Распределение студентов по учебным отделениям

Учебные отделения организуются в начале учебного года на основании данных изучения интереса студентов, анализа состояния их здоровья, физического развития, физической подготовленности и спортивной квалификации.

По результатам медицинского осмотра и определения уровня физического здоровья студенты распределяются на основную, подготовительную и специальную медицинскую группы и группу лечебной физической культуры, в которую направляются студенты в отдельных случаях при стойких нарушениях в состоянии здоровья соматического или функционального характера. Занятия в этой группе организуются при кафедрах физической культуры специалистами, имеющими базовое медицинское образование, а и отдельных случаях, при сложных диагнозах, студенты направляются для занятий в медицинские учреждения.

Согласно медицинским заключениям кафедры физической культуры должны организовывать работу в четырех отделениях (основное, подготовительное, специальное, спортивного совершенствования):

1. Основное - для студентов основной медицинской группы с высоким и средним уровнем физического развития и физической подготовленности.

2. Подготовительное - для студентов основной медицинской группы с низким уровнем физического развития и низкой физической подготовленностью.

Эти отделения комплектуются на основе медицинских заключений и результатов контрольного тестирования в на­чале учебного года. Численность учебной группы основного и подготовительного отделений - 16-20 студентов на одно­го преподавателя.

3. Специальное для студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья и ограничения в занятиях физическими упражнениями.

В специальное медицинское отделение зачисляются студенты, допущенные к выполнению учебной и производственной работы, у которых имеются отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующие ограничения физических нагрузок.

Учебные группы специального отделения комплектуются с учетом пола, характера заболевания, функционального состояния и физической подготовленности студентов. Оптимальная численность студентов в учебных группах этого отделения - 8-12 человек на одного преподавателя.

Для студентов подготовительного и специального учебных отделений, имеющих недостаточную физическую подготовленность и низкий уровень физического здоровья, рекомендуются дополнительные индивидуальные занятия в объеме не менее 10 % от годовой учебной нагрузки.

4. Отделение спортивного совершенствования - для студентов основной медицинской группы, имеющих спортивные разряды и желание заниматься тем или иным видом спорта.

Зачисление на отделение спортивного совершенствования проводится после сдачи контрольных, нормативов и зачетных требований по избранному виду спорта. Количественный состав учебных групп зависит от спортивно-технической подготовленности занимающихся и вида спорта.

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Теоретический раздел

Материал теоретического раздела излагается на лекциях, закрепляется на методических занятиях.

В случае отсутствия на кафедрах специалистов-теоретиков, ученых в области физической культуры для изложения научных основ методики физического воспитания и спортивной тренировки, истории организации физической культуры, а также тематики обобщающего характера, направленной на расширение объема знаний студентов, рекомендуется приглашать преподавателей смежных областей знаний -- философов, психологов, биологов, врачей, социологов из состава специальных кафедр вуза.

Обязательные вопросы лекционного курса:

~ Цель, задачи, средства, методы и содержание курса "Физическая культура" в вузе.

- Физическая, культура как общественное явление.

- Научно-биологические, социальные и теоретико-методические основы физической культуры.

- Двигательный режим в период экзаменационной сессии. Характеристика содержания и направленности популярных частных методик самоподготовки (оздоровительный бег, атлетизм, аэробика и другие).

- Здоровый образ жизни человека - основа творческого долголетия и профессиональной эффективности и роль его в организации общей и специальной физической подготовки.

- Здоровье, физическое развитие, физическая подготовленность, двигательная активность в свете возрастных особенностей формирования организма человека.

Врачебный контроль и самоконтроль в процессе физи­ческого воспитания, спортивной тренировки и самостоя­тельных занятий.- Научные основы построения рациональных форм физических нагрузок, питания и восстановительных мероприятий в периоды повышенных умственных нагрузок.

Представления о красоте и пропорциях тела человека. Методики корригирующей гимнастики. Возможности фи­зических упражнений в устранении недостатков строения человеческого тела.

- Роль и значение профессионально-прикладной физической подготовки.

- Современные технические устройства и тренажеры в индивидуальных оздоровительных и тренировочных программах самостоятельных занятий студентов.

Методический раздел

Вопросы для закрепления на методических занятиях:

- Формирование и укрепление здоровья посредством физических упражнений. (Обзор популярных периодических изданий по ФК и спорту). Новейшие методики физической подготовки.

Цели, задачи и формы самостоятельных занятий физическими упражнениями. Двигательный режим в период экзаменационной сессии. Аэробные формы индивидуальных занятий.

- Формы и методика занятий ритмической гимнастикой, атлетизмом, оздоровительным бегом, аэробикой и другими формами физических нагрузок.

- Гигиенические средства снятия утомления и восстановления физической и умственной работоспособности (зарядка, солнце, воздух, вода).

- Основы методики регуляции эмоциональных состояний человека (аутотренинг, идеомоторная тренировка, медитация).

- Двигательный режим и гимнастика для будущей матери.

- Основы организации занятий физическими упражнениями в семье. Физическое воспитание ребенка. Организация активного досуга.

- Рациональные формы физических нагрузок. Содержание питания и восстановительных мероприятий в периоды повышенных умственных нагрузок.

Представления о пропорциях тела человека. Методики корригирующей гимнастики.

23.5.3. Практический раздел(примерный учебный материал)

При планировании материала практического раздела допускается широкий выбор средств общей и специальной физической подготовки, оздоровительных упражнений и их комплексов. Формы проведения практических занятий могут быть различными по организации и методическому обеспечению, по совокупности средств и методов, по месту проведения и способам учета проделанной студентами работы.

Наши рекомендации