Основные направления в развитии воспитательной системы
Анализ деятельности по организации внеклассной воспитательной работы нами проводился на базе МБОУ «СОШ №53» г.Набережные Челны.
Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» от 4 февраля 2010 года, федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определена основная цель отечественного образования и приоритетная задача общества и государства - это воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Воспитательная компонента в деятельности МБОУ «СОШ №53» направлена на формирование «воспитательной системы», «воспитывающей среды», «воспитательного потенциала обучения», «воспитательной деятельности», и т.д. Программа содержит мероприятия, отражающие основные направления воспитательной деятельности школы, основывающейся как на традиционных, так и на инновационных подходах, педагогических системах и технологиях. Программой МБОУ «СОШ №53» определены следующие основные направления воспитательного процесса:
1) Развитие интеллектуальной и познавательной активности учащихся
Данное направление призвано обеспечить достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования. Особенно важным является формирование у школьников отношения к образованию как общечеловеческой ценности, выражающейся в интересе обучающихся к знаниям, в стремлении к интеллектуальному овладению материальными и духовными достижениями человечества, к достижению личного успеха в жизни. Организуется проведение специальных занятий по информационной безопасности обучающихся, по развитию навыков работы с научной информацией.
Основными задачами являются:
- формирование навыков научно-интеллектуального труда;
- развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения;
- формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности;
- овладение навыками универсальных учебных действий обучающихся и метапредметными умениями.
В рамках этого направления разрабатываются и реализуются программы и проекты, направленные на повышение познавательной активности обучающихся, на формирование ценностных установок в отношении интеллектуального труда, формирование представлений об ответственности за результаты научных открытий (например, в рамках научно-исторических центров и клубов для детей и юношества, дискуссионных клубов и т.п.). Используются возможности интеллектуальной деятельности и интеллектуального развития личности в ходе проведения предметных олимпиад, интеллектуальных марафонов и т.д.
Формы деятельности: конкурсы, выставки, защита проектов и их демонстрация.
2) Правовое воспитание и культура безопасности.
Одним из важных направлений воспитательной деятельности является формирование у обучающихся правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности; развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в школе, в быту, на отдыхе; формирование представлений об информационной безопасности, о девиантном и делинкветном поведении, о влиянии на безопасность молодых людей отдельных молодёжных субкультур.
Основные задачи направления:
- разработка и внедрение школьных программ воспитательно-профилактической направленности;
- диагностика учащихся, процесса и условий их развития;
- правовое воспитание учащихся;
- социально-педагогическое сопровождение;
- формирование (внедрение и развитие) профилактической системы школы.
В школе реализуется программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, работы с детьми групп «риска», которая направлена на создание в школе необходимых условий для успешного обучения и воспитания учащихся; охранно-защитную деятельность; предупреждение правонарушений и отклоняющегося поведения учащихся, негативного семейного воспитания; пропаганду здорового образа жизни, профилактику наркомании в различных ее проявлениях (курение, употребление алкоголя, токсикомания, употребление наркотических препаратов).
Деятельность по реализации программы предполагает:
- составление списков детей групп «риска»: «имеющие проблемное поведение», «дети из неблагополучных семей», «имеющие трудности в общении», «подверженные стрессу», «частоболеющие дети»;
- организация социально-педагогического взаимодействия по профилактике и преодолению последствий конфликтных ситуаций с учащимися групп «риска»: взаимодействие классного руководителя, социального педагога, психолога, заместителя директора по ВР, директора школы, родителей);
- проведение мероприятий по выявлению учащихся, склонных к правонарушению, курению, употреблению алкоголя, наркотических и психотропных средств;
- участие в операции «Подросток»;
- диагностика детей групп «риска», включение их во внеурочную деятельность в соответствии с их склонностями и интересами;
- организацию интересного и полезного каникулярного отдыха учащихся;
- проведение тематических классных часов, бесед, мероприятий, родительских собраний, лекториев;
- функционирование родительского патруля;
- помощь в решении вопросов трудоустройства и занятости несовершеннолетних;
- выявление и постановку на учет неблагополучных семей;
- систематическую работу психолога с детьми, имеющими проблемное поведение.
Возможные формы деятельности: беседы с учащимися, классные часы, тренинги, лекции, Совет Профилактики, общешкольные и классные мероприятия, посещения на дому, беседы с родителями, встречи с работниками инспекции по делам несовершеннолетних.
3) Нравственное воспитание
Цель направления - обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности. В основу работы по данному направлению положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.
Основными задачами являются:
- формирование общечеловеческих ценностей в контексте формирования у обучающихся гражданской идентичности;
- воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России;
- сохранение базовых национальных ценностей российского общества;
- последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций
- формирование основы культуры межэтнического общения.
Решение этих задач достигается путем включения школьников в следующие виды деятельности общественную, патриотическую, учебную, трудовую, в деятельность по сбережению материальных ценностей и охране природы, общения с другими людьми, которые осуществляются через ряд мероприятий общешкольного и внутриклассового характера, а также через уроки и занятия дополнительного образования. Воспитательная работа по формированию нравственности учащихся представляет формирование следующих моральных отношений:
- к политике нашего государства: понимание хода и перспектив мирового развития; правильная оценка событий внутри страны и на международной арене; понимание моральных и духовных ценностей; стремление к справедливости, демократии и свободе народов;
- к родине, другим странам и народам: любовь и преданность родине; нетерпимость к национальной и расовой неприязни; доброжелательность ко всем странам и народам; добросовестный труд на общее и личное благо; соблюдение дисциплины труда; забота о сохранении и умножении общественного достояния, бережливость, охрана природы;
- к людям: коллективизм, демократизм, взаимопомощь, гуманность, взаимное уважение, забота о семье и воспитании детей;
- к себе: высокое сознание общественного долга; чувство собственного достоинства, принципиальность, сохранение своего здоровья.
Нравственное воспитание в процессе обучения включает в себя следующие компоненты:
- использование воспитательных этических моментов, включенных в содержание учебных предметов;
- учитель, как пример и образец отношения к своим обязанностям, культуры внутренней и внешней, умеющий организовать свой труд и труд детей, как пример выдержки, такта и выполнения этических норм.
Используемые формы деятельности: урок, внеклассные занятия, беседы, диспуты, круглый стол, посещение культурных учреждений, библиотек, музеев.
4) Гражданско-патриотическое воспитание
Реализация данного направления воспитательной деятельности предполагает:
- формирование гражданской культуры: правовых и политических знаний;
- формирование патриотического сознания; воспитание любви к своей родине, освоение духовного наследия народа – традиционной народной культуры;
- воспитание толерантности;
- формирование ответственного отношения к окружающей среде, основывающееся на экологическое сознание;
- формирование позитивных жизненных установок и ценностных ориентаций у детей и подростков.
В МБОУ «СОШ №53» формирование правовых знаний, политической грамотности, законопослушания и ответственности за правонарушение осуществляется через:
- профилактическую работу;
- взаимодействие школы с районными службами, работающими с молодежью и составляющими систему профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди учащихся;
- организацию нормативно-правового, научно-методического, информационного сопровождения процесса воспитания;
- социально-психологическая деятельность (работа с детьми группы «риска»);
- работу с семьей (вооружение родителей психолого-педагогическими и правовыми знаниями, ликвидация отчуждения школы от семьи).
Мероприятия, проводимые в рамках этой программы, реализуются на практике и становятся традиционными.
Патриотическое воспитание и воспитание толерантности осуществляется через изучение культуры народов, приобщения к опыту народного миропонимания, краеведение, знакомство с разнообразными культурами, расширение и углубление этих знаний.
Нравственное воспитание рассматривается как формирование моральных отношений: к политике нашего государства, к родине, другим странам и народам; к людям; к себе; к труду на общее и личное благо; заботы о сохранении и умножении общественного достояния.
Формы деятельности: урок, общешкольные и классные мероприятия, Военно-спортивные соревнования, смотры строя и песни, конкурсные программы, посещения музеев и библиотек, конкурсы чтецов, рисунков, сочинений, стенгазет, оформление стендов, митинги, классные часы, встречи с ветеранами локальных войн, конкурс социальных проектов, организация праздников народного календаря; народные игры; изучение народных ремесел на уроках технологии и изобразительного искусства, и занятиях кружков, экскурсии в природу, конкурсы поделок; научно-практические конференции, экскурсии в сельскую и районную библиотеки, музеи, посещение выставок.
5) Культуротворческое и художественно-эстетическое воспитание
Система художественно-эстетического воспитания школьников реализуется в учебно-воспитательном процессе, осуществляемом как на уроках, так и во внеучебное время. Все учебные предметы, наряду с передачей детям основ наук, своими специфическими средствами решают задачи эстетического воспитания. Они имеют своей главной целью всестороннее развитие и нравственно-эстетическое воспитание школьников.
Основными задачами данного направления являются:
- воспитание способности восприятия и понимания прекрасного в действительности и в искусстве;
- развитие эстетических взглядов и чувств, потребности и способности создавать прекрасное;
- формирование эстетического отношения к жизни;
- развитие творческих способностей, творческой инициативы и активности.
6) Внеучебная деятельность – это не только внутришкольная жизнь, но и внутриклассная деятельность классных коллективов. Развитие творческих способностей, эстетических взглядов и потребности создавать прекрасное осуществляется классными руководителями через систему разнообразных мероприятий.
Учебный процесс закладывает основы понимания красоты действительности и искусства, формирования эстетического отношения к жизни. Творческая деятельность учащихся получает дальнейшее развитие в процессе внеклассной и внешкольной работы. Во внеурочное время, на основе добровольного выбора занятий по интересам, продолжается углубленное формирование у детей эстетического отношения к искусству и действительности; духовное обогащение их личности; организация свободного времени; регулирование восприятия влияние средств массовой информации.
Особую роль в воспитании личности и эстетическом развитии играет художественная самодеятельность. Она является для детей одним из деятельностных способов отражения и познания мира, предоставляет условия для самовыражения и самоутверждения личности.
Успешно решают задачи этого направления программы по дополнительному образованию художественной направленности танцевального кружка «Ритмика и танец», музыкального кружка «Гармония», кружка «Умелые руки», реализуемые с целью создания условий для мотивации ребенка на достижения в различных сферах деятельности.
Используемые формы деятельности: урок, конкурсы рисунков, поделок, сочинений, выставки работ декоративно-прикладного искусства, конкурсные программы, КВН, экскурсии в районные культурные учреждения, библиотеки, музеи.
7) Трудовое воспитание
Развитию трудовых навыков подчинена работа дополнительного образования, уроки трудового обучения, процесс дежурства по уборке территорий и помещений, работа в летнем трудовой бригаде. Трудовая деятельность и трудовое воспитание сочетаются с профориентационной работой, главными направлениями которой является:
- предоставление максимума информации о профессиях, специальностях, необходимых в регионе;
- вооружение информацией о порядке и условиях поступления в учебные заведения;
- помощь учащимся в выборе профессии на уровне социально-психологической консультации;
- организация экономического образования.
Формы деятельности: урок, субботники, генеральные уборки в классе, выставки поделок, посещения библиотек района, экскурсии на производство, встречи с людьми разных профессий, консультации, тестирование, тренинги, классные часы, озеленение кабинетов и школьной территории, ремонт учебников, трудовые десанты, экскурсии в Центр занятости.
8) Спортивно-оздоровительное направление
Мероприятия в рамках спортивно-оздоровительного направления призваны решать проблемы сохранения здоровья ученика, позволяют детям сделать правильный выбор и проанализировать влияние вредных привычек, происходит формирование у школьников социально ответственное отношение к своему здоровью как одной из самых значимых жизненных ценностей. Этому способствуют программа внеурочной деятельности «Чемпион», программа дополнительного образования «ОФП».
Основные формы деятельности: урок, спортивные мероприятия, походы, прогулки на свежем воздухе, Дни Здоровья, динамические паузы, физминутки, классные часы, беседы, встречи с медицинскими работниками, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, подвижные игры, посещения библиотек, тренинги.
9) Развитие самоуправления школьников
Цель направления - активизация внутренних резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта на всех ступенях общего образования, в формировании социальных, коммуникативных компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме.
В основу работы по данному направлению положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.
Основными задачами являются:
- формирование психологической культуры и коммуникативой компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;
- формирование способности обучающегося сознательно выстраивать и оценивать отношения в социуме.
10) Воспитание семейных ценностей
Для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности ребенка необходим соответствующий микроклимат между педагогами и учащимися, школой и семьей в целом. Первой социальной средой для ребенка является его семья. Она играет важнейшую и во многом решающую роль в воспитании детей. Семья обуславливает усвоение ребенком основных правил и норм поведения, вырабатывает стереотип отношения к окружающему миру.
Работа осуществляется в следующих направлениях:
- ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса;
- психолого-педагогическое просвещение: общешкольные лектории, просвещение родителей класса, осуществляемое классным руководителем на основе задач воспитания, изучения учащихся и классного коллектива, содержания и методики воспитательного процесса;
- вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность: участие во внеурочной деятельности, организуемой в классе; участие родителей в подготовке общешкольных традиционных форм работы; участие в профориентационной работе школы: встречи с учащимися, экскурсии на предприятия; участие в работе классных и школьного родительского комитетов; оказание помощи в реализации различных классных и школьных дел;
- корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся: оказание психолого-педагогической помощи в организации семейного воспитания различных категорий детей (одаренных); оказание психолого-педагогической помощи родителям в решении трудных проблем семейного воспитания; индивидуальная работа с неблагополучными семьями учащихся;
- взаимодействие с общественными организациями родителей: организация работы с родительским активом и взаимодействие с общественными организациями родителей;
- аналитическая деятельность: проведение мониторинга с использованием различного диагностического материала.
Используемые формы деятельности: беседы, встречи, родительские собрания, «День открытых дверей», «Веселые старты», программа «День матери», «День семьи», родительский патруль, дежурство на мероприятиях в вечернее время, благоустройство классных кабинетов и территории школы.
11) Экологическое воспитание
Стратегические цели школьного экологического образования определяются приоритетными общенациональными задачами обеспечения экологического качества окружающей среды; здоровья и экологической безопасности граждан страны; международными рекомендациями в области образования в интересах устойчивого развития как генеральной гуманитарной стратегии XXI в., направленной на выживание человечества и предотвращение глобальной экологической катастрофы.
Экологическая здоровьесберегающая деятельность школы должна способствовать формированию у обучающихся экологической культуры, ценностного отношения к жизни во всех её проявлениях, здоровью, качеству окружающей среды, умений вести здоровый и безопасный образ жизни.
Основными задачами являются:
- присвоение обучающимися эколого-культурных ценностей и ценностей здоровья своего народа, народов России как одно из направлений общероссийской гражданской идентичности;
- формирование умений придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту, демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности;
- овладение нормами экологического поведения, обеспечивающего сохранение на земле человека и природы, их взаимодействия.
Решение этих задач достигается путем включения школьников в локальные экологически целесообразные виды деятельности, направленных на формирование готовности занять активную экологически целесообразную позицию в конкретной ситуации. Приятие обучающимися принципов ненасилия, направленных на установление гуманистического типа отношений между людьми, идеи общности, гармонии индивида со Вселенной и человечеством, основанной на экологии природы и человека, овладение ценностными ориентациями на уровне целостной экологической картины мира, формирование планетарного мышления способствуют формированию знаний основных стратегий поведения человека в природе.
Формируемые ценности: гражданское общество, этнокультурная и общероссийская идентичность; устойчивое развитие страны; экологическая этика; здоровье как личная и общественная категория; социальное партнёрство по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды и здоровья населения; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; экологическая культура; гражданская ответственность за настоящее и будущее своей страны; эколого-культурные традиции многонационального народа России. Основное педагогическое средство организации внеурочной деятельности: развивающие ситуации учебно-проектного типа.
Формы деятельности: урок, общешкольные и классные мероприятия, конкурсные программы, посещения музеев и библиотек, акции, оформление стендов, митинги, классные часы, встречи с экологами, экскурсии в природу, научно-практические конференции.