Оценка потребностей в обучении
· Каковы знания медработников в данной области
· Какие факторы могут влиять на отношение медработника к данной области
a. давление со стороны коллег
b. социальные и культурные аспекты
c. поведение и отношение вышестоящих медработников
· Какова система (материального или иного) поощрения, способная изменить отношение медработника к данной области
· Достаточны ли ресурсы, необходимые для того, чтобы содействовать изменению отношения к изучаемому предмету и применению медработниками на практике.
При составлении учебной программы необходимо:
· определить конечный результат – цель обучения
· разработать график и определить место проведения занятий; план занятий входит в Программу по ИК в стационаре и утверждается приказом главного врача больницы
· определить наиболее эффективную форму обучения:
a. лекция
b. практическое занятие (обучение в небольших группах): обучение технике мытья рук, отработка алгоритма выполнения санации верхних дыхательных путей и т.д.
c. разбор конкретных ситуаций (пример: разбор случая внутрибольничного сепсиса; разбор вспышки; поведение персонала при заносе ВИЧ-инфекции и т.д.)
d. индивидуальные занятия (с преподавателем)
· определить возможность и необходимость использования различных учебных пособий: слайды, пленки, фотографии, чашки Петри с отпечатками пальцев рук, фильмы и т.д.ПОМНИТЕ! 1 фотография стоит 1000 слов; работа на медицинском оборудовании стоит 1000 фотографий.
Понятно, что один метод обучения (лекции, семинары, обучение на компьютере, видео, и др.) не превосходит другой. Многое зависит от определенных потребностей обучения, уровня подготовленности группы слушателей и других факторов. Однако имеются обобщенные данные о степени усвоения информации при использовании различных методов обучения (в %):
Обучение других 95 | Практика 75 |
Обсуждение в группах 50 | Демонстрации 30 |
Аудиовизуальный метод 20 | Литература 10 |
Лекции 5 |
Для повышения эффективности обучения необходимо учитывать характеристики или особенности слушателей. Индивидуумы и группы могут отличаться по способности, грамотности, желанию и стремлению обучаться и начальному уровню знаний. Некоторые из слушателей лучше воспринимают материал визуально; другие лучше работают с письменными материалами.
Особое внимание необходимо уделить созданию обстановки, облегчающей процесс изучения и развития позитивных отношений. Старайтесь достичь комфортного уровня, который снизит торможение и будет способствовать творческому мышлению слушателей.
Описание обстановки, способствующей максимальной реализации потенциальных возможностей обучающихся и облегчить обучение взрослых слушателей (по данным различных авторов)
· Обеспечение необходимого освещения без ослепительного сверкания
· Расположение сидячих мест близко к выступающему для того, чтобы лучше слышать и видеть (существует 4 типа расстановки сидячих мест для слушателей, обеспечивающих близкое расположение к инструктору)
· Устранение отвлекающих факторов, снижение уровня шума (закрыть окна, двери и т.д.)
· Иметь оборудование в рабочем состоянии
Для обучающего:
· Избегать сцен и подиумов
· Использовать соответствующие комнаты
· Создавать обстановку доброжелательности
· Создавать обстановку, облегчающую изучение
· необходимо основываться на опыте и примерах обучающихся, которые придают большое значение своему опыту
· Брать больше материала из реального жизненного опыта
· Больше давать такие материалы как «Вопросы профилактики гепатита В в отделении гемодиализа», чем «Принципы общей эпидемиологии»
· Помогать обучающемуся в определении проблемы и техники ее решения
При проведении обучения медицинского персонала:
· Используйте соответствующую стратегию обучения, определенную предварительной оценкой потребностей слушателей.
· Вызывайте внимание слушателей
· Способствуйте оживлению дискуссии (увеличение вопросов «по делу»)
· Выясняйте трудные (сложные) вопросы
· Помогайте слушателю в самооценке
· Оценивайте себя, слушателя и программу
Важно помнить, что процесс обучения представляет собой:
· понимание
· накопление информации
· интеллектуальное постижение
· эмоциональное постижение
· приобретение навыков
При обучении медицинского персонала следует учитывать такие особенности взрослого слушателя, как:
· собственное понимание проблемы
· жизненный опыт
· готовность к обучению
· немедленное применение знаний
Усвоение происходит лучше, когда тема значима для слушателей. Самая сильная мотивация – внутренняя.
Основные принципы обучения взрослых:
· Главное внимание – практическому опыту, а не информации общего характера
· Расширение содержания и методов обучения разнородных групп
· Опираться на жизненный опыт слушателей. Взрослые слушатели лучше воспринимают материал, имеющий отношение к их личному опыту
· Извлечь пользу из «обучающих ситуаций». Обучение – это ответ на текущую ситуацию. Главное внимание – непосредственной проблеме.
· Практиковать немедленное применение полученных знаний, которое ведет к наилучшему усвоению.
Навыки и опыт, находящиеся в стадии формирования, а также недавно приобретенные или не являющиеся необходимыми, с большой вероятностью исчезнут. Навыки и опыт давно приобретенные, глубоко укорененные в профессиональной культуре, давно не менявшиеся, с большой вероятностью не исчезнут. Поэтому усилия, направленные на изменение навыков посредством обучения, наиболее эффективны тогда, когда между навыками и нежелательными результатами существуют причинно-следственные отношения.
При разработке плана обучения необходимо использовать методы обучения, способные повысить его эффективность. Они должны способствовать активному обучению, стимулировать «центральную» обработку полученной информации. Для этого используют вопросы, задачи, дискуссии и т.д. Необходимо помочь слушателю выбрать материал для запоминания, выделить основные моменты и подчеркнуть их важность. Используемые методы обучения должны содействать переходу информации в долгосрочную память. Информация вне долгосрочной памяти - это потерянная информация! Обучение должно быть построено так, чтобы вести слушателя к «успеху». Внутренняя мотивация всегда сильнее внешней.
Обязательно следует предусмотреть обучение на рабочем месте, практические занятия, если они возможны.
Оценка программ обучения
Существует четыре формы оценки:
· определение реакции (мнения) слушателей на проведенное обучение;
· оценка запоминания слушателями и/или выполнения (тестовый контроль, вопросники, решение ситуационных задач);
· оценка изменения поведения в работе;
· определение реальных результатов в работе после проведенного обучения.
Наиболее полная оценка обучения слушателя включает оценки каждой из четырех форм. Наименее эффективный метод оценки – учитывать только реакции слушателей на проведенное обучение, так как это может быть связано с целым рядом факторов, не имеющих непосредственного отношения к проведенному обучению. Такой подход не может быть использован для определения эффективности обучения.