Требования к структуре и содержанию

Структура ВКР должна соответствовать утвержденному руководителем плану, избранному характеру работы и, как правило, состоять из следующих частей: титульный лист, оглавление, введение, основная часть (главы и параграфы), заключение, список использованной литературы, приложения.

Удельный вес составных элементов ВКР выглядит примерно так:

· введение – 20-30%,

· основная часть – 65-85%

· заключение – 5-10%.

Объем ВКР должен составлять не менее 30, но не более 50 страниц печатного текста (без приложений).

ВКР может носить опытно-практический, опытно-экспериментальный, теоретический, проектный характер (Приложение 3,4,5).

ВКР опытно-практического характера имеет следующую струк­туру:

• введение;

• теоретическая часть, в которой содержатся теоретические осно­вы изучаемой проблемы;

• практическая часть должна быть направлена на решение выб­ранной проблемы и состоять из проектирования педагогической дея­тельности, описания ее реализации, оценки ее результативности. Прак­тическая часть может включать в себя систему разработанных заня­тий, уроков, внеклассных форм работы, комплектов учебно-нагляд­ных или учебно-методических пособий, описание опыта практичес­кой работы (отдельного педагога, системы обучения, воспитания кон­кретного образовательного учреждения) и т.п. с обоснованием их раз­работки и методическими указаниями по их применению;

• заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения полученных результатов. Каждый вывод должен отвечать на поставленные в работе задачи;

• список используемой литературы (не менее 20 источников);

• приложения.

ВКР опытно-экспериментальногохарактера имеет следую­щую структуру:

• введение;

• теоретическая часть, в которой даны история вопроса, аспекты разработанности проблемы в теории и практике, психолого-педагогическое обоснование проблемы;

• практическая часть, в которой представлены план проведения эксперимента, характеристика методов экспериментальной работы, основные этапы эксперимента (констатирующий, формирующий, контрольный), анализ результатов опытно-экспериментальной работы;

• заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения полученных результатов;

• список используемой литературы (не менее 20 источников);

• приложения.

ВКР теоретического характера, имеет следующую структуру:

• введение;

• теоретическая часть, в которой даны история вопроса, обосно­вание разрабатываемой проблемы в теории и практике, посредством глубокого сравнительного анализа литературы;

• заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов исследования;

• список используемой литературы (не менее 25 источников);

• приложение.

Содержанием ВКР проектного характера является разработка изделия или продукта творческой деятельности. По структуре данный вид ВКР состоит из пояснительной записки, практической части и списка литературы.

В Пояснительной записке дается теоретическое, а в необходимых случаях и расчетное обоснование создаваемых изделий или продуктов творческой деятельности. Структура и содержание пояснительной за­писки определяются в зависимости от профиля специальности и темы ВКР. Объем пояснительной записки должен составлять от 10 до 15 страниц печатного текста.

В Практической части созданные изделия или продукты творческой деятельности представляются в виде готовых изделий, художествен­ных произведений, картин, сценариев, чертежей, схем, графиков, диаграмм, серий наглядных пособий, компьютерных обучающих про­грамм и презентаций и т.п. в соответствии с видами профессиональ­ной деятельности и темой проекта.

Практическая часть может быть представлена в виде демонстрации моделей, исполнения художественных произведений (спектаклей, музыкальных произведений, танцев и т.д.) с обязательным сохранени­ем видеоматериалов.

Во Введении (составной части ВКР, характерной для всех типов исследовательских работ)раскрывается актуальность выбора темы, формулируются компоненты методологического аппарата: объект, предмет, проблема, цели, задачи, гипотеза, методы исследования и др.

Для обоснования актуальности темы следует показать значимость выделенной проблемы и необходимость ее разрешения, недостатки в обученности и воспитанности учащихся, которые следует устранить, а также показать недостатки в педагогическом процессе, которые ведут к этому. Кроме того, дается краткая информация о замысле исследования. При этом не следует увлекаться ссылками на литературу и особенно цитатами.

Важным элементом Введения является практическая значимость полученных результатов.

В конце вводной части желательно раскрыть структуру работы, то есть дать краткий перечень ее структурных элементов, обосновать их последовательность.

Обычно Введение перерабатывается 2 – 3 раза, так как на первоначальном этапе все же не до конца представляется будущая работа.

Введение должно занимать не более 2 – 3 страниц машинописного текста.

Весь процесс подготовки ВКР услов­но можно представить в следующем виде:

- выбор темы исследования;

- обоснование актуальности выбранной темы;

- анализ научно-методической литературы;

- определение объекта и предмета исследования;

- определение цели и задач;

- выдвижение и разработка рабочей гипотезы;

- выбор методов исследования;

- формулировка названия работы;

- подготовка и проведение исследовательской части работы;

- математико-статистическая обработка результатов иссле­дования;

- обобщение и интерпретация полученных данных;

- формулировка выводов и практических рекомендаций;

- оформление работы;

- защита ВКР.

Требования к оформлению

Наши рекомендации