Требования к структуре и содержанию ВКР
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя следующие основные элементы в порядке их расположения:
Титульный лист (приложение 1);
Оглавление (приложение 2);
Введение;
Главы основной части с обязательными выводами по каждой из них (при необходимости – параграфы внутри глав);
Заключение;
Список использованной литературы, информационных источников;
Приложения (при необходимости).
Во введении обосновывается актуальность темы (ее соответствие социальному заказу, степень разработанности в теории и практике, определяются проблема, объект и предмет исследования, цель и задачи ВКР, выдвигается гипотеза, дается обоснование теории, гипотезы, определяются методы (теоретические и эмпирические) исследования, называется база, на основе которой проводилась опытно-экспериментальная работа. Если исследование вносит определенный вклад в развитие педагогической науки, то указывается новизна исследования, его теоретическая и практическая значимость.
Основная часть ВКР,как правило, состоит из двух глав: теоретической и опытно-экспериментальной. Допускается выполнение исследования на теоретическом уровне, без ссылок на эмпирический материал, получаемый обычно в результате наблюдений, опытным или экспериментальным методом. Однако выпускник здесь должен ориентироваться не на примитивную компиляцию источников, а на глубокий, подлинно научный анализ вопросов обучения и воспитания, с использованием общеметодологических, философских идей, с созданием теоретических моделей и схем, что позволяет по-новому, оригинально подойти к предмету исследования и внести какие-либо конструктивные положения в решение поставленных задач.
Предпочтительным вариантом ВКР считается такой, где в основной части сочетаются теоретическое рассмотрение вопроса и практика (наблюдения, опыт, эксперимент). В первой главе дается теоретический анализ проблемы. Недопустим простой реферативный обзор в виде пересказа выводов по тому или иному источнику без попытки определить преемственность, взаимосвязь, развитие научных идей. Возможны следующие виды анализа литературы:
1. Реферативный анализ (с элементами сопоставления точек зрения) с целью выявления, какая из них более полно, разносторонне раскрывает явление, интересующее студента;
2. Теоретико-конструирующий анализ, в котором развитие научного знания прослеживается с каких-либо теоретических позиций;
3. Теоретико-методологический анализ, его цель – оценить имеющиеся в науке знания по проблеме с точки зрения полноты реализации в нем определенных методологических идей. Это самый высокий уровень теоретического анализа проблемы.
Схема анализа теоретических источников должна строиться в определенной логике: выявление состояния проблемы – определение нерешенных вопросов – методологическая характеристика изучаемого педагогического явления (его структура, функции и пр.). В целом теоретическая глава должна представлять обоснование необходимости опытной или экспериментальной работы.
Вторая глава посвящается описанию и анализу разработанной и проверенной опытным и экспериментальным путем системы работы по избранной теме. Материал данной главы может быть представлен в следующей логике:
1) определение исходного состояния изучаемого явления (комплекс достоверных диагностик, системы критериев, признаков, показателей, методик замера);
2) постановка цели опытной или экспериментальной работы;
3) определение ее этапов, т.е. программы действий;
4) описание средств, с помощью которых будут достигнуты цели;
5) описание фрагментов опытной или экспериментальной работы;
6) результаты итоговых «срезов» (комплекс диагностик);
7) анализ данных и формулирование убедительных выводов на его основе.
В заключении делаются выводы и обобщение проведенного исследования, кратко формулируются основные практические рекомендации.
Перечень литературы оформляется в соответствии с библиографическими требованиями.
В приложении приводятся графики, рисунки, эскизы, схемы, различного рода расчеты, варианты работ обследуемых, респондентов, участников ОЭР, анкеты и другие материалы.
Объем ВКР зависит от темы и цели педагогического исследования, но не менее 50 страниц машинописного текста. Примерное постраничное распределение:
введение – 2-3 страницы;
1 глава – 20 страниц;
2 глава – 20 страниц;
заключение – 1-2 страницы.
список литературы – не менее 40 источников.
Текст работы представляется в виде рукописи в машинописном варианте.
К основным характеристикам выпускной квалификационной работы, которые формулируются во введении и являются одной из важнейших частей исследования, относятся:
-актуальность;
-объект и предмет исследования;
-цель;
-гипотеза;
-задачи исследования;
-методологические основы и методы исследования;
-научная новизна;
-практическая значимость.
Содержание введения
Введение – наиболее важная часть научно-исследовательской работы, так как оно не только раскрывает дальнейшее содержание работы, но и содержит важные квалификационные характеристики. Текст введения не должен превышать четырех-пяти страниц.
Содержание введения должно соответствовать определенному, принятому в науке стандарту и обязательно включать ряд формулировок:
-актуальность;
-объект и предмет исследования;
-цель;
-гипотеза;
-задачи исследования;
-методологические основы и методы исследования;
-научная новизна;
-практическая значимость;
-описание структуры работы.
1. Актуальность. При описании актуальности исследования желательно придерживаться следующей логики:
1) обосновать актуальность направления исследования;
2) определить специфику, показать необходимость исследования темы;
3) охарактеризовать актуальность как для науки, так и для практики;
4) показать задачи, стоящие перед практикой обучения и воспитания и перед педагогической наукой в аспекте избранного направления в конкретных социально-экономических условиях развития общества;
5) сформулировать, что сделано учеными и практиками в разработке темы (в самом общем, конспективном изложении, указывая ФИО ученых и практиков);
6) указать, что осталось нераскрытым, что необходимо решить;
7) сформулировать противоречие, обнаруженное в описании сложившейся ситуации.
Противоречие – это взаимодействие между взаимоисключающими, но при этом взаимообусловливающими и взаимопроникающими друг в друга противоположностями внутри единого объекта и его состояния.
Примеры Правильно: а) противоречие между необходимостью превращения школы в центр образования и культуры на селе и неподготовленностью учительских кадров к работе в сельском социуме в современных условиях; б) противоречие между актуальной для современного образования необходимостью в целенаправленном развитии способностей школьников к осознанному и мотивированному профессиональному самоопределению и недостаточной разработанностью научно обоснованных содержания, форм и методов реализации педагогической поддержки этого процесса. Неправильно в) противоречие между общественной потребностью в осуществлении педагогического влияния на процесс развития творческой личности школьника и ее недостаточной научной разработкой. Здесь одна часть противоречия относится к практике, другая – к теории; г) противоречие между необходимостью становления предпринимательской активности школьников и отсутствием педагогических условий, обеспечивающих этот процесс. |
Обратите внимание: противоположные стороны выявленного вами противоречия относятся либо к практике, либо к теории (только в одном каком-то аспекте).
Это могут быть противоречия между научными выводами и практикой, противоречия между потребностями практики и недостаточной теоретической проработкой, противоречия в самой науке и так далее.
8) сформулировать проблему исследования.
Философско-энциклопедический словарь трактует проблему как объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес (Философско-энциклопедический словарь). Проблема логически вытекает из противоречия, из которого вычленяется то, что имеет отношение только к науке. Поставить проблему – значит ответить на вопрос: «Что надо изучить из того, что раньше не было изучено?». Чаще всего проблема формулируется в виде вопроса. Например: “Каковы условия, необходимые и достаточные для ...?”
Объект исследования – это часть практики, которую вы исследуете, те феномены, явления, факты, предметные области, области социальной практики, внутри которых сосредоточено внимание исследователя. Для того чтобы определить объект исследования, необходимо ответить на вопрос: «Что рассматривается?».
В педагогике объектами исследования могут быть:
- процессы: педагогический, учебно-воспитательный, процесс управления развитием учебным заведением, процесс социализации детей и подростков, процесс формирования познавательного интереса (например, при обучении физике), процессы развития личности в определенных условиях, процессы становления новых образовательных и воспитательных систем, процессы формирования определенных качеств личности и т.п.;
- идеи (например, ведущие идеи развития российского образования второй половины XIX-начала XX вв.);
- методы (например, метод ретроспективного анализа в педагогике);
- формы, методы и приемы деятельности учащихся (например, самостоятельная работа учащихся в ходе их теоретического и производственного обучения в профессиональном лицее) и др.;
- формы, методы и приемы деятельности воспитателей и учителей и др.
Однако в рамках одного исследования рассмотреть объект исследования во всей полноте его аспектов и проявлений невозможно. Необходимо выделить предмет исследования – определенный «угол зрения», аспект рассмотрения объекта, отвечающий на вопрос «Что именно нас интересует в объекте».
Предмет исследования – это часть объекта, та сторона, тот аспект, с которой рассматривается объект, т.е. конкретные особенности, свойства, процессы внутри объекта исследования, которые собственно и изучаются. Грамотно сформулированный предмет исследования чаще всего коррелирует с его темой.
Сущностные характеристики объекта и предмета:
- объект и предмет соотносятся как общее и частное;
- один и тот же объект может быть предметом разных исследований;
- предмет находится в границах объекта исследования;
- предмет определяет тему исследования (формулировка предмета близка к теме исследования и может с ней совпадать).
Типичные ошибки в определении объекта и предмета исследования:
- «размытость», неопределенность, неоправданное расширение границ объекта;
- «соскальзывание» объекта в сферу другой науки;
- «сужение» границ объекта исследования;
- совпадение объекта и предмета исследования, что часто встречается в студенческих работах – курсовых и дипломных;
- «выход» предмета за пределы объекта.
Основной ошибкой при определении объекта и предмета исследования является выделение в качестве объекта исследования учащихся или студентов, что неверно и не соответствует определению объекта педагогического исследования.
Например, если объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в старшем звене средней школы, то предметом исследования может быть взаимодействие учащихся в малой группе в процессе решения познавательной задачи или дидактические средства, обеспечивающие формирование положительной мотивации достижений у учащихся.
Пример: Тема ВКР – «Эстетическое воспитание подростков в условиях общеобразовательной школы». Объект исследования: процесс эстетического воспитания подростков. Предмет исследования: методы и приемы эстетического воспитания подростков. |
2. Цель исследования – это то, чего вы в самом общем виде хотите достичь в итоге работы над выпускной квалификационной работой. Цель исследования обычно коррелирует с его проблемой.
Наиболее употребимы следующие формулировки цели:
разработать педагогические (научно-методические, организационно-педагогические и т.д.) основания формирования (воспитания, развития) у кого-либо чего-либо;
выявить, обосновать и экспериментально проверить педагогические (дидактические, методические, организационно-педагогические ...) условия формирования (воспитания, развития)...;
обосновать содержание, формы, методы и средства...;
разработать методику (методическую систему) формирования чего-либо...;
определить и разработать педагогические средства...;
разработать теоретическую модель...;
педагогически обосновать что-либо...
Нежелательно использовать в формулировке цели исследования термины «меры», «пути» (пути совершенствования, обосновать пути эффективности и т.д.), это делает цель расплывчатой, неконкретной.
Гипотеза исследования
Гипотеза – это научное предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно. Формулируя гипотезу, вы строите предположение о том, каким образом вы намерены достичь поставленной цели исследования. Выделяют различные типы научных гипотез. Представим некоторые из них:
· научное предположение (теоретически обоснованное предсказание);
· эмпирическое предположение (связь между воздействием и результатом, если..., то...);
· рабочая гипотеза (первоначальный план, который мы намечаем, чтобы сделать то-то и то-то);
· нулевая гипотеза (что-то делаю, но не знаю, что получится) и др.
Гипотезы бывают описательные и объяснительные.
В описательной гипотезе связь между причиной и следствием описывается, при этом условия, факторы, диктующие обязательность наступления следствия, не раскрываются. Такая гипотеза не обладает свойством прогностичности.
В объяснительной гипотезе раскрываются те условия, факторы, при соблюдении которых следствие наступит обязательно. Такая гипотеза носит прогностический характер.
Свойства научной гипотезы:
- гипотеза должна соответствовать осмысленным фактам;
- гипотеза должна быть эмпирически проверяемой;
- гипотеза должна соответствовать существующему достоверному знанию;
- гипотеза должна быть принципиально опровергаемой.
Проверка гипотезы:
- с помощью теоретического обоснования;
- на основе передового педагогического опыта;
- экспериментально.
Всякая гипотеза нуждается в доказательстве.
Приведем примеры удачно выстроенной гипотезы.
Пример удачно сформулированной гипотезы Подготовка школьников к осознанному выбору профессии будет результативной, если: - организовать профессионально-ориентированное консультирование учащихся с использованием методик психологической диагностики; - включать школьников в творческую деятельность по решению реальных социально значимых задач в предпочитаемых ими сферах производства и обслуживания. |
Основной ошибкой неудачной формулировки гипотез является их очевидный характер, т.е. авторы работ утверждают, что если хорошо учить и воспитывать, то и результаты будут хорошими.
Пример неудачно сформулированной гипотезы социализация подростков будет более эффективна, если: организовано взаимодействие школы со спортивным клубом и структурными подразделениями учреждений дополнительного образования детей (театральная студия, поэтическая студия, изо-студия, хореографический кружок и пр.). |
Эти утверждения носят очевидный характер и не нуждаются в доказательстве, вряд ли против них что-то можно возразить.
4. Сформулированные цель и гипотеза исследования логическиопределяют его задачи.
Задачи исследования выступают как частные, сравнительно самостоятельные цели исследования в конкретных условиях проверки сформулированной гипотезы.
Задачи представляют собой подпроблемы общей проблемы исследования и являются частными целями по отношению к общей цели ВКР.
Поскольку задача – это диагностично и операционально поставленная цель, то вся последующая логика исследования и его результатов концентрируется вокруг них. Текст во введении примерно таков:
Для доказательства данной гипотезы (достижения данной цели) необходимо решить следующие задачи исследования.
1. Формулировка первой задачи.
2. Формулировка второй задачи.
3. Формулировка третьей задачи.
Не следует путать задачи и методы исследования. Например, не надо писать задачу «Проанализировать литературу по...». Анализ – это метод для решения какой-то другой задачи, например, «Выявить тенденции развития...».
Пример тема “Формирование готовности школьников к выбору профессии”. Задачи: 1) охарактеризовать сущность понятия готовности к выбору профессии, выявить ее критерии и уровни сформированности у учащихся 8-9 классов; 2) определить и экспериментально проверить возможности элективного курса “Я выбираю” в формировании у школьников готовности к выбору профессии; 3) обосновать содержание профориентационной работы. |
Методы исследования
От правильно выбранных методов исследования зависит результат работы.
Ниже приведен перечень методов, наиболее распространенных в педагогических исследованиях.
Теоретические: деятельностный, личностный и системный подходы, моделирование, сравнительный и исторический анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение, операции с понятиями, конкретизация, аналогия, моделирование. Эти методы служат для интерпретации, анализа и обобщения теоретических положений и эмпирических данных.
Эмпирические (служат сбору данных, получению и фиксированию научных фактов): методы педагогических измерений (регистрация, ранжирование, шкалирование, тестирование и др.), наблюдение, изучение продуктов деятельности и документов, опросные методы (анкеты, беседы и интервью, социометрия, метод независимых характеристик), педагогический консилиум.
Для получения комплекса результатов служит эксперимент, в котором проверяется гипотеза – обоснованное предположение об эффективности каких-либо нововведений.
Методы математической статистики предназначены для установления количественных зависимостей между явлениями или объектами.