Организационные закономерности

1. Эффективность обучения зависит от организации. Лишь
такая организация обучения является хорошей, которая разви­
вает у учащихся потребность учиться, формирует познаватель­
ные интересы, приносит удовлетворение, стимулирует познава­
тельную активность.

2. Результаты обучения (в известных пределах) прямо про­
порциональны отношению учащихся к учебному труду, своим
учебным обязанностям.





3. Результаты обучения (в известных пределах) прямо про­
порциональны работоспособности учащихся.

4. Результаты обучения зависят от работоспособности учи­
теля.

5. Между наполняемостью класса (а), средним объемом
контроля поточной успеваемости в расчете на одного ученика
(Ь) и среднегрупповой успеваемостью класса (с) существует за­
висимость

Ус < Уа < УЬ (Г.В. Воробьев).

6. Умственное утомление приводит к торможению органов
чувств: четыре часа учебных занятий снижают порог чувстви­
тельности анализаторов более чем в 2 раза (Вагер, Блажек).

7. Умственная работоспособность детей зависит от состоя­
ния здоровья, режима умственной деятельности, пола, возрас­
та, времени года, дня недели, времени суток (М.В. Антропова
и др.).

8. Активность умственной деятельности учащихся зависит
от расписания учебных занятий, места в нем уроков физичес­
кого воспитания и труда (М.В. Антропова и др.).

9. Продуктивность обучения зависит от уровня организации
педагогического труда.

I

III. Заполните таблицу

Закономерность

Какие факторы включаются в сферу действия

Цели обучения

1)..................... 2) потребности и возможности об­
щества, 3)......

,3). ,5).

1) Общественные потребности и цели обучения,
2).........................

4).

Методов обучения

1)................................ , 2) цели обучения,

,4).

3).........................

,6).

5). 7).

1) Интенсивность обратных связей в системе обу­
чения, 2)......................................

Стимулирования обучения

1) Внутренние стимулы, 2).

1) Продуктивность предыдущего этапа, 2).

3)................................... 4)...........................


5) время обучения

IV. Допишите формулировки закономерностей

Содержательно-процессуальные

1. Результаты обучения................................ продолжи­
тельности обучения.

2. Результаты обучения зависят от........................................

в учебную деятельность (Л.В. Занков).

3. Продуктивность усвоения заданного объема знаний,

умений......................... количеству изучаемого материала

или требуемых действий.

4. Результаты обучения зависят от.......................................

5. Обучение путем «делания».......................................

Гносеологические

1. Результаты обучения........................ умению учиться.

2. Продуктивность обучения............................. объему

учебной деятельности учащихся.

3. Умственное развитие учащихся.................................

усвоению объема взаимосвязанных действий, опыта твор­ческой деятельности (И.Я. Лернер).

4. Продуктивность творческого мышления улучшается

5. Результаты обучения зависят от.......................................

Психологические

1. Обученность......................................... обучаемости.

2. Продуктивность обучения..........................................

познавательной активности учащихся.

3. Закон Йоста:................................................................

4. Продуктивность обучения..........................................

интенсивности тренировки.

5. Результаты обучения зависят от.......................................

Кибернетические

1. Закономерность Воробьева:......................................

2. Качество обучения......................................................

качеству управления.

3. Закономерность Анохина:..........................................

4. Эффективность обучения..........................................

частоте и объему обратной связи.

Социологические

1. Эффективность обучения зависит от........................

Организационные

1. Результаты обучения.................................................

отношению учащихся к учебному труду.

III!

I

2. Результаты обучения.....................

работоспособности учащихся.

3. Закономерность Вагера—Блажека:.

4. Закономерность Антроповой:........

Контрольный тест

1. Что выражают понятия «закономерность» и «закон» ?

2. Что значит идентификация закономерной связи?

3. Влияет ли формулировка закономерностей на ее объектив­
ность?

4. Какие закономерности были установлены в античной педаго­
гике?

5. Какие закономерности установили Я.А.Коменский, ФЛ.В.Дис-
тервег?

6. Сформулируйте закономерности Э. Торндайка, Э. Меймана.

7. Сформулируйте закономерности К. Холла.

8. Опишите модель, предложенную для классификации законо­
мерностей.

9. Какие группы конкретных закономерностей выделяются в ди­
дактике?

10. Приведите примеры общих закономерностей.

11. Приведите примеры конкретных закономерностей.

Литература для самообразования

БруннерДж. Процесс обучения. — М., 1962. БруннерДж. Психология познания. — М., 1977. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. — М., 1972. Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. — М., 1960.

Дреер А.М. Преподавание в средней школе США. — М., 1983.

Лингарт И. Процесс и структура человеческого учения. — М., 1970.

Оконь В. Процесс обучения. — М., 1962.

Подласый ИЛ. Исследование закономерностей дидакти­ческого процесса. — Киев, 1991.

Стоуне Э. Психопедагогика. — М., 1984.

Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В.В. Краевского, И.Л. Лернера. — М., 1989.


  т
г трма принЦипы
\*> [440^ 1ЬМА и ПРАВИЛА 5 ОБУЧЕНИЯ
Соотношение принципов и правил
[44р Система дидактических принципов
[44631 Принцип сознательности и активности
44^11 Принцип наглядности обучения
45 МР Принцип систематичности и последовательности
[4543! Принцип прочности
[45831 Принцип доступности
[46р31 Принцип научности
[463^ Принцип связи теории с практикой
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ИНДЕКСЫ
Мини изуче мально необходимое время (в минутах) 1 ния материала темы (МНВ) ........................................ 42 в
 
   
Труди изуча ость (в условных единицах от 1.00) I емого материала ....................................................... 0,78 1
 
   
Врем; ценнс I (в минутах), необходимое для полно- 1 >го усвоения знаний ...................................................... 240 1
 
   

Закономерности Законы

_________________________ I


Организационные закономерности - student2.ru

Организационные закономерности - student2.ru

Принципы

| Соотношение принципов и правил

Дидактика стремится прежде всего открыть объективные законы, отражающие существенные и необходимые связи меж­ду явлениями и факторами обучения. Эти законы дают учите­лям понимание общей картины объективного развития дидак­тических процессов. Однако они не содержат непосредствен­ных указаний для практической деятельности, а являются лишь теоретической основой для разработки и совершенство­вания ее технологии. Практические указания по осуществле­нию обучения закреплены преимущественно в принципах и правилах их реализации, носящих название дидактических принципов и правил. Рассмотрим их.

Дидактические принципы (принципы дидактики) — это ос­новные положения, определяющие содержание, организацион­ные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. В принципах обучения выражаются нормативные основы обучения, взятого в его кон­кретно-историческом виде (М.А. Данилов). Выступая как кате­гории дидактики, принципы обучения характеризуют способы использования законов и закономерностей в соответствии с намеченными целями.

В педагогической интерпретации правило — это основан­ное на общих принципах описание педагогической деятельно­сти в определенных условиях для достижения определенной цели. Чаще всего под правилами обучения понимают те руко­водящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения.

Правила обучения занимают низшую ступеньку в иерархии педагогической теории (см. рис. 34). Они являются как бы пере­ходным звеном от теории к практике. На основе правил обуче­ния нельзя прогнозировать развитие дидактических явлений — это лишний раз доказывает их практическую направленность. В правилах обычно предусматривается типичный способ дейст­вия учителей в типичных ситуациях обучения.

Правила

Рис.34

В еще более популярном толковании дидактические прави­ла — это конкретные указания учителю о том, как нужно по­ступить в типичной педагогической ситуации. Именно поэтому целесообразность овладения ими у некоторых теоретиков ди­дактики и учителей-практиков вызывает возражения. Они счи­тают, что скрупулезное исполнение правил может отрицатель­но повлиять на развитие творческой инициативы учителей. Поэтому главное внимание следует уделять изучению теории обучения, усвоению навыков ее творческого применения на практике.

Старая дореволюционная школа, наоборот, главное внима­ние уделяла обучению учителей конкретным правилам учебной работы. Учебные пособия для учителей — это по сути сборни­ки педагогических правил, рекомендаций, по возможности на все случаи школьной жизни. Не удивительно, что все новое в обучении решительно пресекалось и прогресс методики шел медленными темпами.

Истина, как всегда, находится между крайностями. Нельзя слишком увлекаться правилами и требовать их педантичного соблюдения, поскольку чрезмерно рьяное исполнение их может действительно привести к сковыванию творческой ини­циативы учителей, но нельзя также совсем от них отказывать-

ся, обрекая учебную работу на полную свободу действий. В обучении, как и во всех других трудовых процессах, очень много стандартных, типичных ситуаций, когда особого твор­чества учителю проявлять не нужно, более того, оно может повредить. Здесь как раз и необходимо действовать, соблюдая правила. Вспомним, какое значение для практики имели и имеют правила обучения Я. Коменского и А. Дистервега.

Правила предписывают учителю выполнять в той или иной ситуации определенные действия, ориентируют его на соблю­дение определенных требований, но, как это будет сделано, це­ликом и полностью зависит от учителя. Например, ученик опоздал к началу урока и появился в классе после звонка. Пра­вило предписывает учителю осуществить в данной ситуации воспитательное воздействие, поскольку любое нарушение дис­циплины не должно проходить незамеченным. Но как учитель отреагирует на это нарушение — целиком и полностью зависит от конкретной ситуации, личности учащегося, характера опоз­дания, сложившихся отношений и многих других причин.

Правила вытекают из принципов обучения. Принципы реа­лизуются через правила обучения, которые есть средство реа­лизации принципов. Остается добавить, что правила не только автоматически следуют из принципов, но являются обобщени­ем практического опыта многих поколений учителей. Практи­ческий опыт обучения более всего закрепляется именно в пра­вилах (писаных или неписаных). С одной стороны, это играет положительную роль, так как сохраняется преемственность, утверждаются лучшие традиции обучения, с другой — отрица­тельную, потому что закрепляются не только хорошие, но и плохие (большей частью неписаные) правила, изменить кото­рые бывает очень трудно.

Сколько же всего правил? На этот вопрос лучше всего от­ветить словами К.Д.Ушинского: «...Самые эти правила не име­ют никаких границ: все их можно уместить на одном печатном листе, и из них можно составить несколько томов. Это одно уже показывает, что главное дело вовсе не в изучении правил, а в изучении тех научных основ, из которых эти правила выте­кают»1.

Обычно правила имеют форму советов-напоминаний учите­лю о том, что нужно делать для возможно более полного вы-

Ушинский К.Д. Избр. пед. соч.: В 2 т. - Т. 1. - М., 1953. - С. 199.

полнения требований принципа. Ответа на вопрос, как дей­ствовать, они почти не содержат. Это обусловливает творчес­кий характер их применения.

I. Что вы понимаете под принципами обучения? Из пред-1
ложенных ответов лишь один правильный. Укажите на
него, доказав ошибочность остальных.

1. Принципы обучения — это исходные правила и законо-
, мерности, которые указывают на пути организации позна­
вательной деятельности учащихся.

2. Под принципами дидактики следует понимать исходные
положения, которые определяют содержание, организаци­
онные формы и методы учебной работы в соответствии с
целью воспитания и обучения.

3. Принципы обучения выражают общие закономерности
и методы преподавательской работы учителя в соответ­
ствии с потребностями общественно-экономической фор­
мации.

II. В чем отличие дидактического правила от дидактиче­
ского принципа? Найдите правильный ответ.

1. Правила конкретизируют принцип. Принцип носит ха­
рактер общей закономерности; правило, вытекая из прин­
ципа обучения, отражает действия, используемые в опре­
деленной педагогической ситуации. Правило указывает
учителю, как следует в практической работе реализовать
дидактический принцип.

2. Правило является выражением всеобщей закономер­
ности. Дидактический принцип подчинен правилу и выте­
кает из правила.

3. Правило, в отличие от принципа, имеет субъективный
характер. Учитель в каждом отдельном случае формули­
рует правило, исходя из своих субъективных суждений.
Принцип всего-навсего является продолжением правила.

Система дидактических принципов |

История дидактики характеризуется настойчивым стремле­нием исследователей выявить общие принципы обучения и на их основе сформулировать те важнейшие требования, соблюдая которые учителя могли бы достигать высоких и прочных ре-

зультатов в обучении школьников. Становление теоретических основ дидактики, выявление сущности дидактических катего­рий закономерности, принципа, правила проходили в упорной борьбе взглядов.

Вплоть до недавнего времени в дидактике не существовало четкого разграничения понятий закона, закономерности, прин­ципа и правила. «Указанные понятия в педагогической литера­туре трактуются самым различным образом. Они то произволь­но смешиваются одно с другим или отождествляются, то раз­личаются формалистически как неподвижные, изолированные, то в них видят высшую субстанцию всего сущего, то их сводят с неба на землю и рассматривают как вывод из наблюдений» (П.Н. Груздев).

Однако в ходе дискуссии было доказано, что принципы обучения определяются целями воспитания и имеют истори­ческий характер, некоторые принципы утрачивают свое значе­ние и сходят с педагогической сцены (например, природосооб-разность, самодеятельность, индивидуальность). Происходит перестройка содержания принципов, сохранивших свое значе­ние в новых условиях, и появляются новые принципы, в кото­рых отражаются новые требования общества к обучению.

В современной дидактике устоялось положение, что прин­ципы обучения исторически конкретны и отражают насущные общественные потребности. Под влиянием социального про­гресса и научных достижений, по мере выявления новых зако­номерностей обучения, накопления опыта работы учителей они видоизменяются, совершенствуются. Современные прин­ципы обусловливают требования ко всем компонентам учебно­го процесса — логике, целям и задачам, формированию содер­жания, выбору форм и методов, стимулированию, планирова­нию и анализу достигнутых результатов.

Принципы обучения выступают в органическом единстве, образуя некоторую концепцию дидактического процесса, кото­рую можно представить как систему, компонентами которой они являются. Но любые ли принципы и в любом ли сочета­нии могут входить в эту систему? На какой основе может быть построена внутренне непротиворечивая система принципов обучения?

Решение поставленной задачи начинается с выявления логической основы построения этой системы. Такой основой Я.А. Коменский считал принцип природосообразности обуче-

пия, и все остальные принципы обучения выступали у него в той последовательности, которая согласовывалась с идеей при­родосообразности. Иначе рассматривал их А. Дистервег. Стре­мясь раскрыть более конкретно дидактические принципы и правила, он рассматривал их в виде требования к: 1) содержа­нию обучения; 2) обучающим; 3) обучающимся.

К.Д. Ушинский определил необходимые условия хорошего обучения так: своевременность, постепенность, органичность, постоянство, твердость усвоения, ясность, самодеятельность учащихся, отсутствие чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости, правильность. К дидактическим принципам он отно­сил также: 1) сознательность и активность обучения; 2) нагляд­ность; 3) последовательность; 4) прочность знаний и навыков.

Многочисленны попытки разработать систему дидактичес­ких принципов в работах исследователей нового времени. Их анализ позволяет выделить в качестве основополагающих, об­щепризнанных следующие принципы:

1) сознательности и активности;

2) наглядности;

3) систематичности и последовательности;

4) прочности;

5) научности;

6) доступности;

7) связи теории с практикой.

Эти принципы составляют систему дидактических прин­ципов.

Наши рекомендации