Педагогический словарь терминов
Анализ – метод научного исследования путем разложения предмета на составные части или мысленного расчленения объекта путем логической абстракции.
Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы.
Закономерность – объективно существующая, повторяющаяся, существенная связь явлений в любой сфере общественной жизни или этапов какого-либо процесса.
Индивид – отдельный человек, личность.
Индивидуальность – своеобразие психики личности индивида, ее неповторимость. Проявляется в чертах темперамента и характера, в эмоциональной, интеллектуальной и волевой сферах, в интересах, потребностях и способностях человека.
Инновационная деятельность учителя – социально-педагогический феномен, отражающий его творческий потенциал, выход за пределы нормативной деятельности.
Категория – научное понятие, выражающее наиболее существенные свойства и отношения определенного явления действительности.
Классификация – распределение предметов, явлений и понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от общих признаков.
Когнитивный – связанный с познанием.
Личность – человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию; устойчивая система социально-значимых черт, отношений, установок и методов, характеризующих человека как члена общества.
Метод – способ действия, деятельности; «... совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности».
Методология (путь исследования или познания, теория, учение) – 1) «система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности”; 2) « учение о научном методе познания»; 3) «совокупность методов, применяемых в какой-либо науке».
Методы воспитания – совокупность способов и приемов воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся.
Мотивация совокупность устойчивых методов, побуждений, определяющих задачи, содержание и характер деятельности.
Навык – способ выполнения действий и операций, ставший в результате многократных упражнений автоматизированным.
Образование – характеристика достигнутого уровня обучения.
Объект – предмет познания и деятельности человека.
Процесс (продвижение) – 1) последовательная смена состояний, ход развития чего-либо; 2) совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.
Принцип (основа, начало) – 1) основное исходное положение какой-либо теории, учения; руководящая идея, правило деятельности; 2) внутреннее убеждение, взгляд на вещи, определяющие нормы поведения.
Предмет педагогики – определяющие развитие личности противоречия, закономерности, отношения, технологии организации и осуществления воспитательного процесса.
Педагогика – «наука о воспитании человека; раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности».
Педагогика – «совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование, обучение».
Педагогическая технология – научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.
Педагогический процесс – последовательная смена состояний педагогической системы.
Развитие – процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.
Рефлексия – обращение назад, отражение; анализ собственных действий и состояний.
Самовоспитание – осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообразование, совершенствование положительных и преодоление отрицательных качеств.
Синтез – метод изучения предметов в его целостности, в единстве и взаимной связи его частей.
Системный подход –- ориентирующий исследователя на раскрытие целостности объекта, выявление его внутренних связей и отношений.
Социализация – усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу.
Социология – наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах, общественных группах.
Умение – освоенные человеком путем упражнений способы выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умение позволяет выполнить действия не только в привычных, но и в измененных условиях.
Условие – обстоятельство, от которого что-либо зависит; обстановка, в которой что-либо происходит.
Фактор (делающий, производящий) – движущая сила, причина, существенное обстоятельство в каком-либо процессе, явлении.
Формирование – процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности.
Человек – живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда, представляющее собой единство физического, духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного.
________________________
Вопросы к зачёту
- Дать понятие «Теория и методика воспитания» как раздел педагогики. Раскрыть предмет, цель, задачи дисциплины.
- Охарактеризовать воспитание как процесс интериоризации социокультурного опыта. Движущие силы процесса воспитания, функции воспитания в обществе.
- Обосновать цели воспитания. Цели воспитания идеальные и реальные. Раскрыть цель и задачи воспитания на современном этапе.
- Раскрыть понятие закономерностей и принципов воспитания. Дать характеристику принципам воспитания: природосообразности, культуросообразности, гуманизма.
- Понятие о содержании воспитания. Общечеловеческое и индивидуальное, национальное и интернациональное в воспитании
- Раскрыть понятие содержания воспитания. Дать характеристику различным подходам к отбору содержания воспитания: по направлениям, видам деятельности, элементам базовой культуры личности.
- Целостный педагогический процесс. Взаимосвязь процессов воспитания, перевоспитания и самовоспитания. Готовность младшего школьника к самовоспитанию как результат целостного педагогического процесса.
- Духовное развитие личности младшего школьника и педагогические проблемы становления ее мировоззрения.
- Понятие воспитательной системы школы. Характеристика различных воспитательных систем
- Дать понятие мировоззрения, возрастные возможности овладения мировоззрением, основные пути и средства становления мировоззрения.
- Раскрыть понятие, сущность, задачи, содержание, пути осуществления нравственного воспитания.
- Нравственное и гражданское воспитание младшего школьника.
- Физическое воспитание личности: раскрыть понятие, задачи, содержание, пути воспитания. Здоровый образ жизни школьника.
- Трудовое воспитание: раскрыть понятие, задачи, содержание и условия реализации трудового воспитания, профориентации, профессионального самоопределения личности с позиции социальной ситуации школьника.
- Экологическое воспитание младших школьников: задачи, содержание, пути формирования экологической культуры младшего школьника.
- Особенности умственного воспитания младших школьников: задачи, содержание, формы.
- Воспитание патриотизма и интернационализма, веротерпимости и толерантности в младшем школьном возрасте.
- Раскрыть сущность методов, приемов, средств воспитания, их структуру, задачи, признаки, условия оптимального выбора методов воспитания, различные подходы к их классификации.
- Раскрыть содержание методов воспитания по формированию сознания учащихся: рассказ, разъяснение, беседа, условия эффективности их применения.
- Дать характеристику методам воспитания по формированию опыта поведения и деятельности: упражнение, приучение, требование, поручение, методика их применения.
- Раскрыть сущность методов стимулирования и коррекции поведения и деятельности: соревнование, поощрение, наказание, методику их применения.
- Раскрыть роль учителя начальных классов как воспитателя, организатора воспитательного процесса: основные функции, содержание деятельности, методы и формы работы с учащимися во внеурочное время.
- Раскрыть принципы планирования воспитательной работы в начальной школе, структуру плана, его содержание, требования.
- Детский коллектив как объект и субъект воспитательного процесса. Структура коллектива. Педагогические условия становления коллектива в младшем школьном возрасте
- Ученический коллектив: раскрыть понятие, сущность, структуру, функции, стадии развития.
- Раскрыть технологию организации коллективной творческой деятельности детей, ее основные компоненты, дать характеристику.
- Раскрыть взаимосвязь семьи и школы, функции современной семьи. Содержание и формы работы с семьей, родительское собрание, технология его подготовки и проведения.
- Дать характеристику критериям эффективности воспитания школьников и воспитательного процесса. Раскрыть сущность диагностики воспитательной деятельности, ее задачи, функции, виды.
- Раскрыть понятие технологии педагогического процесса: существенные признаки, структура. Содержание современных технологий воспитания: Газмана О. С., Щурковой Н. Е., Иванова И. П.
- Базовые концепции воспитания и развития личности.
- Воспитание культуры межнационального общения в младшем школьном возрасте.
- Воспитание патриотизма и интернационализма, веротерпимости и толерантности в младшем школьном возрасте.
В конце учебного года я предлагаю Вам подвести итоги. Продолжите пожалуйста предложения:
1. я узнал(а)…
2. было интересно…
3. было трудно…
4. я выполнял(а) задания…
5. я понял(а), что…
6. теперь я могу…
7. я почувствовал(а), что…
8. я приобрел(а)…
9. я научился(ась)…
10. у меня получилось …
11. я смог(ла)…
12. меня удивило…
13. Рабочая тетрадь дала мне для жизни…
Библиографический список:
- Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. пособ. для студентов педвузов / А.Н. Джуринский. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2004.
- История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: / Под ред. акад. РАО А.И.Пискунова. - М.: ТЦ «Сфера», 2001.
- Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.: Академия, 2006.
- Мижериков В.А. Введение в педагогическую деятельность /В.А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус.– М.: Роспедагентство, 2005.
- Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студентов пед. вузов / А.В. Мудрик / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2004.
- Орлов А.А. Введение в педагогическую деятельность: Практикум: Учеб.-метод. пос./ А.А. Орлов, А.С. Агафонова. Под ред. А.А. Орлова. - М.: Академия, 2004.
- Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Пед. общество России, 2005.
- Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М., 2003.
- Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: ИКЦ «МарТ», 2004.
- Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. Учебно-методическое пособие. – М.: Изд-во «Гном и Д», 2001.
- Роботова А.С. Введение в педагогическую деятельность/ Роботова А.С., Леонтьева Т.В., Шапошникова И.Г. и др. . – М.: Академия, 2004. – 208 с.
- Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том I / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 2003. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том II / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 2003.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М., 2008.
- Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2005.