Закономерности изменения технического состояния по наработке автомобилей (закономерности первого вида)

У значительной части КЭ автомобилей процесс изменения технического состояния в зависимости от времени или пробега носит плавный, монотонный характер, приводящий в итоге к возникновению постепенных отказов. При этом характер зависимости может быть различным (рис.8.1). Проведенные исследования и накопленный опыт показывают, что в случае постепенных отказов изменение параметра технического состояния конкретного изделия или среднего значения для группы изделий аналитически достаточно хорошо может быть описано двумя видами функций:

- целой рациональной функцией n-го порядка

Закономерности изменения технического состояния по наработке автомобилей (закономерности первого вида) - student2.ru (8.1)

где а0 - начальное значение параметра технического состояния; Закономерности изменения технического состояния по наработке автомобилей (закономерности первого вида) - student2.ru - наработка, т.е. пробег или время работы изделия; а1, а2…аn -коэффициенты, определяющие характер и степень зависимости y от Закономерности изменения технического состояния по наработке автомобилей (закономерности первого вида) - student2.ru ;

- или степенной функцией

Закономерности изменения технического состояния по наработке автомобилей (закономерности первого вида) - student2.ru (8.2)

где a1 и b – коэффициенты, определяющие интенсивность и характер изменения параметра технического состояния.

Закономерности изменения технического состояния по наработке автомобилей (закономерности первого вида) - student2.ru

В практических вычислениях по формуле (8.1), как правило, достаточно использовать члены до четвертого порядка. Таким образом, зная функцию Закономерности изменения технического состояния по наработке автомобилей (закономерности первого вида) - student2.ru и предельное значение yn параметра технического состояния, можно определить из уравнения Закономерности изменения технического состояния по наработке автомобилей (закономерности первого вида) - student2.ru ресурс изделия. Достаточно часто закономерности изменения параметров (например, зазора между накладками и тормозными барабанами, свободного хода педали сцепления и др.) описываются линейными уравнениями вида

Закономерности изменения технического состояния по наработке автомобилей (закономерности первого вида) - student2.ru (8.3)

где а1 - интенсивность изменения параметра технического состояния.

Ниже приведены характерные значения интенсивностей изменения параметров технического состояния ряда механизмов грузовых автомобилей:

1. Свободный ход педали, мм/1000 км:

сцепления ……………………………………………………….. 0,4 – 0,6;

тормоза ………………………………………………………….. 0,6 – 0,9.

2. Зазор между тормозными накладками и барабанами колес, мм/1000 км:

передних ……………………………………………………..….. 0,04 – 0,06;

задних …………………………………………………….……… 0,1 – 0,3.

3. Прогиб ремня привода водяного насоса, мм/1000 км ……. 0,3 – 0,6.

4. Суммарный угловой люфт, град/1000 км:

карданной передачи ……………………………………….…… 0,01 – 0,03;

главной передачи ………………………………………….….… 0,2 – 0,3.

Закономерности первого вида характеризуют тенденцию изменения параметров технического состояния КЭ автомобиля, а также позволяют достаточно определить наработки КЭ до момента достижения предельного или любого заданного состояния.

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ИЗМЕНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ

Наши рекомендации