Сущность и основные направления воспитательной работы в вузе

Процесс обучения в вузе предполагает наличие воспитательной компоненты. Воспитание - это процесс воздействия педагога на студента с целью приобретения последним навыков поведения в общественной жизни. Задачи педагога состоят, с одной стороны, в развитии у воспитанника дарований; с другой стороны, сдерживании деятельности, противоречащей принятым в обществе правовым и нравственным нормам.

В педагогике выделяют два универсальных пути воздействия педагога на учащегося - это путь духовного воспитания, передача ему накопленных знаний, опыта и путь включения обучаемого в разнообразную деятельность с целью приобретения им социального опыта. Дидактические идеи С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко содержат дея- тельностный компонент в системе обучения. Личностно-ориентиро- ванный подход предполагает именно деятельностную направленность в педагогическом процессе.

Воспитательная работа в вузе ведется по нескольким направлениям: идеологическому, правовому, нравственному, экономическому, эстетическому, физическому, экологическому.

Идеологическое направление работы в вузе предполагает помощь студентам в осознании своего бытия и тенденций его развития. В идеологии закрепляется система отдельных социальных групп, значимая для всего общества. Идеологические ценности являются ориентирами социальных действий, влияют на общественную активность.

Противоречивое взаимодействие рыночных и нерыночных форм развития в переходной экономике Республики Беларусь отражается в столкновении экономических интересов, которые реализуются в борьбе идеологий - либерализма, неоконсерватизма и социализма. Наличие конкурентных идеологий - это объективное явление как объективны интересы различных социальных групп и слоев в обществе. В учебном процессе важно рассмотрение идеологии с точки зрения эффективных программ общественного развития гуманистических ценностей, приоритетов - добра, зла, совести, ответственности, справедливости.

Этическое воспитание - это основной способ нормативной регуляции действий студента в ВУЗе. Важнейшим элементом воспитания выступает идеальный образ, всего морально совершенного, прекрасного, высшего.

Мораль проникает во все сферы человеческой деятельности. Нравственная цель, этические ценности тесно увязаны с учебным курсом, влияют на способ мышления и деятельности студента, помогают процессу самосовершенствования и саморазвития.

Правовое воспитание предполагает формирование определенного уровня правового мышления и чувственного восприятия, правовой действительности.

Эстетическое воспитание направлено на культивирование прекрасного, возвышенного, благородного. Посещение выставок, музеев, театров и др., где демонстрируются высшие художественные достижения, составляют неотъемлемый элемент всестороннего целостного развития личности.

Экологическое воспитание состоит в пропаганде идей гармонизации человека и природы, человека и космоса, формировании ответственности за последующую эволюцию Земли.

Экономическое воспитание предполагает формирование экономического мышления, необходимого для эффективной практической деятельности в условиях рыночной экономики. Умение проникать в сущность явления, выявление связи зависимостей, предложение ценностных суждений об идеях, решениях и методах и так далее являются образовательными целями экономических дисциплин.

Процесс обучения правилам общественной жизни предполагает использование определенных методов воспитания. К основным методам воспитания в вузе относятся следующие: убеждение, метод примера, критика и самокритика.

Убеждение - это процесс воздействия на сознание человека с помощью взглядов, идей, мировоззрения для формирования твердой уверенности в истинности чего-нибудь. Убеждение, твердая позиция преподавателя воздействует на регулирование и оценку поведения студентов в вузе.

Метод примера - это воздействие преподавателя на студентов силой личного примера. Это можно реализовать в случае уважения и доверия к преподавателю.

Критика и самокритика позволяет находить оптимальные варианты решения проблем. Критикуя, преподавателю следует принимать во внимание индивидуальные особенности каждого студента, его биологическое, психологическое и социальное развитие.

19. Куратор в системе высшего образования

Куратор назначается для оказания помощи студентам в формировании студенческого коллектива группы, проведении индивидуальной воспитательной работы, осуществление связей с родителями студентов, выяснения проблем студентов, предоставление им возможной помощи, контроля за учебным процессом и т.д.. Куратором студенческой группы может быть преподаватель, который пользуется авторитетом, отличается высокими моральными качествами, обладает незаурядным педагогическим мастерством и организаторскими способностями и может обеспечить положительное воспитательное воздействие на студентов.

Куратор назначается распоряжением декана факультета (директора института) по представлению заведующего кафедрой. Выполняемая им работа планируется в журнале куратора и учитывается в индивидуальном плане работы преподавателя. Куратор закрепляется за студенческой группой, как правило, на весь период обучения в университете. Смена куратора может осуществляться деканом (директором) по уважительным причинам, если он не справился с выполнением своих обязанностей или по инициативе студентов группы.

Обязанности куратора

Куратор обязан:

§ способствовать созданию в студенческой группе здорового морально-психологического климата, установлению нормальных отношений между студентами и преподавателями, сотрудниками университета;

§ помогать группе в формировании студенческого коллектива, выработке положительных ценностных ориентаций у студентов, направленных на получение знаний, повышения своего общего культурного уровня, ведение здорового образа жизни и т.п.;

§ проводить индивидуальную воспитательную работу со студентами группы, выяснять состояние их дисциплины и обучения, условия проживания, заботиться и оказывать возможную помощь студентам в решении тех проблем, которые зависят от университета;

§ устанавливать и поддерживать связи с родителями студентов. Своевременно их информировать о состоянии академической успеваемости и проблемах, которые могут возникнуть в студенческой жизни их детей и решение которых потребует помощи родителей;

§ проводить мероприятия организационной и воспитательной работы в студенческой группе по планам ректората, деканата и собственным планом;

§ составлять планы культурно-воспитательной работы в закрепленной студенческой группе и отчеты об их выполнении;

§ регулярно вести журнал куратора;

§ помогать студентам в выборе учебных дисциплин выборочного цикла;

§ предоставлять студентам помощь в подборе мест распределения и трудоустройства;

§ соблюдать конфиденциальность в индивидуальной работе с подопечными студентами и не распространять информацию, лично их касающуюся.

Права куратора

Куратор имеет право:

§ выдвигать лучших студентов группы за успехи в учебе, научной, спортивной, культурно-массовой и общественной работе к награждению и различным формам поощрения;

§ выступать перед администрацией о применении установленных форм дисциплинарного и административного взыскания к студентам за допущенные ими нарушения трудовой, учебной дисциплины, общественного порядка и т.д.;

§ участвовать в оценке организаторских способностей подопечных студентов, выполнения ими общественных поручений;

§ защищать подопечных студентов, когда к ним применяются несправедливо завышенные меры взыскания. Отчисления студентов из университета по любой причине осуществляется только после согласования с куратором;

§ участвовать в решении вопросов назначения стипендий, поселения в общежития студентов закрепленной группы

20. Менеджмент в образовании

Менеджмент в системе образования в работах некоторых современных авторов выступает как:

- целенаправленный, системно организованный процесс воздействий на его структурные компоненты и связи между ними, обеспечивающий их целостность и эффективную реализацию функций, его оптимальное развитие [1,2];

- научно-организованное управление со своеобразной иерархией: первый уровень - управление деятельностью педагогического коллектива, второй - управление деятельностью учащихся [3,4];

- комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами, направленный на повышение эффективности их функционирования и развития [5,6].

Вся проанализированная литература, связанная с управлением образованием, может быть условно разделена на три направления: первое - управление процессом образования (у некоторых авторов - обучения, воспитания, или формирования личности); второе - управление образовательными организациями; третье направление - управление системами (программами, проектами) образования.

Менеджмент в сфере образования – это специфическая отрасль управленческих наук, вобравшая в себя истоки педагогики, психологии, социологии управления, менеджмента и маркетинга. Образовательный менеджмент имеет свою специфику и присущие только ему закономерности. Профессиональные знания по менеджменту обусловливают осознание управленцами, связанными с образованием, трех различных инструментов управления:

- организации, иерархии управления, основное средство здесь - воздействие на человека сверху с помощью мотивации, планирования, организации, контроля, стимулирования и пр.;

- культуры управления, т.е. вырабатываемых и признаваемых обществом, организацией, группой людей ценностей, социальных норм и установок, особенностей поведения;

- рынка, рыночных отношений, т.е. отношений, основанных на равновесии интересов продавца и покупателя.

В Казахстане согласно Закону РК «Об образовании» «управление организациями образования осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан, типовыми правилами деятельности организаций образования соответствующего типа и уставом организации образования на принципах единоначалия и коллегиальности».

Эффективность управления в сфере образования состоит в слаженном функционировании образовательных организаций для предоставления качественного образования в условиях реальной экономики путем реализация идеи непрерывного образования, расширение возможности выбора обучаемым траектории образования в условиях пониженной мобильности.

Необходимость обращения к проблематике управления в сфере образования актуализирует еще и тот факт, что глобальные трансформации, осуществляемые в Казахстане, помимо вполне очевидных позитивов детерминировали и ряд кризисных явлений, затронувших, по существу, все сферы общественной жизни, в том числе и вопросы управления. При этом решение проблем управления в сфере образования является необходимым условием становления и развития нынешней системы образования в качестве социального института, адекватного насущным потребностям современного общества.

В настоящее время широкое распространение получила работа по совершенствованию менеджмента в сфере образования, организационной основой которой является Государственная программа развития образования Республики Казахстана на 2011-2020 гг. [7]. Основной целью в области менеджмента образования является формирование государственно-общественной системы управления образованием. Среди основных задач в этой области были выделены следующие:

1. Совершенствование менеджмента в образовании, в том числе внедрение принципов корпоративного управления, формирование системы государственно-частного партнерства в образовании.

2. Совершенствование системы мониторинга развития образования, в том числе национальной образовательной статистики с учетом международных требований.

Казахстан определил развитие системы образования в качестве приоритетной задачи для обеспечения долгосрочного экономического развития республики. Сегодня государство уделяет особое внимание развитию образования как основного индикатора человеческого развития страны, поскольку важнейшая наша цель – это воспитание казахстанцев новой формации и превращение Казахстана в страну с конкурентоспособным человеческим капиталом.

В связи с этим государственная политика в сфере образования РК представляет собой комплекс взаимоувязанных мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования и воспитания, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности и финансово-экономических механизмах, и, безусловно, в системе менеджмента образования.

21. Мировой кризис развития образования

Образование во всем мире находится в весьма сложном положении. Оно определяется главным образом углублением фундаментального противоречия между традиционными методами и темпом обучения и постоянно растущим объемом появления новой информации и, следовательно, возрастающими требованиями к приобретаемым знаниям, навыкам и умениям при сохранении практически постоянным периода времени на получение образования. Такие требования к обучаемому уже сегодня находятся зачастую на пределе возможностей человека. К тому же традиционная система образования в силу своей инертности очень слабо приспособлена к условиям быстропротекающих технологических изменений в обществе. Становится очевидным, что классическая модель образования, свойственная для большинства стран мирового сообщества, уже себя исчерпала. Мировой кризис образования в конце ХХв. признан свершившимся фактом. К основным условиям, способствовавшим развитию кризиса национальных систем образования, можно отнести:

· ограниченность и слабость факторов социализации личности в условиях индустриального общества;

· отсутствие органичного единства между рациональной стороной образовательной деятельности и сохранением целостности личности, её индивидуальной природы;

· воздействие процессов информатизации и компьютеризации общественной жизни, современной коммуникативной системы на сферу образования.

Переход к открытому образованию–это возможность преодолеть ориентацию традиционных образовательных систем на энциклопедичность образования, излишнюю перегруженность информационным и фактологическим материалом, далеко не всегда связанным с действительными запросами и нуждами личности и общества.

Поэтому многие страны начинают широко привлекать в систему образования новые информационные технологии, методы и средства обучения. Перспективная система образования должна быть способна не только вооружать знаниями обучающегося, но и вследствие постоянного и быстрого обновления знаний формировать у него потребность в самостоятельной учебе в течение всей активной жизни. Система образования должна в итоге стать открытой, способной предоставлять человеку разнообразные наборы образовательных услуг, позволяющей учиться непрерывно, обеспечивающей возможность широким слоям населения получения высшего и дополнительного образования. Одна из тенденций современного мира заключается в том, что по мере развития телекоммуникационных технологий взаимодействие между людьми все меньше требует непосредственного общения. Его заменяют электронная почта, телеконференции, электронные форумы и т.п. Поэтому основой системы открытого образования становится дистанционное обучение, универсальность которого позволяет реализовать идею непрерывного образования.

Под ДО следует понимать комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения на любом расстоянии от образовательных учреждений с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на телекоммуникационных средствах обмена учебной информацией (спутниковое телевидение, радиотелефония, интернет-технологии и т.п.

На протяжении последних десяти лет в системах образования различных стран проводятся работы по внедрению в практику принципов и технологий ДО, режимов удаленного и гибкого обучения на расстоянии.

Но надо ещё раз подчеркнуть - в настоящее время в различных источниках подчеркивается, что с помощью дист. технологий поддерживается и преобразуется обучение по формам, узаконенным в государстве как очная, очно-заочная, заочная, экстернат. И возникло ДО не на пустом месте, а для этого были все предпосылки.

22. Мировое образовательное пространство.

Мир сегодня объединен заботой о воспитании гражданина всей планеты Интенсивно развивается международное образовательное пространство, поэтому мировое сообщество стремится к созданию глобальной стратегии ос мира человека независимо от места его проживания и образовательного уровня Все страны объединяет понимание, что современное образование должно стать международным; школьная и университетская образования приобретают черты поликультурного образования, развивает способность оценивать явления с позиции другого человека, разных культур, иной социально-экономической формации, создает поликультурное средще.

Мировое образовательное пространство объединяет национальные образовательные системы разного типа и уровня, значительно отличаются философскими и культурными традициями, уровнем целей и задач, качественными состояниями Поэтому стоит гов ворит о современном мировое образовательное пространство как о едином формирующийся и в каждой образовательной системе которого имеются глобальные тенденции и сохранено разнообразиеь.

Для мирового образовательного пространства характерны весьма важные тенденции, особенно ярко проявившиеся в конце XX в.

Первая тенденция – это повсеместное ориентирование большинства стран на переход от элитного образования к высококачественному образованию для всех.

Вторая тенденция заключается в углублении межгосударственного сотрудничества в области образования. Активность развития данного процесса зависит от потенциала национальной системы образования и от степени равенства условий партнерства государств и отдельных участников.

Третья тенденция предполагает существенное увеличение в мировом образовании гуманитарной составляющей за счет введения научных и учебных дисциплин, ориентированных на человека: политологии, психологии, социологии, культурологии, экологии, эргономики, экономики.

Четвертой тенденцией в развитии мирового образования является значительное распространение нововведений при сохранении сложившихся национальных традиций и национальной идентичности стран и регионов. Поэтому пространство становится поликультурным и ориентированным на развитие человека и цивилизации в целом, более открытым для формирования международной образовательной среды, наднациональным по характеру знаний и приобщению человека к мировым ценностям.

Наши рекомендации