Распределение умерших среди пролеченных больных по отделениям больниц А и Б

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

к практическому занятию на тему:

«Применение метода стандартизации при анализе показателей состояния здоровья населения»

Дисциплина – Общественное здоровье и здравоохранение,

экономика здравоохранения

Специальность –31.05.01 - Лечебное дело

Курс – 4

Семестр – 7

Количество часов – 3

Уфа

Тема:«Применение метода стандартизации при анализе показателей состояния здоровья населения» на основании рабочей программы ФГОС ВО дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения», утвержденной «15» июня 2017 года.

Рецензенты:

1.доцент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИДПО, к.м.н. Павлова М.Ю.

2.доцент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИДПО, к.м.н. Борисова М.В.

Автор: доцент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИДПО, к.м.н. Латыпов А.Б.

Утверждено на заседании №18 кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИДПО от «30» июня 2017г.

1.Тема и ее актуальность

При изучении состояния здоровья населения важен анализ показателей с точки зрения сопоставимости данных. Будущий врач должен понимать значение метода стандартизации, явлений и процессов при решении конкретных задач, связанных с изучением общественного здоровья и деятельности медицинских организаций.

2.Учебные цели: ознакомить студентов с методами расчета и анализа метода стандартизации при анализе показателей состояния здоровья населения.

Для формирования профессиональных компетенций студент должен

знать:значение метода стандартизации, этапы прямого метода стандартизации, применимость методики;

владеть и уметь: провести анализ метода стандартизации, рассчитывать, оценивать и интерпретировать показатели, уметь анализировать

и овладеть следующими компетенциями:

(ПК-4, ПК-20)

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы

Вопросы для самоподготовки:

1. В каких случаях применяется стандартизация показателей?

2. В чем сущность прямого метода стандартизации?

3. Для чего применяются стандартизованные показатели?

4. Какие существуют варианты выбора стандарта?

5. Этапы стандартизированных показателей.

6. Расчет стандартизированных показателей.

7. Стандартизованные показатели истинные или условные (абстрактные)?

4. Вид занятия: практическое занятие

5. Продолжительность занятия: 3 академических часа

6. Оснащение: методические указания, таблицы, схемы, вычислительная техника (калькуляторы, компьютеры).

7. Содержание занятия:

7.1 Контроль исходного уровня знаний и умений

Литература

Основная

1.Лисицын, Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение [Электронный ресурс] : учебник для студ. мед. вузов / Ю. П. Лисицын. - 3-е изд., испр. и доп. - Электрон. текстовые дан. - М. : Гэотар Медиа, 2015. - 544 с. – Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970432914.html

2.Медик, В. А. Общественное здоровье и здравоохранение [Электронный ресурс] : учебник, рек. МО и науки РФ, ГОУ ВПО "Первый Московский гос. мед. ун-т им. И. М. Сеченова" для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования по группе специальностей "Здравоохранение и медицинские науки" по дисциплине "Общественное здоровье и здравоохранение" / В. А. Медик, В. И. Лисицин. - 4-е изд., перераб. и доп. - Электрон. текстовые дан. - М. : Гэотар Медиа, 2016. - on-line. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970437018.html

Дополнительная

1.Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения [Электронный ресурс]: учебное пособие для практ. занятий под ред. В.З. Кучеренко. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 256 с. – Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970419151.html

2.Избранные лекции по общественному здоровью и здравоохранению [Электронный ресурс] : учеб. пособие. - Электрон. текстовые дан. под ред. В. З. Кучеренко М. : Медицина, 2010. – Режим доступа http://www.studmedlib.ru/book/ISBN5225034640.html

3.Петров, В. И. Медицина, основанная на доказательствах [Текст]: рекомендовано УМО по мед. и фарм. образованию вузов в качестве учебного пособия студентов мед. вузов и последипломного образования врачей / В. И. Петров, С. В. Недогода. - М. : Гэотар Медиа, 2009. - 141 с. – Режим доступа:http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970410110.html

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ АУДИТОРНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Тестовые задания для контроля исходного уровня знаний

Выберите один правильный ответ

1. НУМЕРАЦИОННЫЙ ЗАГОЛОВОК ТАБЛИЦЫ ЗАПИСЫВАЕТСЯ:

1) под тематическим заголовком справа;

2) под тематическим заголовком слева;

3) произвольно;

4) над тематическим заголовком посередине;

5) над тематическим заголовком справа.

2.СТАТИСТИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ МОГУТ БЫТЬ:

1) простыми

2) комбинационными

3) контрольными

4) аналитическими

5) групповыми

3. ЕСЛИ ЧИСЛО В КЛЕТКЕ ТАБЛИЦЫ ПРЕДСТАВЛЕНО В СКОБКАХ, ТО ЭТО ОЗНАЧАЕТ, ЧТО:

1) оно не точно, получено из условных расчетов;

2) оно сомнительное;

3) оно предварительное.

4. ЕСЛИ ОТСУТСТВУЕТ СВЕДЕНИЕ О ДАННОМ ФАКТЕ, ТО В КЛЕТКЕ СЛЕДУЕТ ПРОСТАВИТЬ ЗНАК:

1) (х);

2) (…);

3) ( ‑ )

5. ГРУППЫ "ПРОЧИЕ" И ТАБЛИЦА ДОЛЖНА ОХВАТИТЬ ОТ ОБЩЕГО ИТОГО ИЗУЧАЕМОГО ПРИЗНАКА:

1) До 30 %;

2) До 20 %;

3) Не имеет значения;

4) Не более 10 %;

5) До 1%.

6. ЕСЛИ В ТАБЛИЦЕ ДАНА СВОДКА МАТЕРИАЛА ПО ИЗУЧАЕМОМУ ЯВЛЕНИЮ ПО НЕСКОЛЬКИМ, НЕ СВЯЗАННЫМ МЕЖДУ СОБОЙ ПРИЗНАКАМ, ТО ЭТА ТАБЛИЦА ЯВЛЯЕТСЯ:

1) Комбинационной;

2) Простой хронологической;

3) Групповой;

4) Простой перечневой.

7. В КОМБИНАЦИОННОЙ ТАБЛИЦЕ СЛЕДУЕТ ОГРАНИЧИВАЕТСЯ СЛЕДУЮЩИМ ЧИСЛОМ ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ ПРИЗНАКОВ:

1) 1-2 признака;

2) 3-5 признаков,

3) 6-7 признаков;

4) Число взаимосвязанных признаков не ограничивается.

8. ЕСЛИ В ТАБЛИЦЕ ДАНА СВОДКА МАТЕРИАЛА ПО ИЗУЧАЕМОМУ ЯВЛЕНИЮ ПО НЕСКОЛЬКИМ, НЕ СВЯЗАННЫМ МЕЖДУ СОБОЙ ПРИЗНАКАМ, ТО ЭТА ТАБЛИЦА ЯВЛЯЕТСЯ:

1) комбинационной;

2) простой хронологической;

3) групповой;

4) простой перечневой.

9. ЕСЛИ В ТАБЛИЦЕ ДАНА СВОДКА МАТЕРИАЛА ПО ИЗУЧАЕМОМУ ЯВЛЕНИЮ ПО НЕСКОЛЬКИМ, НЕ СВЯЗАННЫМ МЕЖДУ СОБОЙ ПРИЗНАКАМ, ТО ЭТА ТАБЛИЦА ЯВЛЯЕТСЯ

1) комбинационной

2) простой

3) групповой

4) простой аналитической

10. ТЕКУЩИМ ВИДОМ НАБЛЮДЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ 1. перепись населения, 2. регистрация случаев рождения живого ребенка, 3. медицинский осмотр, 4. регистрация случаев смерти

1) верно 1,3

2) верно 2,4

3) верно 3

4) верно все перечисленное

11. ЕДИНОВРЕМННЫМ ВИДОМ НАБЛЮДЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ 1. перепись населения, 2. регистрация случаев рождения живого ребенка, 3. медицинский осмотр, 4. регистрация случаев смерти

1) верно 1,3

2) верно 2,4

3) верно 4

4) верно все перечисленное

12. ЭКСТЕНСИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ МОЖНО ИЗОБРАЗИТЬ ДИАГРАММОЙ 1. линейной, 2. столбиковой, 3. секторной, 4. внутристолбиковой, 5. радиальной

1) верно 1,2

2) верно 3,4

3) верно 5

4) верно все перечисленное

13. ИНТЕНСИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ МОЖНО ИЗОБРАЗИТЬ ДИАГРАММОЙ 1. линейной, 2. столбиковой, 3. секторной, 4. внутристолбиковой

1) верно 1,2

2) верно 3,4

3) верно 1

4) верно все перечисленное

14. РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ ЯВЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ МОЖНО ПРЕДСТАВИТЬ ГРАФИЧЕСКИ 1. линейной диаграммой, 2. столбиковой диаграммой, 3. секторной диаграммой, 4. картограммой, 5. картодиаграммой

1) верно 1,2

2) верно 3

3) верно 4,5

4) верно все перечисленное

15. К КОЛИЧЕСТВЕННЫМ ПРИЗНАКАМ ЕДИНИЦЫ НАБЛЮДЕНИЯ ОТНОСЯТСЯ 1.исход заболевания, 2. уровень холестерина в крови, 3. цвет кожных покровов, 4. длительность заболевания

1) верно 1,3

2) верно 2,4

3) верно 3

4) верно все перечисленное

7.2. Разбор с преподавателем в группе - узловые вопросы, необходимые для усвоения темы занятия.

7.3. Демонстрация преподавателем типичных примеров решения заданий по изучаемой теме.

7.4.Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя по выполнению заданий (задания прилагаются)

7.5. Контроль конечного уровня усвоения темы занятия осуществляется решением тестовых заданий (тесты прилагаются)

Подготовка к выполнению практических приемов по теме занятия.

Материалы для контроля уровня освоения темы(тесты, ситуационные задачи прилагаются)

Место проведения самоподготовки: читальный зал, учебная комната для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по освоению практических навыков, оснащенная необходимыми учебно-методическими материалами, модуль практических навыков, компьютерный класс.

Учебно-исследовательская работа студентов по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой.

Задание для самостоятельной аудиторной работы студентов

Вариант-1

Вычислить стандартизированные показатели травматизма в двух механических цехах и сравнить с показателями травматизма, вычисленными обычным путем. За стандарт принять состав рабочих по профессии в обоих цехах.

Таблица 1

Распределение работающих в двух цехах по профессиям в зависимости от числа травм

Профессия Ц Е Х 1 Ц Е Х 2
число рабочих число травм число рабочих число травм
Токари и фрезировщики
Шлифовщики и заточники
Слесари
Прочие
В С Е Г О:

Вариант-2

Вычислить стандартизированные показатели заболеваемости с временной утратой трудоспособности в двух цехах. Сравнить их с интенсивными показателями. Стандартизацию провести прямым методом. За стандарт принять состав рабочих по возрасту в цехе №2

Таблица 1

Распределение работающих в двух цехах по профессиям в зависимости от числа травм

Возраст Ц Е Х 1 Ц Е Х 2
число рабочих число случаев заболеваний число рабочих число случаев заболеваний
до 20
20 - 39
40 - 49
50 и старше
В С Е Г О:

Вариант-3

Вычислить стандартизированные показатели заболеваемости болезнями периферической нервной системы в двух цехах и сравнить их с интенсивными показателями. Стандартизацию провести прямым методом. За стандарт принять состав рабочих по профессии в обоих цехах.

Таблица 1

Распределение заболевших болезнями периферической нервной системы среди рабочих в двух цехах по профессиям

Профессия Ц Е Х 1 Ц Е Х 2
число рабочих число больных число рабочих число больных
Прессовщики
Вулканизаторы
Вальцовщики
В С Е Г О:

Вариант-4

Вычислить стандартизированные показатели заболеваемости болезнями печени и желчных путей рабочих двух цехов и, сравнив их с интенсивными показателями, сделать соответствующий вывод. Стандартизацию провести прямым методом. За стандарт принять состав рабочих по полу в обоих цехах.

Таблица 1

Распределение заболевших болезнями печени и желчных путей среди рабочих

в двух цехах по полу

П О Л Ц Е Х 1 Ц Е Х 2
  число рабочих число больных число рабочих число больных
Мужчины        
Женщины
В С Е Г О:

Вариант-5

Вычислить стандартизованные показатели летальности за год в двух больницах и, сравнив их с интенсивными показателями, сделать соответствующий вывод. Стандартизацию провести прямым методом. За стандарт принять состав больных в больнице А.

Таблица 1

Распределение пациентов по нозологии и исходам лечения в больницах А и Б

Нозология Больница А Больница Б
  Число больных Число умерших Число больных Число умерших
Гипертоническая болезнь
Рак желудка
Инфаркт миокарда
Всего:

Вариант-6

Вычислить стандартизованные показатели летальности в больницах А и Б и сравнив их с интенсивными показателями, сделать соответствующий вывод. Стандартизацию провести прямым методом. За стандарт принять среднее число прошедших по больных в двух больницах.

Таблица 1

Вариант-7

Вычислить стандартизированные показатели заболеваемости гипертонической болезнью и, сравнив их с интенсивными показателями, сделать соответствующий вывод. Стандартизацию провести прямым методом. За стандарт принять состав обследованных жителей по полу /сумма по двум районам.

Таблица 1

Распределение больных гипертонической болезнью по полу в районах А и Б

  Район А Район Б
Пол Число обследованных жителей Число больных Число обследованных жителей Число больных
Мужчины Женщины
Всего:

Вариант-8

Вычислить стандартизированные показатели послеоперационной летальности при непроходимости кишечника в больницах А и Б сравнив их с интенсивными показателями, сделать соответствующий вывод. Стандартизацию провести прямым методом. За стандарт принять состав больных по срокам поступления в стационар от начала заболевания (сумма по двум больницам).

Таблица 1

Распределение больных умерших от непроходимости кишечника в больницах А и Б по срокам поступления в стационар от начала заболевания

Сроки поступления Больница А Больница Б
в стационар от начала заболевания число больных число умерших число больных число умерших
До 6 часов
От 6 до 24 часов
Свыше 24 часов
Всего

Тестовые задания для контроля конечного уровня знаний

Выберите один правильный ответ

1. СТАНДАРТИЗОВАННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЯВЛЯЮТСЯ (выберите наиболее полный ответ):

1) условными

2) условными, используются с целью сравнения

3) условными, используются с целью сравнения, не отражают истинный размер явления

4) условными, используются с целью сравнения, отражают истинный размер явления

5) истинными, используются с целью сравнения, не отражают размер явления

2. СТАНДАРТИЗОВАННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ВЫРАЖАЮТ

1) в процентах (в %)

2) в промиллях (в ‰)

3) в абсолютных цифрах

4) в тех же единицах измерения, что и интенсивные

3. ВЫВОД ПРИ РАСЧЕТЕ СТАНДАРТИЗОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРИМЕНЯЕМОГО СТАНДАРТА

1) меняется

2) меняется при малом числе наблюдений

3) меняется при большом числе наблюдений

4) не меняется

4. ОЖИДАЕМЫЕ ВЕЛИЧИНЫ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ

1) в процентах

2) в промиллях

3) в абсолютных цифрах

4) в тех же единицах измерения, что и стандартизованные

5. СОВПАДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РАСЧЕТА СТАНДАРТИЗОВАННОГО ПОКАЗАТЕЛЯ С ИНТЕНСИВНЫМИ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ, ЧТО НА УРОВЕНЬ ПОСЛЕДНЕГО ПОВЛИЯЛО

1) различие состава сравниваемых совокупностей

2) различие состава сравниваемых совокупностей из-за малого числа наблюдений

3) различие состава сравниваемых совокупностей из-за большого числа наблюдений

4) различие состава сравниваемых совокупностей по данному признаку не повлияло, влияют другие факторы

6. ИЗ ОБОЗНАЧЕННЫХ НИЖЕ СЛУЧАЕВ ПРИМЕНИТЬ МЕТОД СТАНДАРТИЗАЦИИ МОЖНО В СЛУЧАЯХ

1) при сравнении показателей заболеваемости населения с разным возрастным составом в трех городах

2) при сравнении показателей заболеваемости гипертонической болезнью рабочих двух однотипных предприятий с резко отличающимся половым составом работающих

3) при сравнении общих показателей летальности в двух больницах, в которых имеются профильные отделения (терапевтическое, хирургическое, инфекционное) и различное распределение

4) при сравнении причин детской смертности за разные годы

5) Верно 1,2

6) Верно 1,2,3

7) Верно все перечисленное

7. ДЛЯ УСТРАНЕНИЯ РАЗЛИЧИЙ В СОСТАВЕ СРАВНИВАЕМЫХ СОВОКУПНОСТЕЙ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ:

1) метод стандартизации

2) расчет относительных величин

8. СУЩЕСТВУЕТ:

1) 5 методов стандартизации

2) 2 метода стандартизации

3) 3 метода стандартизации

9. СТАНДАРТИЗОВАННЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ ЯВЛЯЮТСЯ:

1) специальными

2) условными

3) относительными

10. СТАНДАРТИЗОВАННЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ ПРИМЕНЯЮТСЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО В ЦЕЛЯХ:

1) сравнения их между собой

2) сравнения их с показателями заболеваемости, медико-демографическими

11. ЧАЩЕ ВСЕГО ИСПОЛЬЗУЕТСЯ МЕТОД СТАНДАРТИЗАЦИИ:

1) прямой

2) обратный

3) косвенный

12. СТАНДАРТИЗОВАННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРИМЕНЯЮТСЯ:

1) для характеристики первичного материала

2) для анализа полученных данных

3) для сравнения между собой

13. ВЕЛИЧИНА СТАНДАРТИЗОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИСТИННОМУ РАЗМЕРУ ЯВЛЕНИЙ:

1) соответствует

2) не соответствует

14. СТАНДАРТИЗОВАННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ:

1) показывают истинный уровень явления;

2) являются условными;

3) являются критериями достоверности.

15. ВЕЛИЧИНА СТАНДАРТИЗОВАННЫХ ИНТЕНСИВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРИМЕНЯЕМОГО СТАНДАРТА:

1) меняется;

2) не меняется;

3) меняется, но только при малом числе наблюдений.

16. СРАВНИВАТЬ СТАНДАРТИЗОВАННЫЕ ИНТЕНСИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ, ЕСЛИ ОНИ ИСЧИСЛЕНЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ НЕОДИНАКОВОГО СТАНДАРТА:

1) можно;

2) нельзя;

3) можно, но только при малом числе наблюдений;

4) можно, но только при большом числе наблюдений.

17. МЕТОД СТАНДАРТИЗАЦИИ ПОЗВОЛЯЕТ:

1) определить силу и направленность влияния одних факторов на другие

2) оценить достоверность различий между двумя совокупностями

3) устранить влияние качественно неоднородного состава сравниваемых совокупностей

18. МЕТОД СТАНДАРТИЗАЦИИ ПРИМЕНЯЕТСЯ:

1) для определения характера и силы связи между двумя явлениями (признаками)

2) при сравнении интенсивных показателей для устранения влияния на их величину определенных факторов (признаков), обуславливающих качественную неоднородность совокупностей

3) для определения достоверности различия двух сравниваемых показателей

19. ПРЯМОЙ МЕТОД СТАНДАРТИЗАЦИИ ПРИ СРАВНЕНИИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОБЩЕЙ СМЕРТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ДВУХ ГОРОДОВ МОЖНО ПРИМЕНЯТЬ, ЕСЛИ:

1) известны состав населения по возрасту и состав умерших по возрасту в каждом из городов

2) есть данные о распределении населения, имеются сведения об общей численности населения и о распределении умерших по возрасту в каждом из городов

3) имеются данные о распределении населения по возрасту в общем числе умерших в каждом из городов:

4) сведений о распределении умерших по возрасту нет (или их число в каждой возрастной группе мало)

20. ПРИ ОТСУТСТВИИ ДАННЫХ О ВОЗРАСТНОМ СОСТАВЕ НАСЕЛЕНИЯ, КОГДА ИМЕЮТСЯ ЛИШЬ СВЕДЕНИЯ О ВОЗРАСТНОМ СОСТАВЕ БОЛЬНЫХ ИЛИ УМЕРШИХ, ПРИМЕНЯЕТСЯ МЕТОД СТАНДАРТИЗАЦИИ

1) прямой

2) обратный

3) косвенный

21. ПРИ ИЗВЕСТНОМ ВОЗРАСТНОМ СОСТАВЕ НАСЕЛЕНИЯ, А ТАКЖЕ ПО ВОЗРАСТНОЙ СМЕРТНОСТИ ОТ ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫХ НОВООБРАЗОВАНИЙ ПРИМЕНЯЕТСЯ МЕТОД СТАНДАРТИЗАЦИИ:

1) прямой

2) косвенный

3) обратный

22. ПРИ СРАВНЕНИИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ ДВУХ ВУЗОВ, ЕСЛИ ИМЕЮТСЯ ДАННЫЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПО ПОЛУ, НО НЕТ ДАННЫХ О РАСПРЕДЕЛЕНИИ БОЛЕВШИХ ПО ПОЛУ, СЛЕДУЕТ ПРИМЕНЯТЬ МЕТОД СТАНДАРТИЗАЦИИ

1) прямой

2) косвенный

3) обратный

23. КАКОЙ МЕТОД СТАНДАРТИЗАЦИИ НАДО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ СРАВНЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ С ВРЕМЕННОЙ УТРАТОЙ ТРУДОСПОСОБНОСТИ РАБОЧИХ ДВУХ ЦЕХОВ, ЕСЛИ ИЗВЕСТНЫ ВОЗРАСТНОЙ СОСТАВ РАБОЧИХ И ПОВОЗРАСТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ

1) прямой метод

2) косвенный метод

3) обратный метод

24. ЧИСЛОВОЕ СООТНОШЕНИЕ СТАНДАРТИЗОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ЧИСЛОВОГО СООТНОШЕНИЯ ОБЩИХ ИНТЕНСИВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, СЛЕДОВАТЕЛЬНО:

1) элиминируемый фактор влияет на величину интенсивных показателей

2) элиминируемый фактор не влияет на величину интенсивных показателей

3) элиминируемый фактор влияет на величину интенсивных показателей с определенной силой

25. ЧИСЛОВОЕ СООТНОШЕНИЕ СТАНДАРТИЗОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОВПАДАЕТ С ЧИСЛОВЫМ СООТНОШЕНИЕМ ОБЩИХ ИНТЕНСИВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, СЛЕДОВАТЕЛЬНО:

1) элиминируемый фактор влияет на величину интенсивных показателей

2) элиминируемый фактор не влияет на величину интенсивных показателей

3) элиминируемый фактор влияет на величину интенсивных показателей с определенной силой

26. ПРИ ВЫЧИСЛЕНИИ СТАНДАРТИЗОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРЯМЫМ МЕТОДОМ ЗА СТАНДАРТ МОЖНО ПРИНЯТЬ:

1) распределение одной из сравниваемых совокупностей

2) специальные интенсивные показатели

3) средний состав сравниваемых совокупностей

4) интенсивный показатель, характеризующий частоту явления (признака) в одной из сравниваемых совокупностей

5) Верно 1,2

6) Верно 1,3

7) Верно 1,4

8) Верно все перечисленное

27. МЕТОД СТАНДАРТИЗАЦИИ ПРИМЕНЯЕТСЯ:

1) при сравнении показателей заболеваемости гипертонической болезнью рабочих двух однотипных предприятий с резко различающимся половым составом рабочих

2) при сравнении показателей заболеваемости населения с разным возрастным составом в трех городах

3) при сравнении общих показателей летальности в двух больницах, в которых имеются профильные отделения (терапевтическое, хирургическое, инфекционное) и различное распределение больных по отделениям

4) при сравнении структуры причин младенческой смертности за разные годы

5) Верно 1,2

6) Верно 1,2,3

7) Верно все перечисленное

Информационный блок

ПРЯМОЙ МЕТОД СТАНДАРТИЗАЦИИ

При изучении общественного здоровья и здравоохранения в научных или практических целях исследователю нередко приходится доказывать влияние факторных признаков на результативные при сравнении двух или более совокупностей. С этой целью применяется целый ряд статистических приемов.

При сравнении двух неоднородных совокупностей по какому-либо признаку (составу) применяются методы стандартизации (прямой, обратный, косвенный).

Стандартизация - метод расчета условных (стандартизованных) показателей, заменяющих общие интенсивные (или средние) величины в тех случаях, когда их сравнение затруднено из-за несопоставимости состава групп.

Стандартизованные (условные) показатели показывают какими были бы интенсивные показатели, если бы влияние данного фактора отсутствовало. Следовательно, стандартизированные показатели могут быть использованы только с целью сравнения.

Существуют различные способы расчета стандартизованных показателей. Наиболее распространенным является прямой метод, который состоит из 5 этапов.

I этап - расчет общих и специальных (по каждой группе - половой,возрастной и др.) интенсивных показателей (или средних величин) для двух сравниваемых совокупностей.

II этап - выбор и расчет стандарта.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

к практическому занятию на тему:

«Применение метода стандартизации при анализе показателей состояния здоровья населения»

Дисциплина – Общественное здоровье и здравоохранение,

экономика здравоохранения

Специальность –31.05.01 - Лечебное дело

Курс – 4

Семестр – 7

Количество часов – 3

Уфа

Тема:«Применение метода стандартизации при анализе показателей состояния здоровья населения» на основании рабочей программы ФГОС ВО дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения», утвержденной «15» июня 2017 года.

Рецензенты:

1.доцент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИДПО, к.м.н. Павлова М.Ю.

2.доцент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИДПО, к.м.н. Борисова М.В.

Автор: доцент кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИДПО, к.м.н. Латыпов А.Б.

Утверждено на заседании №18 кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом ИДПО от «30» июня 2017г.

1.Тема и ее актуальность

При изучении состояния здоровья населения важен анализ показателей с точки зрения сопоставимости данных. Будущий врач должен понимать значение метода стандартизации, явлений и процессов при решении конкретных задач, связанных с изучением общественного здоровья и деятельности медицинских организаций.

2.Учебные цели: ознакомить студентов с методами расчета и анализа метода стандартизации при анализе показателей состояния здоровья населения.

Для формирования профессиональных компетенций студент должен

знать:значение метода стандартизации, этапы прямого метода стандартизации, применимость методики;

владеть и уметь: провести анализ метода стандартизации, рассчитывать, оценивать и интерпретировать показатели, уметь анализировать

и овладеть следующими компетенциями:

(ПК-4, ПК-20)

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы

Вопросы для самоподготовки:

1. В каких случаях применяется стандартизация показателей?

2. В чем сущность прямого метода стандартизации?

3. Для чего применяются стандартизованные показатели?

4. Какие существуют варианты выбора стандарта?

5. Этапы стандартизированных показателей.

6. Расчет стандартизированных показателей.

7. Стандартизованные показатели истинные или условные (абстрактные)?

4. Вид занятия: практическое занятие

5. Продолжительность занятия: 3 академических часа

6. Оснащение: методические указания, таблицы, схемы, вычислительная техника (калькуляторы, компьютеры).

7. Содержание занятия:

7.1 Контроль исходного уровня знаний и умений

Литература

Основная

1.Лисицын, Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение [Электронный ресурс] : учебник для студ. мед. вузов / Ю. П. Лисицын. - 3-е изд., испр. и доп. - Электрон. текстовые дан. - М. : Гэотар Медиа, 2015. - 544 с. – Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970432914.html

2.Медик, В. А. Общественное здоровье и здравоохранение [Электронный ресурс] : учебник, рек. МО и науки РФ, ГОУ ВПО "Первый Московский гос. мед. ун-т им. И. М. Сеченова" для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования по группе специальностей "Здравоохранение и медицинские науки" по дисциплине "Общественное здоровье и здравоохранение" / В. А. Медик, В. И. Лисицин. - 4-е изд., перераб. и доп. - Электрон. текстовые дан. - М. : Гэотар Медиа, 2016. - on-line. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970437018.html

Дополнительная

1.Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения [Электронный ресурс]: учебное пособие для практ. занятий под ред. В.З. Кучеренко. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 256 с. – Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970419151.html

2.Избранные лекции по общественному здоровью и здравоохранению [Электронный ресурс] : учеб. пособие. - Электрон. текстовые дан. под ред. В. З. Кучеренко М. : Медицина, 2010. – Режим доступа http://www.studmedlib.ru/book/ISBN5225034640.html

3.Петров, В. И. Медицина, основанная на доказательствах [Текст]: рекомендовано УМО по мед. и фарм. образованию вузов в качестве учебного пособия студентов мед. вузов и последипломного образования врачей / В. И. Петров, С. В. Недогода. - М. : Гэотар Медиа, 2009. - 141 с. – Режим доступа:http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970410110.html

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ АУДИТОРНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Тестовые задания для контроля исходного уровня знаний

Выберите один правильный ответ

1. НУМЕРАЦИОННЫЙ ЗАГОЛОВОК ТАБЛИЦЫ ЗАПИСЫВАЕТСЯ:

1) под тематическим заголовком справа;

2) под тематическим заголовком слева;

3) произвольно;

4) над тематическим заголовком посередине;

5) над тематическим заголовком справа.

2.СТАТИСТИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ МОГУТ БЫТЬ:

1) простыми

2) комбинационными

3) контрольными

4) аналитическими

5) групповыми

3. ЕСЛИ ЧИСЛО В КЛЕТКЕ ТАБЛИЦЫ ПРЕДСТАВЛЕНО В СКОБКАХ, ТО ЭТО ОЗНАЧАЕТ, ЧТО:

1) оно не точно, получено из условных расчетов;

2) оно сомнительное;

3) оно предварительное.

4. ЕСЛИ ОТСУТСТВУЕТ СВЕДЕНИЕ О ДАННОМ ФАКТЕ, ТО В КЛЕТКЕ СЛЕДУЕТ ПРОСТАВИТЬ ЗНАК:

1) (х);

2) (…);

3) ( ‑ )

5. ГРУППЫ "ПРОЧИЕ" И ТАБЛИЦА ДОЛЖНА ОХВАТИТЬ ОТ ОБЩЕГО ИТОГО ИЗУЧАЕМОГО ПРИЗНАКА:

1) До 30 %;

2) До 20 %;

3) Не имеет значения;

4) Не более 10 %;

5) До 1%.

6. ЕСЛИ В ТАБЛИЦЕ ДАНА СВОДКА МАТЕРИАЛА ПО ИЗУЧАЕМОМУ ЯВЛЕНИЮ ПО НЕСКОЛЬКИМ, НЕ СВЯЗАННЫМ МЕЖДУ СОБОЙ ПРИЗНАКАМ, ТО ЭТА ТАБЛИЦА ЯВЛЯЕТСЯ:

1) Комбинационной;

2) Простой хронологической;

3) Групповой;

4) Простой перечневой.

7. В КОМБИНАЦИОННОЙ ТАБЛИЦЕ СЛЕДУЕТ ОГРАНИЧИВАЕТСЯ СЛЕДУЮЩИМ ЧИСЛОМ ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ ПРИЗНАКОВ:

1) 1-2 признака;

2) 3-5 признаков,

3) 6-7 признаков;

4) Число взаимосвязанных признаков не ограничивается.

8. ЕСЛИ В ТАБЛИЦЕ ДАНА СВОДКА МАТЕРИАЛА ПО ИЗУЧАЕМОМУ ЯВЛЕНИЮ ПО НЕСКОЛЬКИМ, НЕ СВЯЗАННЫМ МЕЖДУ СОБОЙ ПРИЗНАКАМ, ТО ЭТА ТАБЛИЦА ЯВЛЯЕТСЯ:

1) комбинационной;

2) простой хронологической;

3) групповой;

4) простой перечневой.

9. ЕСЛИ В ТАБЛИЦЕ ДАНА СВОДКА МАТЕРИАЛА ПО ИЗУЧАЕМОМУ ЯВЛЕНИЮ ПО НЕСКОЛЬКИМ, НЕ СВЯЗАННЫМ МЕЖДУ СОБОЙ ПРИЗНАКАМ, ТО ЭТА ТАБЛИЦА ЯВЛЯЕТСЯ

1) комбинационной

2) простой

3) групповой

4) простой аналитической

10. ТЕКУЩИМ ВИДОМ НАБЛЮДЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ 1. перепись населения, 2. регистрация случаев рождения живого ребенка, 3. медицинский осмотр, 4. регистрация случаев смерти

1) верно 1,3

2) верно 2,4

3) верно 3

4) верно все перечисленное

11. ЕДИНОВРЕМННЫМ ВИДОМ НАБЛЮДЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ 1. перепись населения, 2. регистрация случаев рождения живого ребенка, 3. медицинский осмотр, 4. регистрация случаев смерти

1) верно 1,3

2) верно 2,4

3) верно 4

4) верно все перечисленное

12. ЭКСТЕНСИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ МОЖНО ИЗОБРАЗИТЬ ДИАГРАММОЙ 1. линейной, 2. столбиковой, 3. секторной, 4. внутристолбиковой, 5. радиальной

1) верно 1,2

2) верно 3,4

3) верно 5

4) верно все перечисленное

13. ИНТЕНСИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ МОЖНО ИЗОБРАЗИТЬ ДИАГРАММОЙ 1. линейной, 2. столбиковой, 3. секторной, 4. внутристолбиковой

1) верно 1,2

2) верно 3,4

3) верно 1

4) верно все перечисленное

14. РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ ЯВЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ МОЖНО ПРЕДСТАВИТЬ ГРАФИЧЕСКИ 1. линейной диаграммой, 2. столбиковой диаграммой, 3. секторной диаграммой, 4. картограммой, 5. картодиаграммой

1) верно 1,2

2) верно 3

3) верно 4,5

4) верно все перечисленное

15. К КОЛИЧЕСТВЕННЫМ ПРИЗНАКАМ ЕДИНИЦЫ НАБЛЮДЕНИЯ ОТНОСЯТСЯ 1.исход заболевания, 2. уровень холестерина в крови, 3. цвет кожных покровов, 4. длительность заболевания

1) верно 1,3

2) верно 2,4

3) верно 3

4) верно все перечисленное

7.2. Разбор с преподавателем в группе - узловые вопросы, необходимые для усвоения темы занятия.

7.3. Демонстрация преподавателем типичных примеров решения заданий по изучаемой теме.

7.4.Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя по выполнению заданий (задания прилагаются)

7.5. Контроль конечного уровня усвоения темы занятия осуществляется решением тестовых заданий (тесты прилагаются)

Подготовка к выполнению практических приемов по теме занятия.

Материалы для контроля уровня освоения темы(тесты, ситуационные задачи прилагаются)

Место проведения самоподготовки: читальный зал, учебная комната для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по освоению практических навыков, оснащенная необходимыми учебно-методическими материалами, модуль практических навыков, компьютерный класс.

Учебно-исследовательская работа студентов по данной теме: работа с основной и дополнительной литературой.

Задание для самостоятельной аудиторной работы студентов

Вариант-1

Вычислить стандартизированные показатели травматизма в двух механических цехах и сравнить с показателями травматизма, вычисленными обычным путем. За стандарт принять состав рабочих по профессии в обоих цехах.

Таблица 1

Распределение работающих в двух цехах по профессиям в зависимости от числа травм

Профессия Ц Е Х 1 Ц Е Х 2
число рабочих число травм число рабочих число травм
Токари и фрезировщики
Шлифовщики и заточники
Слесари
Прочие
В С Е Г О:

Вариант-2

Вычислить стандартизированные показатели заболеваемости с временной утратой трудоспособности в двух цехах. Сравнить их с интенсивными показателями. Стандартизацию провести прямым методом. За стандарт принять состав рабочих по возрасту в цехе №2

Таблица 1

Распределение работающих в двух цехах по профессиям в зависимости от числа травм

Возраст Ц Е Х 1 Ц Е Х 2
число рабочих число случаев заболеваний число рабочих число случаев заболеваний
до 20
20 - 39
40 - 49
50 и старше
В С Е Г О:

Вариант-3

Вычислить стандартизированные показатели заболеваемости болезнями периферической нервной системы в двух цехах и сравнить их с интенсивными показателями. Стандартизацию провести прямым методом. За стандарт принять состав рабочих по профессии в обоих цехах.

Таблица 1

Распределение заболевших болезнями периферической нервной системы среди рабочих в двух цехах по профессиям

Профессия Ц Е Х 1 Ц Е Х 2
число рабочих число больных число рабочих число больных
Прессовщики
Вулканизаторы
Вальцовщики
В С Е Г О:

Наши рекомендации