Оценка потребностей в обучении

· Каковы знания медработников в данной области

· Какие факторы могут влиять на отношение медработника к данной области

a. давление со стороны коллег

b. социальные и культурные аспекты

c. поведение и отношение вышестоящих медработников

· Какова система (материального или иного) поощрения, способная изменить отношение медработника к данной области

· Достаточны ли ресурсы, необходимые для того, чтобы содействовать изменению отношения к изучаемому предмету и применению медработниками на практике.

При составлении учебной программы необходимо:

· определить конечный результат – цель обучения

· разработать график и определить место проведения занятий; план занятий входит в Программу по ИК в стационаре и утверждается приказом главного врача больницы

· определить наиболее эффективную форму обучения:

a. лекция

b. практическое занятие (обучение в небольших группах): обучение технике мытья рук, отработка алгоритма выполнения санации верхних дыхательных путей и т.д.

c. разбор конкретных ситуаций (пример: разбор случая внутрибольничного сепсиса; разбор вспышки; поведение персонала при заносе ВИЧ-инфекции и т.д.)

d. индивидуальные занятия (с преподавателем)

· определить возможность и необходимость использования различных учебных пособий: слайды, пленки, фотографии, чашки Петри с отпечатками пальцев рук, фильмы и т.д.ПОМНИТЕ! 1 фотография стоит 1000 слов; работа на медицинском оборудовании стоит 1000 фотографий.

Понятно, что один метод обучения (лекции, семинары, обучение на компьютере, видео, и др.) не превосходит другой. Многое зависит от определенных потребностей обучения, уровня подготовленности группы слушателей и других факторов. Однако имеются обобщенные данные о степени усвоения информации при использовании различных методов обучения (в %):

Обучение других 95 Практика 75
Обсуждение в группах 50 Демонстрации 30
Аудиовизуальный метод 20 Литература 10
Лекции 5  

Для повышения эффективности обучения необходимо учитывать характеристики или особенности слушателей. Индивидуумы и группы могут отличаться по способности, грамотности, желанию и стремлению обучаться и начальному уровню знаний. Некоторые из слушателей лучше воспринимают материал визуально; другие лучше работают с письменными материалами.

Особое внимание необходимо уделить созданию обстановки, облегчающей процесс изучения и развития позитивных отношений. Старайтесь достичь комфортного уровня, который снизит торможение и будет способствовать творческому мышлению слушателей.

Описание обстановки, способствующей максимальной реализации потенциальных возможностей обучающихся и облегчить обучение взрослых слушателей (по данным различных авторов)

· Обеспечение необходимого освещения без ослепительного сверкания

· Расположение сидячих мест близко к выступающему для того, чтобы лучше слышать и видеть (существует 4 типа расстановки сидячих мест для слушателей, обеспечивающих близкое расположение к инструктору)

· Устранение отвлекающих факторов, снижение уровня шума (закрыть окна, двери и т.д.)

· Иметь оборудование в рабочем состоянии

Для обучающего:

· Избегать сцен и подиумов

· Использовать соответствующие комнаты

· Создавать обстановку доброжелательности

· Создавать обстановку, облегчающую изучение

· необходимо основываться на опыте и примерах обучающихся, которые придают большое значение своему опыту

· Брать больше материала из реального жизненного опыта

· Больше давать такие материалы как «Вопросы профилактики гепатита В в отделении гемодиализа», чем «Принципы общей эпидемиологии»

· Помогать обучающемуся в определении проблемы и техники ее решения

При проведении обучения медицинского персонала:

· Используйте соответствующую стратегию обучения, определенную предварительной оценкой потребностей слушателей.

· Вызывайте внимание слушателей

· Способствуйте оживлению дискуссии (увеличение вопросов «по делу»)

· Выясняйте трудные (сложные) вопросы

· Помогайте слушателю в самооценке

· Оценивайте себя, слушателя и программу

Важно помнить, что процесс обучения представляет собой:

· понимание

· накопление информации

· интеллектуальное постижение

· эмоциональное постижение

· приобретение навыков

При обучении медицинского персонала следует учитывать такие особенности взрослого слушателя, как:

· собственное понимание проблемы

· жизненный опыт

· готовность к обучению

· немедленное применение знаний

Усвоение происходит лучше, когда тема значима для слушателей. Самая сильная мотивация – внутренняя.

Основные принципы обучения взрослых:

· Главное внимание – практическому опыту, а не информации общего характера

· Расширение содержания и методов обучения разнородных групп

· Опираться на жизненный опыт слушателей. Взрослые слушатели лучше воспринимают материал, имеющий отношение к их личному опыту

· Извлечь пользу из «обучающих ситуаций». Обучение – это ответ на текущую ситуацию. Главное внимание – непосредственной проблеме.

· Практиковать немедленное применение полученных знаний, которое ведет к наилучшему усвоению.

Навыки и опыт, находящиеся в стадии формирования, а также недавно приобретенные или не являющиеся необходимыми, с большой вероятностью исчезнут. Навыки и опыт давно приобретенные, глубоко укорененные в профессиональной культуре, давно не менявшиеся, с большой вероятностью не исчезнут. Поэтому усилия, направленные на изменение навыков посредством обучения, наиболее эффективны тогда, когда между навыками и нежелательными результатами существуют причинно-следственные отношения.

При разработке плана обучения необходимо использовать методы обучения, способные повысить его эффективность. Они должны способствовать активному обучению, стимулировать «центральную» обработку полученной информации. Для этого используют вопросы, задачи, дискуссии и т.д. Необходимо помочь слушателю выбрать материал для запоминания, выделить основные моменты и подчеркнуть их важность. Используемые методы обучения должны содействать переходу информации в долгосрочную память. Информация вне долгосрочной памяти - это потерянная информация! Обучение должно быть построено так, чтобы вести слушателя к «успеху». Внутренняя мотивация всегда сильнее внешней.

Обязательно следует предусмотреть обучение на рабочем месте, практические занятия, если они возможны.

Оценка программ обучения

Существует четыре формы оценки:

· определение реакции (мнения) слушателей на проведенное обучение;

· оценка запоминания слушателями и/или выполнения (тестовый контроль, вопросники, решение ситуационных задач);

· оценка изменения поведения в работе;

· определение реальных результатов в работе после проведенного обучения.

Наиболее полная оценка обучения слушателя включает оценки каждой из четырех форм. Наименее эффективный метод оценки – учитывать только реакции слушателей на проведенное обучение, так как это может быть связано с целым рядом факторов, не имеющих непосредственного отношения к проведенному обучению. Такой подход не может быть использован для определения эффективности обучения.

Наши рекомендации