духовно-нравственноевоспитание».

13. Личность педагога дополнительного образования в обеспечении духовно-нравственного развития учащихся.

14. Методы педагогического исследования состояния духовно-нравственного развития учащихся, используемыепедагогом.

15. Анализ собственной готовности к выполнению задач преподавания курса «Духовно-нравственное воспитание» в образовательномпроцессе.

16. Роль курса «Духовно-нравственного воспитания» в профессиональном самоопределении будущегопедагога.

17. Оснащение и оборудование учебных кабинетов по изучению курса «Духовно-нравственноевоспитание».

18. Опыт преподавания курса «Духовно-нравственного воспитание» в образовательномучреждении.

19. Факторы обеспечения социальной безопасности в поликультурном (донбасском, российском) обществе.

20. Использование традиционных и инновационных средств в преподавании курса «Духовно-нравственное воспитание» в образовательныхучреждениях.

21. Компетенции педагога, преподающего курс «Духовно-нравственное воспитание».

22. Риски, с которыми может встретиться педагог при формировании духовно-нравственных качеств у обучающихся.

23. Планирование занятий по курсу «Духовно-нравственное воспитание» в конкретном образовательномучреждении.

24. Генезис понятия«этика» и воспитание этических норм.

25. Генезис понятия«мораль» и технологии формирования моральных качеств личности.

26. Генезис понятия«духовность» и воспитание человека духовного.

27. Генезис понятия«нравственность» и технологии ее формирования.

28. Основные мероприятия, направленные на формирование духовно-нравственных качеств уучащихся начальной школы.

29. Критерии эффективности и результативности курса «Духовно-нравственноевоспитание».

30. Подходы к духовно-нравственному воспитанию в светской и религиознойпедагогике.

31. Духовно-нравственное воспитание дошкольников от 2 до 3 лет.

32. Духовно-нравственное воспитание дошкольников от 3 до 4 лет.

33. Духовно-нравственное воспитание дошкольников от 4 до 5 лет.

34. Духовно-нравственное воспитание дошкольников от 5 до 6 лет.

35. Духовно-нравственное воспитание дошкольников от 6 до 7 лет.

36. Педагогические технологии духовно-нравственного воспитания дошкольников от 2 до 3 лет.

37. Педагогические технологии духовно-нравственного воспитания дошкольников от 3 до 4 лет.

38. Педагогические технологии духовно-нравственного воспитания дошкольников от 4 до 5 лет.

39. Педагогические технологии духовно-нравственного воспитания дошкольников от 5 до 6 лет.

40. Педагогические технологии духовно-нравственного воспитания дошкольников от 6 до 7 лет.

41. Духовно-нравственное воспитание первоклассников.

42. Духовно-нравственное воспитание учащихся второго года обучения в начальной школе.

43. Духовно-нравственное воспитание учащихся третьих классов.

44. Духовно-нравственное воспитание учащихся четвертых классов.

45. Осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров как одна из задач духовно-нравственного воспитания.

46. Осознание личностью социально значимых процессов и явлений реальной жизникак одна из задач духовно-нравственного воспитания.

47. Формирование способности руководствоваться высшими ценностями в качестве определяющих принципов жизни как одна из задач духовно-нравственного воспитания.

48. Развитие высокой культуры и образованности как составляющая содержания духовно-нравственного воспитания.

49. Формирование готовности к достойному служению Отечеству как составляющая содержания духовно-нравственного воспитания.

50. Формирование высоконравственных, этических норм поведения как составляющая содержания духовно-нравственного воспитания.

51. Воспитание качеств гражданской чести, личной ответственности и коллективизма как одна из задач духовно-нравственного воспитания.

52. Воспитание патриотизма у ребенка 2-3 лет.

53. Воспитание патриотизма у ребенка 3-4 лет.

54. Воспитание патриотизма у ребенка 4-5 лет.

55. Воспитание патриотизма у ребенка 5-6 лет.

56. Воспитание патриотизма у ребенка 6-7 лет.

57. Воспитание патриотизма у ребенка 7 лет.

58. Воспитание патриотизма у ребенка 8 лет.

59. Воспитание патриотизма у ребенка 9 лет.

60. Воспитание патриотизма у ребенка 10 лет.

61. Воспитание чувства товарищества у ребенка 2-3 лет.

62. Воспитание чувства товарищества у ребенка 3-4 лет.

63. Воспитание чувства товарищества у ребенка 4-5 лет.

64. Воспитание чувства товарищества у ребенка 5-6 лет.

65. Воспитание чувства товарищества у ребенка 6-7 лет.

66. Воспитание чувства товарищества у ребенка 7 лет.

67. Воспитание чувства товарищества у ребенка 8 лет.

68. Воспитание чувства товарищества у ребенка 9 лет.

69. Воспитание чувства товарищества у ребенка 10 лет.

70. Воспитание чувства долга у ребенка 2-3 лет.

71. Воспитание чувства долга у ребенка 3-4 лет.

72. Воспитание чувства долга у ребенка 4-5 лет.

73. Воспитание чувства долга у ребенка 5-6 лет.

74. Воспитание чувства долга у ребенка 6-7 лет.

75. Воспитание чувства долга у ребенка 7 лет.

76. Воспитание чувства долга у ребенка 8 лет.

77. Воспитание чувства долга у ребенка 9 лет.

78. Воспитание чувства долга у ребенка 10 лет.

79. Воспитание чувства чести у ребенка 2-3 лет.

80. Воспитание чувства чести у ребенка 3-4 лет.

81. Воспитание чувства чести у ребенка 4-5 лет.

82. Воспитание чувства чести у ребенка 5-6 лет.

83. Воспитание чувства чести у ребенка 6-7 лет.

84. Воспитание чувства чести у ребенка 7 лет.

85. Воспитание чувства чести у ребенка 8 лет.

86. Воспитание чувства чести у ребенка 9 лет.

87. Воспитание чувства чести у ребенка 10 лет.

88. Воспитание чувства совести у ребенка 2-3 лет.

89. Воспитание чувства совести у ребенка 3-4 лет.

90. Воспитание чувства совести у ребенка 4-5 лет.

91. Воспитание чувства совести у ребенка 5-6 лет.

92. Воспитание чувства совести у ребенка 6-7 лет.

93. Воспитание чувства совести у ребенка 7 лет.

94. Воспитание чувства совести у ребенка 8 лет.

95. Воспитание чувства совести у ребенка 9 лет.

96. Воспитание чувства совести у ребенка 10 лет.

97. Воспитание чувства достоинства у ребенка 2-3 лет.

98. Воспитание чувства достоинства у ребенка 3-4 лет.

99. Воспитание чувства достоинства у ребенка 4-5 лет.

100. Воспитание чувства достоинства у ребенка 5-6 лет.

101. Воспитание чувства достоинства у ребенка 6-7 лет.

102. Воспитание чувства достоинства у ребенка 7 лет.

103. Воспитание чувства достоинства у ребенка 8 лет.

104. Воспитание чувства достоинства у ребенка 9 лет.

105. Воспитание чувства достоинства у ребенка 10 лет.

106. Воспитание активного отношения к действительности у ребенка 2-3 лет.

107. Воспитание активного отношения к действительности у ребенка 3-4 лет.

108. Воспитание активного отношения к действительности у ребенка 4-5 лет.

109. Воспитание активного отношения к действительности у ребенка 5-6 лет.

110. Воспитание активного отношения к действительности у ребенка 6-7 лет.

111. Воспитание активного отношения к действительности у ребенка 7 лет.

112. Воспитание активного отношения к действительности у ребенка 8 лет.

113. Воспитание активного отношения к действительности у ребенка 9 лет.

114. Воспитание активного отношения к действительности у ребенка 10 лет.

115. Воспитание уважения к людям у ребенка 2-3 лет.

116. Воспитание уважения к людям у ребенка 3-4 лет.

117. Воспитание уважения к людям у ребенка 4-5 лет.

118. Воспитание уважения к людям у ребенка 5-6 лет.

119. Воспитание уважения к людям у ребенка 6-7 лет.

120. Воспитание уважения к людям у ребенка 7 лет.

121. Воспитание уважения к людям у ребенка 8 лет.

122. Воспитание уважения к людям у ребенка 9 лет.

123. Воспитание уважения к людям у ребенка 10 лет.

124. Воспитание уважения к родному языку у ребенка 2-3 лет.

125. Воспитание уважения к родному языку у ребенка 3-4 лет.

126. Воспитание уважения к родному языку у ребенка 4-5 лет.

127. Воспитание уважения к родному языку у ребенка 5-6 лет.

128. Воспитание уважения к родному языку у ребенка 6-7 лет.

129. Воспитание уважения к родному языку у ребенка 7 лет.

130. Воспитание уважения к родному языку у ребенка 8 лет.

131. Воспитание уважения к родному языку у ребенка 9 лет.

132. Воспитание уважения к родному языку у ребенка 10 лет.

133. Воспитание уважения к самобытной культуре у ребенка 2-3 лет.

134. Воспитание уважения к самобытной культуре у ребенка 3-4 лет.

135. Воспитание уважения к самобытной культуре у ребенка 4-5 лет.

136. Воспитание уважения к самобытной культуре у ребенка 5-6 лет.

137. Воспитание уважения к самобытной культуре у ребенка 6-7 лет.

138. Воспитание уважения к самобытной культуре у ребенка 7 лет.

139. Воспитание уважения к самобытной культуре у ребенка 8 лет.

140. Воспитание уважения к самобытной культуре у ребенка 9 лет.

141. Воспитание уважения к самобытной культуре у ребенка 10 лет.

142. Воспитание уважения к памяти своих предков, истории у ребенка 2-3 лет.

143. Воспитание уважения к памяти своих предков, истории у ребенка 3-4 лет.

144. Воспитание уважения к памяти своих предков, истории у ребенка 4-5 лет.

145. Воспитание уважения к памяти своих предков, истории у ребенка 5-6 лет.

146. Воспитание уважения к памяти своих предков, истории у ребенка 6-7 лет.

147. Воспитание уважения к памяти своих предков, истории у ребенка 7 лет.

148. Воспитание уважения к памяти своих предков, истории у ребенка 8 лет.

149. Воспитание уважения к памяти своих предков, истории у ребенка 9 лет.

150. Воспитание уважения к памяти своих предков, истории у ребенка 10 лет.

151. Формирование базовых общечеловеческих ценностей у ребенка 2-3 лет.

152. Формирование базовых общечеловеческих ценностей у ребенка 3-4 лет.

153. Формирование базовых общечеловеческих ценностей у ребенка 4-5 лет.

154. Формирование базовых общечеловеческих ценностей у ребенка 5-6 лет.

155. Формирование базовых общечеловеческих ценностей у ребенка 6-7 лет.

156. Формирование базовых общечеловеческих ценностей у ребенка 7 лет.

157. Формирование базовых общечеловеческих ценностей у ребенка 8 лет.

158. Формирование базовых общечеловеческих ценностей у ребенка 9 лет.

159. Формирование базовых общечеловеческих ценностей у ребенка 10 лет.

160. Базовые общечеловеческие ценности как основное содержание духовно-нравственного воспитания.

161. Культурные и семейные традиции как средства духовно-нравственного воситания.

162. Культура как точка опоры процесса воспитания.

163. Традиционные подходы к духовно-нравственному воспитанию молодежи.

164. Деятельность учащихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике.

165. Смена ценностных ориентиров современного общества и духовно-нравственное воспитание личности.

166. Расширение информационного пространства и новые технологии в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.

167. Создание воспитывающей духовно-нравственной среды в образовательном заведении.

168. Основные направления духовно-нравственного воспитания.

169. Стимулирование здорового образа жизни как одно из направлений духовно-нравственного воспитания.

170. Организация коллективной творческой деятельности детей и учащейся молодежи как одно из направлений духовно-нравственного воспитания.

171. Корректировка индивидуального пути духовно-нравственного развития каждого учащегося как одно из направлений духовно-нравственного воспитания.

172. Стимулирование его самопознания и самовоспитания как одно из направлений духовно-нравственного воспитания.

173. Дифференцирование процесса духовно-нравственного воспитания.

174. Индивидуализация как одно из направлений духовно-нравственного воспитания.

175. Формирование духовности у ребенка 2-3 лет.

176. Формирование духовности у ребенка 3-4 лет.

177. Формирование духовности у ребенка 4-5 лет.

178. Формирование духовности у ребенка 5-6 лет.

179. Формирование духовности у ребенка 6-7 лет.

180. Формирование духовности у ребенка 7 лет.

181. Формирование духовности у ребенка 8 лет.

182. Формирование духовности у ребенка 9 лет.

183. Формирование духовности у ребенка 10 лет.

184. Воспитание трудолюбия у ребенка 2-3 лет.

185. Воспитание трудолюбия у ребенка 3-4 лет.

186. Воспитание трудолюбия у ребенка 4-5 лет.

187. Воспитание трудолюбия у ребенка 5-6 лет.

188. Воспитание трудолюбия у ребенка 6-7 лет.

189. Воспитание трудолюбия у ребенка 7 лет.

190. Воспитание трудолюбия у ребенка 8 лет.

191. Воспитание трудолюбия у ребенка 9 лет.

192. Воспитание трудолюбия у ребенка 10 лет.

193. Организация и развитие ученического коллектива на принципах нравственности.

194. Изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся как одно из направлений духовно-нравственного воспитания.

195. Организация профориентационной работы как одно из направлений духовно-нравственного воспитания.

196. Укрепление взаимодействия семьи и учебного заведения через систему совместных воспитательных мероприятий как одно из направлений духовно-нравственного воспитания.

197. Воспитание трудолюбия как одно из направлений духовно-нравственного воспитания в учреждении дополнительного образования детей.

198. Народные культурные традиции как средство духовно-нравственного воспитания в учреждении дополнительного образования детей.

199. Воспитание здорового образа жизни как одно из направлений духовно-нравственного воспитания в учреждении дополнительного образования детей.

200. Воспитание любви к Родине как одно из направлений духовно-нравственного воспитания в учреждении дополнительного образования детей.

Вопросы для подготовки к экзамену

Форма отчетности: экзамен.Экзаменможет проводитьсяв двух видах (вид экзамена определяется профилем подготовки):

- в виде защиты собственной программы работы по духовно-нравственному воспитанию школьников;

- в виде традиционного экзамена.

Требования к оформлению программ дополнительного образования детей

Структура программы.

Программа работы по духовно-нравственному воспитанию школьников, как правило, включает следующие структурные элементы:

1. Титульный лист.

2. Пояснительная записка.

3. Научно-теоретическое обоснование духовно-нравственного воспитания детей. Концептуальные основы программы.

4. План реализации программы.

5. Ожидаемые результаты и способы их проверки.

6. Список литературы.

Примерные требования к оформлению и содержанию структурных элементов программы духовно-нравственного воспитания школьников.

1. На титульном листе дополнительной образовательной программы рекомендуется указывать:

- наименование образовательного учреждения;

- где, когда и кем утверждена программа;

- профиль программы;

- возраст детей, на которых рассчитана программа;

- Ф.И.О., должность автора (авторов) программы;

- название города, населенного пункта, в котором реализуется программа;

- год разработки программы.

1. В пояснительной записке к программе следует раскрыть:

обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс:

- актуальность, практическая значимость, связь с уже существующими по данному направлению программами;

- цель и задачи программы (раскрываются цели образовательной деятельности, обосновывается отбор содержания и последовательность изложения материала, дается характеристика формам работы с детьми и условиям реализации программы. Цель – это предполагаемый результат образовательного процесса, к которому надо стремиться. При характеристике цели следует избегать общих абстрактных формулировок типа «всестороннее развитие личности; создание возможностей для духовно-нравственного развития детей; удовлетворение духовных потребностей» и т.д. Такие формулировки не отражают специфики конкретной программы и могут быть применены к любой программе.

Цель должна быть одна и связана с названием программы, отражать ее основную направленность. Конкретизация цели осуществляется через определение задач, показывающих, что нужно сделать, чтобы достичь цели. Виды задач:

- обучающие – развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний.умений, навыков, развитие мотивации к определенному виду деятельности, формирование культуры общения и поведения в социуме и т.д.;

- развивающие – развитие психических процессов и функций: мышления, памяти, воображения, внимания, творческих способностей и умений, создание условий для социальных контактов и т.п.;

- воспитательные – формирование общественной активности личности, гражданской позиции, навыков здорового образа жизни, личностных качеств: самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности, формирование потребности в самопознании, саморазвитии.) и т.д.;

- возраст детей, участвующих в реализации данной программы.

3. Научно-теоретическое обоснование духовно-нравственного воспитания школьников. Концептуальные основы программы.

4. План реализации программы «Духовно-нравственное воспитание» на определенный период времени может содержать:

- направления работы (диагностическое, развивающее и коррекционно-формирующее, консультативно-просветительское);

- формы работы по духовно-нравственному воспитанию школьников;

-этапы работы;

- перечень мероприятий, сроки реализации и ответственные лица.

5. Ожидаемые результаты и способы их проверки:

- сформулировать требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе (что он должен знать и уметь);

- перечислите качества, которые могут быть развиты у детей в результате занятий;

- описать систему отслеживания и оценивания результатов воспитания детей, способы учета знаний, умений, возможные способы оценки личностных качеств обучающихся (могут использоваться тесты, зачеты, экзамены, выставки, соревнования, конкурсы, учебно-исследовательские конференции и т.д.).

6. Список использованной литературы.

Или

В виде билетов состоящих из двух вопросов по содержанию дисциплины.

1. Генезис понятий «духовность», «нравственность», «этика», «мораль».

2. Генезис и содержание духовно-нравственного воспитания.

3. Сущность и пути реализации этических норм. Этические системы.

4. Содержание и механизмы реализации морали.

5. Принципы духовно-нравственного воспитания.

6. Философско-методологические и нормативные основания духовно-нравственного воспитания детей.

7. Психологические основания духовно-нравственного воспитания детей.

8. Педагогические основания духовно-нравственного воспитания детей.

9. Процесс формирования нравственного сознания.

10. Ценности духовно-нравственного воспитания.

11. Содержательная и процессуальная стороны духовно-нравственного воспитания.

12. Специфика духовно-нравственного воспитания подрастающих поколений в настоящее время.

13. Сущность светского духовно-нравственного воспитания.

14. Структура нравственного поведения и воспитания.

15. Воспитывающее воздействие православия.

16. Принципы православной педагогики.

17. Сущность и структура православного воспитания.

18. Исторический анализ становления и развития духовно-нравственного воспитания.

19. Воспитание гражданственности.

20. Воспитание патриотизма.

21. Воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

22. Воспитание социальной ответственности и компетентности.

23. Воспитание нравственных чувств.

24. Воспитание нравственных убеждений.

25. Воспитание этического сознания.

26. Воспитание экологической культуры.

27. Воспитание культуры здорового и безопасного образа жизни.

28. Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни.

29. Подготовка к сознательному выбору профессии.

30. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры.

31. Методы духовно-нравственного воспитания.

32. Организационные формы светского духовно-нравственного воспитания.

33. Факторы эффективности духовно-нравственного воспитания.

34. Технологическая цепочка духовно-нравственного воспитания.

35. Критерии уровня оценки и самооценки духовно-нравственной воспитанности.

36. Кодекс социального поведения.

37. Духовно-нравственное воспитание в церковноприходских и воскресных школах, городских и духовных училищах, гимназиях, реальных училищах, семинариях, университетах и духовных академиях: история и современность.

38. Ролевые игры как форма педагогической поддержки духовно-нравственного становления личности.

39. Социализация обучающихся в ходе познавательной деятельности как форма педагогической поддержки духовно-нравственного становления личности.

40. Социализация обучающихся средствами общественной и трудовой деятельности как форма педагогической поддержки духовно-нравственного становления личности.

41. Представления о человеке как основа методологии решения гуманитарных проблем.

42. Метасистемный подход к формированию представлений о человеке.

43. Естественнонаучный подход к формированию методологического базиса человековедения.

44. Тринитарный подход к формированию методологии.

45. Интегральный подход к созданию методологии духовно-нравственного воспитания.

46. Аксиологическая основа методологии нравственности.

47. Понятийный аппарат и модели человека в методологии духовно-нравственного воспитания.

48. Воспитание как проблема внешнего управления.

49. Воспитание как внутренняя потребность человека.

50. Образовательная система как составляющая жизненного контекста и смыслового пространства личности.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Андреев, В. И. Педагогика : учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. – 3-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2012. – 608 с. http://nashol.com/knigi-po-risovaniu-i-izobrazitelnomu-iskusstvu/#po_godam_2016

2. Бунеев, Р.Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. / Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлева. – М.: Баласс, 2013. – 128 с. http://nashol.com/2014011675327/osnovi-duhovno-nravstvennoi-kulturi-narodov-rossii-svetskaya-etika-5-klass-buneev-r-n-danilov-d-d-kremleva-i-i-2013.html

3. Гревцева, Г.Я., Циулина М.В., Воспитание гражданина и патриота: теория и практика [Текст]: учебное пособие / Г.Я. Гревцева, М.В. Циулина. – Челябинск: Изд-во «Цицеро», 2014. – 300 с. http://nashol.com/knigi-po-risovaniu-i-izobrazitelnomu-iskusstvu/#po_godam_2016

4. Джишкариани, Т.Д. Духовно-нравственное воспитание в современной школе: учебно-методическое пособие для студентов направления подготовки Педагогическое образование / Т.Д. Джишкариани. – Шуя: Изд-во Шуйского филиала ИвГУ, 2016. – 151 с. http://nashol.com/2017010592432/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-v-sovremennoi-shkole-djishkariani-t-d-2016.html

5. Лихачев, Б.Т. Педагогика : курс лекций / Б.Т. Лихачев ; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 647 с. http://nashol.com/knigi-po-risovaniu-i-izobrazitelnomu-iskusstvu/#po_godam_2016

6. Опыт образовательной практики учителей начальных классов в современных условиях: сборник учебно-методических материалов (в помощь учителям сельских и городских школ) / авт.-сост. Л.А. Пикова. – Киров: ООО «Издательство «Радуга-ПРЕСС», 2015. – 292 с.http://nashol.com/knigi-po-risovaniu-i-izobrazitelnomu-iskusstvu/#po_godam_2016

7. Эберли, Ш. 365 правил этикета, которые полезно знать каждому ребенку. Игры, занятия и другие веселые способы, чтобы помочь детям научиться хорошим манерам / Ш. Эберли. – М.: Издательство «Э», 2015. – 165 с.http://nashol.com/knigi-po-risovaniu-i-izobrazitelnomu-iskusstvu/#po_godam_2016

Дополнительная

1. Александрова В.Г. Христианское учение и развитие педагогической мысли [Текст]. /В.Г. Александрова. Изд. МГУ – М.,2003.

2. Архиепископ Аверкий (Таушев). Руководство по гомилетике. Православный Свято-Тихоновский Богословский институт [Текст].М., 2001.

3. Архимандрит Тихон (Шевкунов). «Несвятые святые» и другие рассказы / Архимандрит Тихон. – м.: ОЛМА Медиа Групп, 2012. – 640 с.

4. Борисенков В.П. Что такое образование сегодня? [Текст] / В.П. Борисенков // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. 2011. – №7(86).

5. Братусь Б.С. Психология. Нравственность, Культура [Текст] / Б.С. Братусь. – М., 1994.

6. Гаврилова Т.П. О воспитании нравственных чувств [Текст] / Т.П. Гаврилова. – М.,1984.

7. Дудина М.Н. Теоретико-методологические основы и практика этической педагогики. [Текст] / М.Н. Дудина. Автореферат на соискание ученой степени доктора педагогических наук. – Екатеринбург: 1998. –39 с.

8. Духовные основы наркомании [Текст] / Под общей ред. Иеромонаха Анатолия (Берестова). – М., 2002.

9. Емельянов И.Н. Идея духовности: Исходные теоретические положения. [Текст]. / И.Н. Емельянов. // Гуманная педагогика и духовный мир учителя. Материалы межрегионального научно-практического семинара Тюмень, 2001.

10. Загвязинский В.И. Социальные функции образования и его стратегические ориентиры в период модернизации. [Текст] / В.И. Загвязинский // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования.2011. – № 7(86).

11. Загвязинский В.И., Атаханов Р.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.И. Загвязинский, Р.А. Атаханов. – М.: Академия, 2001. – 208 с.

12. Игнатова В.В. Педагогические факторы духовно-творческого становления личности в образовательном процессе [Текст] / В.В. Игнатова.СибГТУ, Красноярск, 2000. – 272с.

13. Корольков, А.Ю. Содержательные характеристики и целевые ориентиры духовного воспитания в православной и светской педагогике[Текст] / А.Ю. Корольков // Педагогические аспекты духовно-нравственного воспитания. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург: 28 апреля 2011. – 180 с.

14. Костоусов Н.С. Педагогические основы нравственного воспитания учащихся Лицея милиции [Текст] / Н.С. Костоусов. Дисс. канд. пед. наук. Екатеринбург,1999.

15. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников [Текст]. – М., 2009.

16. Лыкова Н.Г. Возможности православного воспитания в формировании духовно-нравственных ценностей учащихся [Текст] / Н.Г. Лыкова. Диссертация канд. пед. наук. – Тюмень, 2003.

17. Маслов Н.В. Православное воспитание как основа русскойпедагогики [Текст] / Н.В. Маслов. – М.: Самшит-изд.,2006. – 592 с.

Миронов В. И. Воспитательный потенциал религиозной (православной) педагогики и его реализация в негосударственном общеобразовательном учреждении [Текст] / В.И. Миронов. Диссертация кандидата пед. наук. – Екатеринбург, 2010. – С. 237.

18. Погорелов С.Т. Смыслы воспитания и критерии духовно-нравственного развития личности [Текст] / С.Т. Погорелов // Педагогические аспекты духовно-нравственного воспитания. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Екатеринбург : 28 апреля 2011. – 180 с.

19. Православная культура: концепции, учебные программы, библиография. [Текст] «Покров». – М., 2003. – 304 с.

20. Ширшов В.Д. Духовно-нравственное здоровье – доминанта гражданско-патриотического становления студентов [Текст] / В.Д. Ширшов // Проблемы и актуальные задачи образовательных учреждений в воспитании и гражданско-патриотическом становлении обучающихся // Материалы Всероссийской научно-практической конференции 14 апреля 2010. – Екатеринбург : Издание УрГПУ, 2010.

21. Ширшов В.Д. Духовно-нравственное воспитание [Текст]. // В.Д. Ширшов. – Учебное пособие. Издание УрГПУ. – Екатеринбург, 2013. –С.264.

22. Шитикова Н.П. Теоретико-методологические основы и практика духовно-нравственного воспитания школьников в условиях модернизации образования [Текст] / Н.П. Шитикова. Монография. Челябинск, 2004.

23. Шпанагель С.Л. Историко-педагогический анализ духовно-нравственного воспитания в кадетских корпусах России [Текст] / С.Л. Шпанагель. Диссертация кандидата пед. наук. – Екатеринбург, 2002.

24. 7. Холостова Т.В. Этическое воспитание [Текст] / Т.В. Холостова. – Л.: Знание, 1970. – 29 с.

25. Якубов З. Исламские ценности в этнопедагогике дагестанских народов [Текст] / З.Якубов // Актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. – Тюмень: ТГУ, 2003.

Периодическая

1. .Журнал «Педагогика».

2. Журнал «Семья и школа».

3. Журнал «Вопросы образования» (www.vo.hse.ru )

4. Журнал «Введение в педагогическую деятельность» (www.pedagogika-rao.ru )

5. Журнал «Высшее образование в России» (www.vovr.ru)

6. Интернет-журнал «Педагогический мир» http://pedmir.ru/index.php

7. Педагогический журнал «Учитель» http://www.ychitel.com/

Наши рекомендации