III. Основные направления работы по моделированию и построению воспитательной системы класса

II. Цель и задачи работы по моделированию и построению воспитательной системы класса

Цель: создание условий для моделирования и построения воспитательной системы класса, направленной на развитие и раскрытие индивидуальности ребенка, умеющего жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения взаимопомощи и взаимоуважения, уважительно относиться к жизни и ко всему живому, как проявлению жизни.

Задачи:

1) изучить личностные качества учащихся, складывающие отношения в классном коллективе;

2) осуществить проектирование образа жизнедеятельности классного сообщества;

3) содействовать формированию классного коллектива и созданию в нем нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития первоклассников;

4) способствовать осознанию детьми связи всего живого, осмыслению природы как дома, в котором обитает жизнь самых разных форм (в том числе и жизнь человечества).

III. Основные направления работы по моделированию и построению воспитательной системы класса

Основные направления работы Недели месяца
I II III IV
Сентябрь
Изучение учащихся и их отношений Учебный курс «Введение в школьную жизнь».   Анкетирование родителей (анкета № 1) Учебный курс «Введение в школьную жизнь».   Анкетирование родителей (анкета № 2)    
Проектирование образа жизнедеятельности класса Учебный курс «Введение в школьную жизнь».   Мастерская общения «Давайте познакомимся!»   Кл. час «Мы теперь не просто дети – мы теперь ученики»    
Формирование коллектива класса и содействие развитию личности ребенка Учебный курс «Введение в школьную жизнь».   Праздник «День знаний»   Кл. час «Мы выбираем безопасный путь в школу»   Конкурс рисунков «Дети и дорога»  
Формирование уважительного отношения к жизни и ко всему живому как проявлению жизни       Кл. час «Природный мир вокруг человека. Человек – часть природы»   Игра «Что? Где? Когда?»
Октябрь
Изучение учащихся и их отношений   Анкета «Занятость учащихся во внеурочное время» Методика «Лесенка» (определение самооценки учащихся) Методика «Квадрат» (изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью)
Проектирование образа жизнедеятельности класса Кл. час «Умеем ли мы общаться»      
Формирование коллектива класса и содействие развитию личности ребенка   День самоуправления   Беседа школьного врача   Кл. час «Режим дня»  
Формирование уважительного отношения к жизни и ко всему живому как проявлению жизни Прогулка в лес «Золотая осень»   Конкурс поделок из природного материала Кл. час «Жизнь леса. Лес в творчестве русских художников»   Конкурс рисунков «Картины леса» Кл. час «Человек в лесу»   Конкурс плакатов «Берегите лес!»  
Ноябрь
Изучение учащихся и их отношений     Игра «Полет на луну» (изучение межличностных отношений)  
Проектирование образа жизнедеятельности класса   Оформление учащимися и их родителями альбома-эстафеты «Наш класс»
  Кл. час в форме организационно-деятельностной игры «Развитие личности младшего школьника»  
Формирование коллектива класса и содействие развитию личности ребенка Конкурс «Папа, мама и я – спортивная семья» Мастерская общения «Как вас зовут»   КТД «Праздник осенних именинников»
Подготовка к КТД «Праздник осенних именинников»
Формирование уважительного отношения к жизни и ко всему живому как проявлению жизни   Кл. час «Жизнь рек и морей. Красота водных бассейнов и просторов»   Игра «Поле чудес»   Кл. час «Вода в жизни в человека»     Конкурс плакатов «Берегите воду!»
Декабрь
Изучение учащихся и их отношений Рисунок «Что мне нравится в моей школе» Социометрия Методика «Лесенка» (определение самооценки учащихся)  
Проектирование образа жизнедеятельности класса       Кл. час «Итоги полугодия»
Формирование коллектива класса и содействие развитию личности ребенка Кл. час «Здоровый образ жизни»   Конкурс рисунков «Если хочешь быть здоров…» Кл. час «Мои права. Конвенция прав ребенка» Конкурс плакатов «Мои права и обязанности» Кл. час «Как в старину Новый год встречали»   Мастерская Деда Мороза Участие в школьном новогоднем представлении
Формирование уважительного отношения к жизни и ко всему живому как проявлению жизни        
Январь
Изучение учащихся и их отношений       Фигурный тест П. Торренса (изучение творческих способностей детей)  
Проектирование образа жизнедеятельности класса     Ролевая игра «Мои права и обязанности»  
Формирование коллектива класса и содействие развитию личности ребенка Посещение новогоднего представления в кукольном театре Кл. час «День Снеговика» и зимние забавы в рамках Дня здоровья.   Конкурс рисунков «Улыбка Снеговика»    
Формирование уважительного отношения к жизни и ко всему живому как проявлению жизни   Прогулка в зимний лес. Кл. час «Горы и человек»   «Своя игра» Кл. час «Человек и степи»   Викторина «А знаете ли Вы?»
Февраль
Изучение учащихся и их отношений Изучение мотивации достижения успеха      
Проектирование образа жизнедеятельности класса        
Формирование коллектива класса и содействие развитию личности ребенка Кл. час «Мир мальчиков и мир девочек».     Эстафета «Веселые старты» Кл. час «Урок мужества». Конкурс «А ну-ка, мальчики!»   КТД «Праздник зимних именинников»
Подготовка к КТД «Праздник зимних именинников»
Формирование уважительного отношения к жизни и ко всему живому как проявлению жизни   Кл. час «Природа родного края»   Конкурс рисунков «Красота родной природы»     Проводы зимы  
Март
Изучение учащихся и их отношений     Методика Е.Н. Степанова (изучение удовлетворенности учащихся и родителей жизнедеятельностью в классе и школе)  
Проектирование образа жизнедеятельности класса   Ролевая игра «Индивидуальный вариант поведения по закону добра»    
Формирование коллектива класса и содействие развитию личности ребенка Праздник «8 Марта»   Конкурс «А ну-ка, девочки!»   Библиографический урок «Путешествие в книжное царство»   Операция «Книжкина больница»    
Формирование уважительного отношения к жизни и ко всему живому как проявлению жизни Кл. час «Человек и флора Земли»   Викторина «Знаете ли вы цветы?»   Кл. час «Человек и фауна Земли»   Викторина «Знаете ли Вы животных?»   Кл. час «Природно-погодные условия жизни человека. День Земли» Экскурсия «Признаки весны»
Апрель
Изучение учащихся и их отношений Изучение самооценки ребенка     Методика «Наши отношения» (изучение уровня сформированности коллектива класса)
Проектирование образа жизнедеятельности класса        
Формирование коллектива класса и содействие развитию личности ребенка   Подготовка к КТД «Праздник весенних именинников» КТД «Праздник весенних именинников»
Формирование уважительного отношения к жизни и ко всему живому как проявлению жизни Кл. час «Элементы природы в культуре человеческого обустройства жизни» Конкурс поделок «Элементы природы как украшение дома» Кл. час «День космонавтики»   Викторина в форме игры «Своя игра» Кл. час «День Земли»   Конкурс поделок «Чудеса из ненужных вещей»  
Май
Изучение учащихся и их отношений Методика «Градусник» (изучение удовлетворенности учащихся и родителей жизнедеятельностью в классе и школе) Анкета «Твои планы на лето» (изучение представлений учащихся о летнем отдыхе)    
Проектирование образа жизнедеятельности класса     Кл. час «С какими итогами заканчиваем 1 класс?»  
Формирование коллектива класса и содействие развитию личности ребенка   Декада «Память» Кл. час «День победы» Операция «Ветеран живет рядом»   КТД «Праздник летних именинников» Последний звонок
Подготовка к КТД «Праздник летних именинников»
Формирование уважительного отношения к жизни и ко всему живому как проявлению жизни Кл. час «Один день природы» Прогулка в весенний лес    

IV. Работа с родителями

1. Мастерская общения «Давайте познакомимся!» (участвуют педагоги, учащиеся и родители; 1 сентября).

2. Анкетирование родителей (1-2 неделя сентября).

3. Встреча родителей с администрацией школы (3 неделя сентября).

4. Организация совместных прогулок детей и взрослых в лес:

«Золотая осень» (1 неделя октября);

«Красота зимнего леса» (2 неделя января)

«Красота весеннего леса» (2 неделя мая).

5. Родительские собрания:

Дата проведения Основные вопросы
3 неделя сентября а) лекторий «Режим дня первоклассника»; б) подведение итогов адаптационного периода и определение задач на учебный год; в) выборы родительского совета.
3 неделя октября а) советы психолога родителям первоклассников; б) ознакомление с системой оценивания результатов обучения и воспитания учащихся 1-го класса; в) организация осенних каникул.
4 неделя ноября «Развитие младшего школьника» (форма проведения ОДИ)
3 неделя декабря а) итоги полугодия; б) организация зимних каникул.
4 неделя января а) «Детский травматизм, причины и последствия ДТР»; б) организация дополнительных каникул.
4 неделя февраля «Привитие интереса к учебной деятельности»
3 неделя марта а) лекторий «Воспитание трудолюбия»; б) организация весенних каникул.
4 неделя апреля «Привитие интереса к чтению»
3 неделя мая а) итоги учебного года; б) организация летних каникул.

6. Заседание родительского совета:

Дата проведения Основные вопросы
4 неделя сентября «Планирование работы»
2 неделя октября Обсуждение вопросов о подготовке к конкурсу «Папа, мама и я – спортивная семья»
2 неделя ноября а) обсуждение вопросов о подготовке к празднику осенних именинников; б) определение возможностей участия родителей в генеральной уборке класса.
2 неделя декабря а) решение вопроса об участии родителей в подготовке к Новому году; б) обсуждение проблем организации зимних каникул учащихся.
2 неделя февраля а) обсуждение вопросов о подготовке к празднику зимних именинников; б) определение возможностей участия родителей в генеральной уборке класса.
2 неделя апреля а) обсуждение вопросов о подготовке к празднику весенних именинников; б) определение возможностей участия родителей в генеральной уборке класса.
2 неделя мая а) обсуждение вопросов о подготовке к празднику летних именинников; б) определение возможностей участия родителей в ремонте класса.

7. Проведение открытых уроков для родителей (последняя пятница каждого месяца).

8. Посещение семей с целью изучения соблюдения школьниками режима дня (октябрь, январь, апрель).

9. Проведение индивидуальных консультаций для родителей (еженедельно).

10. Участие родителей в совместных делах класса (ежемесячно).

11. Уточнение с родительским советом карты трудовой занятости родителей (март).

12. Сбор заявок родителей о посещении учащимися класса летнего школьного лагеря (первая половина мая).

13. Подготовка и вручение благодарственных писем родителей (май – июнь).

14. Участие родителей в деятельности по благоустройству классной комнаты (1 декада июня).

Наши рекомендации