Понятия «семья», «брак», «гражданский брак» и брачно-семейные отношения в научной литературе
Выявление содержательной стороны отношения студенческой молодежи к семейной жизни предполагает, прежде всего, обращение к анализу таких базовых рабочих понятий, как «семья», «брак», «функции семьи», а также рассмотрения феномена «гражданского брака».
Анализ понятия «семья» свидетельствует о том, что имеется много подходов к его интерпретации. Так, в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова слово «семья» означает «объединение лиц, связанных родственными или брачными узами»[3,с.119]. В педагогическом словаре и словаре «Семейное воспитание» вообще нет слова «семья», а раскрывается лишь понятие «семейное воспитание». В «Философском словаре» дается определение «семье» как «виду социальной общности, важнейшей форме организации личного быта, основанной на супружеском союзе и родственных связях, то есть на многочисленных отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство»[4, с.46]. А.Г. Харчев в своих исследованиях рассматривает семью как «малую социальную группу, основанную на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью»[5, с.27].
В последние годы семью все чаще называют специфической малой социально-психологической группой, подчеркивая тем самым, что для нее характерна особая система межличностных отношений, которые в большей или меньшей степени управляются законами, нравственными нормами, традициями. Зарубежные исследователи признают семью социальным институтом только в том случае, если она характеризуется тремя основными видами семейных отношений: супружеством, родительством и родством; при отсутствии одного из показателей используется понятие «семейная группа».
Семья является одним из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. Социальный институт – это определенная организация социальной деятельности и социальных отношений, осуществляемая посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения, возникновение и группировка которых в систему обусловлены содержанием конкретной, решаемой социальным институтом задачи[2,c.42].
Социальный институт представляет собой совокупность людей, учреждений, материальных средств, обеспечивающих устойчивость социальных связей и отношений в обществе. Они обеспечивают реализацию основополагающих потребностей общества, связанных с его материальным обеспечением, интеграцией социальных групп, воспроизводством и сохранением духовных ценностей и т. д. Благодаря их наличию обеспечивается воспроизводство населения, материальных и духовных благ, социализация человеческих индивидов, преемственность поколений и многое другое. Социальные институты функционируют лишь при наличии соответствующих общественных потребностей. При исчезновении таких потребностей их функционирование постепенно прекращается и они отмирают. Общими признаками, которые характеризуют все социальные институты, являются следующие: цель; набор установок и образцов поведения, социальных статусов и ролей; система санкций, обеспечивающая стимулирование желаемого и подавление отклоняющегося поведения; культурные
символы. Состав социальных институтов весьма разнообразен.
Важнейшими социальными институтами являются:
а) экономические (собственность, деньги, банки);
б) политические (государство, партии, союзы);
в) социокультурные и воспитательные (наука, образование) и другие.
Они выполняют разнообразные функции, важнейшими из которых являются интеграционная, регулятивная, коммуникативная, транслирующая, функция закрепления и воспроизводства общественных отношений и многие другие. Социальные институты образуются на основе социальных связей, взаимодействий и отношений конкретных индивидов, социальных групп, слоев и иных общностей. Они носят индивидуальный характер, обладают собственным системным качеством. Следовательно, социальный институт представляет собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальные институты могут быть охарактеризованы как организованные системы, характеризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов, определенной изменчивостью их функций.
К определению природы и сущности семьи мыслители прошлого подходили по-разному. Одна из первых попыток определить характер брачно-семейных отношений принадлежит древнегреческому философу Платону. Патриархальную семью он считал неизменной, исходной общественной ячейкой, поскольку государства возникают в результате объединения семей. Однако Платон не был последователен во взглядах на семью. В проектах «Идеального государства» в целях достижения сплоченности общества он предлагал введение общности жен, детей и имущества. Эта идея была не нова. Древнегреческий историк Геродот в своей знаменитой «Истории» отмечает, что общность женщин была отличительной чертой у ряда племен. Такие сведения встречаются на протяжении всей античной эпохи. Аристотель, критикуя проекты «Идеального государства», развивает идею Платона о патриархальной семье как исходной и основной ячейке общества. При этом семьи образуют «селения», а соединение «селений» – государство. Английский философ Томас Гоббс, разрабатывая проблемы моральной и гражданской философии, опровергал точку зрения на брак как нечто нечистое, лишенное святости, желая возвращения земному институту брака его духовной ценности. Французский просветитель Жан-Жак Руссо писал: «Самое древнее из всех обществ и единственно естественное – это семья. Таким образом, семья – это, если угодно, прообраз политических обществ…»[6, c.68].
Философы античности, средневековья и отчасти даже нового времени выводят общественные отношения из семейных отношений, обращают основное внимание на отношение семьи к государству, а не на характеристику ее как особого социального института. В определенной мере эти взгляды разделяли даже немецкие философы Кант и Гегель. Основу семьи Кант видел в правовом порядке, а Гегель – в абсолютной идее. Заметим, что ученые, признающие вечность и изначальность моногамии, фактически отождествляют понятия «брак» и «семья», различия между ними сводятся к формальному началу.
Мы, в своем исследовании, рассматриваем семью как духовно-нравственный союз, состоящий из родителей и детей и связанный не только жилищем и экономической зависимостью, но и чувствами, основанными на кровном родстве. Относительно понятий «брак» и «семья» нужно отметить, что между ними существует тесная взаимосвязь. Так, ученые убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды. Именно поэтому в литературе прошлого, а иногда и настоящего, они нередко используются как синонимы. Однако в сути этих понятий есть не только общее, но немало и особенного, специфического. Современные социологи определяют брак как исторически изменяющуюся социальную форму отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой, общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности[3, c.72-76].
Согласно Кодексу Республики Беларусь о браке и семье, «семья - это объединение лиц, связанных между собой моральной и материальной общностью и поддержкой, ведением общего хозяйства, правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления», а «брак - это добровольный союз мужчины и женщины, который заключается в порядке, на условиях и с соблюдением требований, определенных законом, направлен на создание семьи и порождает для сторон взаимные права и обязанности»[14, с.19]. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей. Утверждение исторического взгляда на брак и семью происходило двумя путями:
1) при помощи исследования прошлого семьи, в частности, брачно-семейного уклада так называемых примитивных народов;
2) путем изучения семьи в различных социальных условиях.
У истоков первого направления стоит швейцарский ученый Иоганн Бахофен, автор работы «Материнское право», где он выдвинул тезис об универсально-историческом развитии первобытного человека от первоначального беспорядочного общения полов («гетеризма») к материнскому, а затем к отцовскому праву. Через анализ древних классических произведений он доказал, что до единобрачия и у греков и у азиатов было такое состояние, когда не только мужчина вступал в половые отношения с несколькими женщинами, но и женщина – с несколькими мужчинами. Крупнейшей вехой на пути обоснования эволюционных идей был труд американского ученого Л. Моргана «Древнее общество». Позднее обоснование происхождения, и развития семьи дали К. Маркс и Ф. Энгельс. Они утверждали, что экономические отношения, составляющие основу общественно-экономических формаций, являются в то же время и основой семьи. К. Маркс отмечал, что «семья должна развиваться по мере того, как развивается общество, и должна изменяться по мере того, как изменяется общество». Ф. Энгельс показал, что вместе с развитием общества и семья, как его важнейшая ячейка, под влиянием социально-экономических условий переходит из низшей формы в высшую. В. И. Ленин, также отметил, что в развитии семьи определяющим фактором были и будут социально-экономические отношения. Значит, семья является продуктом исторического развития, и каждая общественно-экономическая формация имеет присущие только ей брачно-семейные отношения [10, c.42-46].
С середины XX века в развитии социологии семьи начинается стадия, которую назвали «периодом построения систематической теории». Именно с этого времени началось накопление большого количества эмпирических данных по многочисленным аспектам брачно-семейных отношений. Быстрое развитие электронно-вычислительной техники дало возможность более глубоко и серьезного анализа полученных данных. Проблематика семьи в этот период становится все более актуальной, что связано с началом дестабилизации семьи и брака. Увеличивается число исследовательских центров. Вначале в США, затем в Англии, Австрии, Канаде, Нидерландах, Финляндии, Франции, Швеции, а позже – в СССР и странах восточной Европы. В социологии семьи и брака сделано немало. Отмечается значительное продвижение в разработке теории, ее понятийно-категориального аппарата, практических рекомендаций по совершенствованию социальной политики в сфере брачно-семейных отношений, имеются плодотворные подходы к исследованию семьи и брака, накоплен огромный эмпирический материал. При должной систематизации и дополнениях разработанные концепции, утверждения, полученные выводы могли бы придать фундаментальность и укрепить целостность специальной социологической теории семьи и брака. Семья считается одним из четырех фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп – группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовую бригаду или спортивную команду, – но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.
А.В. Мудрик считает, что «...семья являет собой персональную среду жизни и развития человека от рождения до смерти, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи»[5, с.65]. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня членов семьи и их участия в жизни общества. Социально-экономический параметр определяется имущественными характеристиками и занятостью членов семьи на работе, учебе. Технико-гигиенический параметр зависит от условий проживания, оборудованности жилища, гигиенических особенностей образа жизни семьи. Наконец, демографический параметр обусловливается структурой семьи: расширенная или нуклеарная, полная или неполная, бездетная, мало- или многодетная. Семья – неотъемлемая часть общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме. Понятие «семья» предназначено для характеристики сложной системы взаимоотношений супругов, их детей, других родственников. Такой подход выражен в лаконичной формулировке С.И. Голода, рассматривающего семью как совокупность индивидов, состоящих, по меньшей мере, в одном из трех видов отношений: кровного родства, порождения, свойства. [6, с.23].
Семья - это важнейшая форма организации личной жизни, вид социальной общности, малая группа, основанная на супружеском союзе, родственных связях или усыновлении, т.е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями, сестрами, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство. Семью как социальную группу невозможно понять, исходя из знания о ее членах, взятых в отдельности. Семья является открытой, постоянно развивающейся системой, имеющей значительные адаптивные возможности. Изменения в одном из элементов системы, например во взаимоотношениях супругов, сказываются на всей семье. Индивидуальные дисфункции членов семьи являются отражением системных нарушений.
В науке сложилась традиция изучения семьи и как социального института, и как малой группы. Согласно общепринятой трактовке, понятие «социального института» означает устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, посредством которых общество регулирует и контролирует деятельность людей в наиболее важных сферах человеческой жизни. Это заданный набор целесообразных стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях. Стандарты поведения организуются в систему ролей и статусов. Обычно выделяют пять основных социальных институтов, существующих в любом современном обществе: семья, экономика, политика, образование и религия. Каждый из них специализируется на решении принципиально важной для выживания и нормальн6ого функционирования общества проблемы. Выступая существенным элементом структуры общества, семья осуществляет воспроизводство его членов и их первичную социализацию. Никакое другое объединение людей не обладает такой мощной способностью самовоспроизводства. Благодаря рождению детей семья не только разрастается сама, но и поддерживает непрерывность человеческих поколений, их физическую и духовную преемственность. Семью можно считать состоявшейся тогда, кода муж и жена, мужчина и женщина, берут на себя ответственность за жизнь ребенка, его экономическое благосостояние и воспитание. Семья образует первичную окружающую среду в развитии индивида. Она формирует у ребенка представление о социальны связях и с момента рождения включает его в них. Семья в значительной мере приобщает ребенка к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным стандартам поведения. Семья определяет возможности и ограничения личных отношений ребенка, а затем и взрослого с другими людьми. Способность членов семьи принять ребенка в качестве существа с уникальными характеристиками в большей мере влияет на его представление о себе самом. Семья удовлетворяет индивидуальные потребности членов и в то же время регулирует их поведение в ответ на требования социума. Институт семьи – важнейший посредник во взаимосвязи личности и общества. Именно институт семьи может противостоять как тоталитаризму, так индивидуализму. Поэтому и общество, и личность обоюдно заинтересованы в укреплении семьи. Институциональный характер семьи проявляется и в том, что каждая отдельная семья может быть понята только в связи с другими семьями. В частности, можно прогнозировать будущее конкретной семьи, опираясь на знания логики развития многих тысяч других семей[7, с.44-48].
Понимание семьи как малой группы находит множество своих сторонников среди исследователей, и тем более среди психологов-практиков, поскольку открывает неоценимые возможности для оказания психологической помощи семье. При всем многообразии определений понятия «малая группа» можно выделить основное его содержание. Малая группа – это малочисленная по своему составу социальная группа, члены которой объединены общими целями и задачами и находятся в непосредственном контакте друг с другом, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений, так и особых групповых ценностей и норм поведения. Перечислим основные признаки малой группы: общие цели и общая для всех членов группы деятельность; личный контакт между членами группы; особые групповые нормы и ценности; ролевая иерархия между членами группы; относительная независимость этой группы от других; принципы приема в группу; сплоченность группы; социально-психологический контроль поведения членов группы; особые формы и способы управления групповой деятельностью со стороны членов группы. Это первичные признаки малой группы. В ряд вторичных признаков входят: конформность членов группы (степень уступчивости в пользу группового решения), интимность отношений, гомогенность (однородность по составу), стабильность группы, добровольность объединения индивидов в группу. Семья относится к разряду первичных групп. Ей присущи интимные, лицом к лицу, отношения между людьми. Такая группа обеспечивает процесс первичной социализации и опосредует вхождение индивида в другие группы. Мнения и представления членов первичной группы имеют особое значение в формировании сознания и самосознания ребенка. Первичная группа является неформальным объединением. В неформальных группах многие вопросы решаются совместно. Каждая неформальная группа отличается своей особой, неповторимой культурой. Имеются специальные значения, выражения, обращения, и жесты, разделяемые только внутри данного круга. Именно так складывается своеобразный «язык семьи», освоить который бывает непросто новому члену семьи, появившемуся в ней, например, в результате повторного брака. Первичная группа предполагает высокую степень интимности и доверительности отношений, эмоциональной вовлеченности членов группы в ее дела. По мере развития отношений интимность обычно растет. Самораскрытие будет затруднено, если ответной реакцией на него окажется критика или отвержение со стороны других членов семьи. Желание поделиться сокровенным в сочетании с принятием этого желания партнером укрепляет чувства любви и симпатии. Первичные неформальные группы, в ряду которых семья занимает ведущее место, составляют микросреду жизнедеятельности человека и в огромной степени влияют на его поведение[11, с.29-33].
Содержание жизнедеятельности семьи может быть понято через описание основных функций, на реализацию которых семья ориентирована. В ряде функций, присущих семье на определенном этапе ее исторического развития, обнаруживает себя ее специфическое целевое назначение как малой группы и социального института. Выполнение этих функций обеспечивается ролевым сотрудничеством всех членов семьи, и прежде всего супругов. Ученые выделяют ряд функций присущих семье (Таблица 1.1).
Таблица 1.1
Функции семьи | Характеристика функций |
Хозяйственно-экономическая функция | Ведение членами семьи общего хозяйства, общего бизнеса способствуют формированию крепких экономических связей между ними. Семья представляет собой самую крепкую экономическую ячейку общества, где обязательны помощь и поддержка. Также, эта функция связана с питанием семьи, приобретением и содержанием домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройства жилища, созданием домашнего уюта, организацией быта и жизни семьи, формированием и расходованием домашнего бюджета. В сфере «домашних дел» формируются внутрисемейные отношения, содержание которых определяется видом хозяйственной деятельности. В этих условиях лучше познаются мотивационные и волевые компоненты каждого члена семьи, а также определяются возможные конфликтогенные области взаимоотношений и представляется более удобная форма отхода от них. |
Репродуктивная функция | Одна из основных задач любого общества – воспроизводство новых поколений его членов. При этом важно, чтобы дети были физически и психически здоровыми и в последствии имели способности к обучению социализации. Важным условием существования общества является регулирования рождаемости, избегания демографических взрывов и спадов. Семья - основной институт, ответственный за воспроизводство новых членов общества. Другие пути неэффективны и, как правило, социально не одобряются. Цельность сексуальной потребности, обеспечивающей продолжение рода, и любви как высшего чувства делает невозможным отделение одного от другого. Супружеская любовь в значительной мере зависит от характера удовлетворения сексуальных потребностей, особенностей их регулирования и отношения супругов к проблеме деторождения, самим детям. В любой семье важнейшей является проблема деторождения. В нынешних условиях она сопряжена часто с неразрешимым противоречием. С одной стороны, дети – это фактор стабилизации семьи, а с другой – это неотвратимая масса проблем: от неприемлемых условий для жизнеобеспечения детей до складывающихся со временем деформированных взаимоотношений между супругами. Снижение многодетности, падение рождаемости, известные симптомы эгоизма при наличии одного ребенка в семье создают новые проблемы для семьи и общества и указывают на снижение значимости функций сексуальных отношений в семье в вопросах рождения. |
Регенеративная функция | (лат. regeneratio – возрождение, возобновление). Она связана с наследованием статуса, фамилии, имущества, социального положения. Сюда же можно отнести и передачу каких-то фамильных драгоценностей. Каждый воспитанный человек в семье получает в качестве наследия некоторые статусы, близкие к статусам членов его семьи. Это, прежде всего отношения к таким важным для личности статусам, как национальность, место в городской и сельской культуре и др. В классовых обществах принадлежность семьи к определенному социальному статусы предоставляет ребенку возможности и вознаграждения, характерные для этого слоя и в подавляющем большинстве случаев определяет его дальнейшую жизнь. Конечно, классовый статус может измениться благодаря умениям человека и благоприятным обстоятельствам, но начало будущего нужно искать в семье этого человека. Семья должна обязательно осуществлять ролевую подготовку ребенка к статусам, близким к статусам его родителей и родственников, прививая ему соответствующую интересы, ценности, образ жизни. |
Функция безопасности (защитная) | Она подразумевает охрану биологического и социального бытия членов семьи, защиту от физических и психологических опасностей, исходящих от окружающего мира. Во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов. Общеизвестно, что, задевая интересы и безопасность любой личности, мы задеваем и его семью, члены которой защищают своего близкого. |
Рекреативная функция | Она связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи. |
Образовательно-воспитательная функция (социализирующая) | Семья – это самый мощный механизм социализации личности, накопления ребенком социального опыта. Неформальное общение, атмосфера любви и заботы друг о друге, повседневная, полезная деятельность детей и взрослых создает уникальные возможности для формирования у ребенка нравственных ценностей, отношений, жизненных установок, социальной зрелости. Воспитательная функция состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях. |
Сексуальное регулирование | Семья – это главный социальный институт, через который общество упорядочивает, направляет и регулирует естественные сексуальные потребности людей. Вместе с тем, практически каждое общество имеет альтернативные пути удовлетворения сексуальных потребностей. |
Эмоциональное удовлетворение | Получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональной стабилизации, психологической терапии оказывает позитивное влияние на человека не только в детстве, но и на протяжении всей эго жизнедеятельности. Благодаря своей структуре и качествам, семья служит самым важным источником эмоционального удовлетворения. Отношения родства и супружества предоставляют людям такую возможность. |
К сожалению, есть семьи, не выполняющие своего предназначения. Современная семья испытывает существенные трудности по ряду причин: усиливается расслоение семей по уровню доходов, разрушается традиционная структура семьи, изменяются общепринятые нормы поведения, характер супружеских отношений, взаимоотношения поколений в семье. Поскольку пока общество не выработало социальных защитных механизмов, чтобы остановить разрушающие тенденции в сфере семьи и брака на безопасном для общества уровне, возникает необходимость в целенаправленной воспитательной работе, способствующей хотя бы «смягчению» сложившейся ситуации. Однако взгляд на семью только с точки зрения ее недостатков был бы односторонним. Семья обладает способностью к восстановлению и помощи самой себе.
Семья – культурно-историческое явление, претерпевшее значительные изменения в процессе развития человечества. Эти изменения нашли свое выражение в различных типах брачно-семейных отношений. Представленные типологии семей можно разделить на две группы. К первой группе относятся типологии, учитывающие различия семейных структур. Назовем часто используемые основания для выделения типов семьи и брака и соответствующие им категории.
- принадлежность супругов к определенной социальной общности: эндогамия и экзогамия;
- количество брачных партнеров: моногамия, полигамия, серийная моногамия;
- юридическое оформление брачных отношений: официально зарегистрированный брак и фактический («гражданский»);
- структура власти в семье: традиционная патриархальная и традиционная матриархальная, неопатриархальная и неоматриархальная, эгалитарная;
- количество поколений в семье: однопоколенная, нуклеарная, многопоколенная (расширенная, большая, сложная)
- наличие родителей: полная, неполная (материнская и отцовская), функционально неполная, особая (сложноорганизованная, смешанная), в том числе бинуклеарная;
- количество детей в семье: малодетная, среднедетная, многодетная, бездетная (инфертильная).
Вторая группа типологий охватывает особенности функционирования семей, и, прежде всего качество семейной жизни. В этом случае основаниями для типологий выступают следующие признаки.
- качество выполнения семейных функций: нормально функционирующая, дисфункциональная;
- состояние психологического комфорта: благополучная, неблагополучная;
- способность продуктивно разрешать семейные проблемы: зрелая, проблемная;
- удовлетворенность супругов своим браком: оба удовлетворены браком; один из супругов удовлетворен браком, другой нет; оба не удовлетворены браком. [9, c.82].
Брак и семья – два наиважнейших в нашей жизни понятие, определений которых очень и очень много. В зависимости от культуры того или иного места эти понятия могут различаться, но ясно одно – семья и брак в главном своем значении подразумевают под собой тесные взаимоотношения, в большинстве случаев конечной целью которых является рождение ребенка. Почему в главном своем значении? Потому что супруги также могут и не проживать друг с другом, и, тем не менее, находиться в браке, или же семья может существовать, даже если по работе одному из супругов надо надолго уехать. Начнем с осознания социальной сущности брака, т.е. того, что, будучи по сути своей общественным явлением, он сполна подчиняется законам общественной жизни. Это хорошо выражено в определении К. Маркса, по которому “никто не принуждается к заключению брака, но всякий должен быть принужден подчиняться законам брака, раз он вступил в брак. Тот, кто заключает брак, не творит брака, не изобретает его, он также мало творит и изобретает брак, как пловец - природу и законы воды и тяжести. Брак поэтому не может подчиняться произволу вступивших в брак, а наоборот, произвол вступившего должен подчиняться сущности брака”[13,c.76]. Брак, на протяжении истории своего существования, прошел определенные стадии развития - от полигамии к единобрачию. Само слово «брак» в русском языке происходит от глагола «брать». Но при всем разнообразии взаимоотношений людей брачные союзы можно легко классифицировать (Схема 1.1).
Схема 1.1
Церковный брак — освящённый какой-либо церковью брак. Во многих странах имеет юридическую силу, в некоторых является единственной легальной формой брака. Другие государства, в том числе и Беларуси, в настоящее время не признают юридической силы церковного брака, поэтому священники перед его заключением рекомендуют провести регистрацию в органах ЗАГС. В православии и у католиков бракосочетание составляет одно из Таинств — Венчание.
Морганатический брак — брак между лицами неравного положения. В настоящее время это понятие сохранилось в династических регламентах и законах ряда стран.
Гражданский брак — брак, не оформленный в соответствующих органах государственной власти и не признанный церковью.
Пробный брак (незарегистрированный брак): отличается от традиционного отсутствием регистрации, а от обычных любовных отношений наличием общей жилплощади и совместного хозяйства. Как правило, партнеры планируют "проверить свои чувства" суровыми буднями или же считают, что посвящать государство в лице официальных органов в свою личную жизнь вовсе не обязательно.
Временный брак — в отдельных странах законодательство признаёт его юридическую силу. Продолжительность определяется соглашением сторон и устанавливается в брачном договоре. Одновременно устанавливается размер выкупа, который супруг передаёт жене в таком браке. По истечении срока, на который он был заключён, брак, и правовые отношения между супругами считаются прекратившимися.
Фактический брак (сожительство) или незарегистрированный брак, часто неправильно называемый «гражданским» — отношения между партнерами-«супругами», не оформленные в установленном законом порядке. Даже при ведении общего хозяйства, или наличии общих детей признаётся не всеми религиозными направлениями. В СССР юридически признавался в 1926—1944 гг. Согласно ныне действующему Семейному кодексу РБ, незарегистрированное совместное проживание мужчины и женщины не порождает брачных прав и обязанностей, хотя права детей, рождённых в браке, не отличаются от прав детей, рождённых вне брака. Законодательством некоторых зарубежных стран признаётся на правах конкубината.
Коммунальный (групповой) брак или "шведская семья": семья, в которой живут несколько мужчин и несколько женщин. Они связаны не только и не столько общим сексом, сколько общим хозяйством и приятельскими отношениями. Если в таких семьях появляются дети, то они воспитываются всеми членами "коммуны", которые руководствуются идеей, - чем больше мужчин и женщин перед глазами ребенка, тем больше у него возможностей познавать разнообразие мира. Ранее многие учёные утверждали, что групповой брак существовал в первобытном обществе при матриархате и предшествовал институту парного брака; в настоящее время эта теория промискуитета считается весьма сомнительной.
Открытый брак - традиционная семья, в которой супруги допускают увлечения и интимные связи на стороне. Варианты могут быть всевозможные: от маскировки измен под угрозой разрыва до открытого обсуждения "похождений" каждого из супругов. В предельном варианте это может быть общесемейным увлечением, вплоть до совместного участия в групповом сексе.
Фиктивный брак - притворное оформление брака без намерения создать семью для получения от государства связанных с ним преимуществ.
Полигиния - одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами. Конечно, брак заключается мужчиной с каждой из женщин отдельно, причем возможны градации. В шариате есть ограничение на количество жён — не более четырёх. Все остальные жительницы гарема жёнами не считаются, однако у них есть определённые гарантии (от хозяина гарема) признания ребёнка в случае его рождения. Тем не менее, их положение существенно ниже, чем у жён, и скорее напоминает рабство.
Полиандрия - одновременное состояние женщины в браке с несколькими мужчинами. Встречается редко, например, у народов Тибета, Гавайских островов.
Однополый брак - сожительство гомосексуальной пары. Во многих странах Запада: Дания, Норвегия, Швеция, Гренландия, Исландия, Нидерланды, Франция, Бельгия, Германия, Финляндия, Люксембург, Новая Зеландия, Великобритания и Северная Ирландия, Чехия, Швейцария с 2007 года, а также некоторых регионах стран Северной и Южной Америки однополые пары могут заключать брак. Некоторые церкви также признают гомосексуальный брак (например, Шведская епископальная).
Гостевой брак (экстерриториальный) - этот термин пришел из Франции. Семья, в которой пара зарегистрирована, но живут супруги каждый у себя. Время от времени встречаются, вместе ужинают в кафе, проводят супружескую ночь, изредка живут вместе, но общее хозяйство не ведут. Ходят в гости друг другу, временами проводят вместе отпуск. Все остальное время каждый из них свободен от семейных обязанностей и живет своей жизнью[20, c.66-74].
Классификацию форм брака можно провести и по самым разным критериям: брак по сговору, брак по любви, брак по расчету, брак по рекомендации посредников. Посредники – друзья и знакомые, которые рекомендуют будущего жениха или невесту. Другим критерием классификации выступает плата за брак. Институт покупного брака имеет давние традиции. Он возник одновременно с групповым браком и внутри него. Раннюю форму покупного брака можно назвать дарообменной. Обряд бракосочетания осуществлялся в виде эквивалентного дарообмена. Две группы обменивались «подарками», которым могла служить женщина. Родственники женщины «дарили» родственникам мужчины его будущую супругу в обмен на равноценные услуги и помощь, которые обязывались оказать вторые первым.
В отличие от древних форм покупного брака, осуществлявшихся в виде эквивалентного дарообмена, более поздние его формы, особенно в эпоху патриархата, проявлялись уже в форме неравного дарообмена. Мужчина преподносил невесте более дорогие подарки, чем получал от нее, – соответственно своему привилегированному положению, размерам богатства и политической власти. С тех пор можно говорить о новой форме покупного брака – выкупном браке. Теперь устной договоренности молодых людей или их родителей было уже недостаточно. Поскольку речь шла о крупном состоянии, постольку возникла необходимость в заключение договора, где оговаривались права и обязанности сторон, а также размер выкупа. Постепенно покупной брак превратился в часть родоплеменных мероприятий, и на мусульманском Востоке возникла новая форма покупного брака – калымный брак. Калым, выкуп за невесту, первоначально выплачивался роду, а позднее – родителям в качестве компенсации за потерю работницы. Как пережиток калым сохранился у некоторых народов Азии и Африки. Кроме покупного брака существует хищнический брак. Различают две его разновидности: