III. Требования к содержанию и структуре

I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано на основании Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО).

1.2. Выполнение учебно-исследовательской работы (проекта) (далее - УИР) рассматривается как вид учебной работы по дисциплине общеобразовательного цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на ее изучение (далее - УД ).

1.3. Основными документами, непосредственно регламентирующими выполнение учебно-исследовательских работ (проектов), являются: Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО).

1.4. Выполнение студентом учебно-исследовательской работы (проекта) осуществляется на этапе изучения УД, в ходе, которой осуществляется обучение применению полученных знаний и умений при решении учебных задач.

1.5. Дидактическими целями выполнения учебно-исследовательской работы (проекта) являются следующие результаты:

личностные:

-сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;

-способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;

метапредметные:

сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;

формирование стратегических исследовательских умений:

- умение ориентироваться во всей системе процесса прикладной научной проблемы;

- умение видеть место данной проблемы в структуре соответствующей области знаний;

- умение определять философские и мировоззренческие предпосылки научной проблемы, ее ценностные установки, соответствие господствующей научной парадигме (метафизический горизонт проблемы)

- умение формулировать обобщенный теоретический принцип, объясняющий сущность явления.

предметные:

- способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.

- умение пользоваться каталогами, справочно-библиографической литературой, словарями, энциклопедиями;

- умение работать с разными видами источников информации;

- умение перерабатывать прочитанную информацию: делать выписки, составлять сложный развернутый план, конспектировать, выделять главное, цитировать, грамотно ссылаться на авторов литературных источников, составлять тезисы, аннотации, рефераты, рецензии;

-умение использовать эмпирические методы научного исследования: наблюдения, анкетирование, беседа, интервьюирование, тестирование, эксперимент;

- умение обрабатывать статистические данные;

тактическими исследовательскими умениями:

-умение быстро ориентироваться при поиске информации;

-умение определять наиболее эффективные методы сбора и обработки информации;

-умение устанавливать причинно-следственные связи;

-умение определять объект, предмет исследования;

-умение выделять цели и задачи;

-умение выдвигать гипотезу;

умение разрабатывать и использовать обобщенные алгоритмы решения проблемы, находить альтернативные решения;

-умение проводить мысленный эксперимент;

-умение планировать опытно-экспериментальную работу в целом и распределять усилия в процессе осуществления задач исследования;

-умение использовать теоретические методы научного познания: анализ и синтез, классификация и обобщение; абстрагирование и конкретизация; индукция и дедукция; умозаключение, моделирование и т.д.

1.6. Количество учебно-исследовательских работ (проектов), наименование УД, по которым они предусматриваются и количество часов обязательной учебной нагрузки студента, отведенное на их выполнение, определяются федеральными требованиями ФГОС СПО. Техникум самостоятельно определяет количество УИР (проектов), выполняемых студентами за весь период обучения, а также перечень УД, в рамках которых выполняются учебно-исследовательские работы (проекты).

II. Требования к выбору тематики учебно-исследовательской работы (проекта):

2.1. Тематика учебно-исследовательского проектирования должна отвечать учебным задачам УД.

2.2. Выбор тематики учебно-исследовательской работы (проекта) может быть индивидуализирован и согласован с профессиональными интересами и способностями студента без снижения общих требований.

2.3. Тема УИР (проекта) может быть предложена студентом при условии обоснования им ее целесообразности. В отдельных случаях допускается выполнение УИР (проекта) по одной теме группой студентов.

2.4. Выполненные студентами учебно-исследовательской работы (проекта) хранятся после защиты в учебной части в течение 1 года.

III. Требования к содержанию и структуре

учебно-исследовательской работы (проекта):

3.1. По содержанию УИР (проект) может носить реферативный или практический характер. По объему УИР (проект) должна быть не менее 10 и не более 15 страниц печатного текста. Все приложения к работе не входят в её объем.

3.2. По структуре УИР (проект) реферативного характера состоит из:

- введения, в котором раскрывается актуальность и значение темы, формулируется цель, задачи, объект, предмет исследования, дается характеристика используемой литературы;

- теоретической части, в которой даны история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике, посредством сравнительного анализа литературы;

- заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов работы;

- списка использованных источников информации;

- приложения.
3.3. По структуре УИР (проект) практического характера состоит из:

- введения, в котором раскрывается актуальность и значение темы, формулируются цели и задачи работы, объект и предмет, дается характеристика используемой литературы;

- основной части, которая обычно состоит из двух разделов:

в первом разделе содержатся теоретические основы разрабатываемой темы;

вторым разделом является практическая часть, которая носит аналитический характер. В практической части могут быть представлены расчеты, графики, таблицы, схемы.

- заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения материалов работы;

- списка использованных источников информации;

- приложения.

3.4. Учебно-исследовательская работа (проект) имеет следующую структуру:

Титульный лист

Оглавление

Введение (объем 1-2 страницы)

Введение:отражает актуальность, цель, задачи, объект, предмет работы, глоссарий;

Актуальность исследования определяется несколькими факторами:

- потребностью в новых данных;

- потребностью в новых методиках;

- потребностью практики;

Обосновать актуальность, значит проанализировать, объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать.

Объект исследования - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию или необходимость разработки проекта.

Предмет исследования - это то, что находится в границах объекта, определенные свойства объекта их соотношения, зависимость объекта от каких-либо условий. Предметом исследования могут быть явления в целом отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым (совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области исследуемого объекта, в которой выявлена проблема, требующая решения).

Цель исследования — практикоориентированный результат деятельности учащегося (при практическом характере работы).

Цель исследования — выполнение анализа уровня исследования вопроса в деятельности учащегося (при реферативном характере работы).

Задачи исследования - это выбор путей и средств для достижения цели исследования. В работе может быть поставлено несколько задач.

Основная часть ( 8-10 страниц) должна содержать материал, необходимый для достижения поставленной цели и задач, решаемых в процессе выполнения УИР (проекта). Она включает 1- 2 главы, каждая из которых, в свою очередь, делится на параграфы. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы УИР (проекта) должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач УИР (проекта). Заголовка "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ" в содержании УИР (проекта) быть не должно.

Главы основной части УИР (проекта) могут носить теоретический, методологический и аналитический характер.

Обязательным для УИР (проекта) является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы, самостоятельное изложение материала, аргументированность выводов. Также обязательным является наличие в основной части УИР (проекта) ссылок на использованные источники.

Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).

Заключение(1-2 страниц)

В заключении формулируются общие выводы, отражающие наиболее значимые результаты проведенной работы, и предлагаются конкретные рекомендации по теме исследования.

Список использованных источников информации(1-2 страница)

Отражает список литературы, проработанный автором, независимо от того имеются ли в тексте ссылки на нее или нет. Учебно-исследовательская работа (проект) должна иметь не менее 8-10 источников, из них 75% - последних 5 лет издания.

Приложения.Представляются протоколы исследования, конспекты занятий, методические рекомендации и дидактические материалы, и т.д. Приложение оформляется отдельно шрифтом 12, интервалом 1.


IV. Организация выполнения учебно-исследовательской работы (проекта):

4.1. Общее руководство и контроль за ходом выполнения учебно-исследовательской работы (проекта) осуществляет преподаватель соответствующей УД.

4.2. Основными функциями руководителя УИР (проекта) являются:

- консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения УИР (проекта);

- оказание помощи студенту в подборе необходимой литературы, справочников и других источников по теме;

- контроль хода выполнения УИР (проекта);

-- подготовка письменного отзыва на УИР (проект).

4.3. В соответствии с рабочей программой УД определяется следующий алгоритм выполнения учебно-исследовательской работы (проекта):

- определение задания на выполнение УИР (проекта), его обсуждение с руководителем;

- изучение необходимой литературы и других источников по теме, фиксация на их основе нужной информации;

- обоснование актуальности темы УИР (проекта);

- определение структуры УИР (проекта);

- анализ литературы по теме исследования и грамотное изложение состояния изученного вопроса, проблемы, выполнения проектного задания;

- поиск, анализ и обобщение опыта разработки проблемы, задания;

- написание введения, теоретической части УИР (проекта);

- предзащита учебно-исследовательской работы (проекта);

- составление списка использованной литературы;

- подготовка и оформление приложений, титульного листа, подготовка к публичной защите УИР (проекта);

- защита учебно-исследовательской работы (проекта).

4.4. Консультации проводятся за счет объема времени, отведенного в рабочем учебном плане на консультации. В ходе консультаций преподавателем разъясняются назначение и задачи, структура и объем, принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей УИР (проекта), даются ответы на вопросы студентов.

4.5. По завершении студентом УИР (проекта) руководитель проверяет, подписывает ее и вместе с письменным отзывом передает студенту для ознакомления.

4.6. Письменный отзыв должен включать:

- заключение о соответствии УИР (проекта) заявленной теме;

- оценку сформированных общих компетенций;

- оценку полноты разработки поставленных вопросов, теоретической и практической значимости УИР (проекта);

- оценку УИР (проекта).

4.7. Учебно-исследовательская работа (проект) оценивается по пятибалльной системе.
Положительная оценка выставляется при условии успешной защиты УИР (проекта). Студентам, получившим неудовлетворительную оценку по УИР (проекту), предоставляется возможность доработки прежней темы и определяется новый срок для ее выполнения.

V. Требования к оформлению учебно-исследовательской работы:

5.1. Для оформления документации по курсовой работе утверждаются следующие формы, согласно приложениям:

- Заявление согласно приложению 1.

- Титульный лист учебно-исследовательской работы (проекта) оформляется согласно приложению 2.

- Оглавление оформляется согласно приложению 3.

- Отзыв выполняются по форме согласно приложению 4.

- Разъяснения по оформлению списка использованной литературы (приложение 5).

5.2. Учебно-исследовательская работа (проект) выполняется на компьютере в одном экземпляре, и оформляется только на лицевой стороне белой бумаги следующим образом:

- размер бумаги стандартного формата А4 (210 х 297 мм)

- поля: левое – 30 мм, верхнее – 20 мм, правое – 10 мм, нижнее – 20 мм.

- ориентация: книжная

- шрифт: Times New Roman.

- кегель: - 14 пт (пунктов) в основном тексте, 12 пт в сносках, таблицах

- междустрочный интервал: полуторный в основном тексте, одинарный в подстрочных ссылках

- расстановка переносов – автоматическая

- форматирование основного текста и ссылок – в параметре «по ширине»

- цвет шрифта – черный

- красная строка – 1,25 см

5.3. При нумерации страниц УИР (проекта) выполняются следующие требования:

- Нумерация страниц производится, начиная с 3-й страницы (с введения). На титульном листе и листе с оглавлением страницы не выставляются.

- Номер страницы располагается в нижнем правом углу.

- Нумерация страниц производится последовательно, включая введение, I и II главы, заключение, список использованной литературы.

- В УИР (проекта) приложения объемом больше 10 -15 листов оформляются отдельно.

5.4. При оформлении УИР (проекта) заголовки должны соответствовать следующим требованиям:

- Пункты плана (заголовки) в УИР (проекте) выделяются жирным шрифтом.

- Заголовки выравниваются по центру.

- Точка в конце заголовка не ставится.

- Заголовок, состоящий из двух и более строк, печатается через один междустрочный интервал.

- Заголовок не имеет переносов, то есть на конце строки слово должно быть обязательно полным.

- Каждую главу необходимо начинать с новой страницы, а параграфы располагаются друг за другом по тексту.

Образцы

Наши рекомендации