Организация методической работы в районе (городе)

1. Система и структура органов управления дошкольным образованием. При рассмотрении структуры органов управления Г.Д. Дылян исходит из того, что под структурой понимаются:

Ø закономерность строения, функционирования и развития системы;

Ø выражение сложных, противоречивых частей целого;

Ø организация целого из составных частей.

В настоящее время в республике сложилась достаточно устойчивая структура управления образования в целом и его начального звена – дошкольного образования. Центральным органом управления в системе образования, и дошкольного образования в том числе, является Министерство образования Республики Беларусь. В структуру Министерства образования входит управление дошкольного образования. Министерство и управление образуют республиканский уровень управления дошкольным образованием, направлениями деятельности которого являются:

Ø обновление, разработка нормативно-правовых документов;

Ø разработка концепций, программ развития дошкольного образования;

Ø разработка и принятие национальной доктрины обеспечения достойного начала жизни детей от 0 до 6–7 лет;

Ø определение приоритетов и обеспечение крупных социальных, психолого-педагогических экспериментов, направленных на обновление дошкольного образования;

Ø координация деятельности министерств, ведомств, общественных организаций по оказанию помощи родителям в воспитании и обучении детей;

Ø создание системы дошкольного воспитания, максимально приближенной к условиям семейного воспитания.

Региональные органы управления представлены:

Ø управлениями образования областных исполнительных комитетов, комитетом образования Минского городского исполнительного комитета;

Ø управлениями (отделами) образования городских, районных исполнительных комитетов.

В штат региональных органов управления (отделов) образования входят специалисты и методисты по дошкольному образованию. Главным направлением деятельности региональных органов управления (областных и местных) в области дошкольного образования является его поступательное развитие с ориентацией на социальный заказ, местные социально-экономические условия, национальные и культурно-исторические особенности.

Основанием в структуре управления образованием являются учреждения образования. Соответственно основанием в структуре управления дошкольным образованием являются дошкольные учреждения.

Пирамиду, вершина которой образована из республиканских и региональных органов, а основанием является дошкольное учреждение, до которого через ряд промежуточных звеньев доводятся решения «верхов», по мнению Т.М. Коростелевой, необходимо перевернуть, поставив во главу угла интересы заказчика (родителей), педагога, трудового коллектива дошкольного учреждения.

Все большее влияние в управлении дошкольным образованием, утверждает Т.М. Коростелева, должны играть различные общественные организации: советы (попечительские, педагогические, методические, родительские и др.), ассоциации, лиги, союзы (педагогов, родителей, общественных организаций), фонды, общества содействия дошкольному образованию, которые являются полноправными и самостоятельными организациями.

2. Содержание деятельности специалистов по дошкольному образованию региональных органов управления образованием. Специалист по дошкольному образованию входит в состав районного, городского, областного органов управления образованием. Специалист осуществляет государственный контроль за выполнением дошкольными учреждениями и органами управления законодательства в области дошкольного образования, приказов и инструкций Министерства образования и региональных органов управления образованием; контролирует работу дошкольных учреждений, независимо от их ведомственной принадлежности.

Специалист по дошкольному образованию проводит работу, направленную на дальнейшее развитие и улучшение качества дошкольного образования в районе, городе, области:

Ø следит за правильным размещением сети дошкольных учреждений, принимает меры к ее расширению, организует контроль за строительством и своевременным вводом в действие дошкольных учреждений;

Ø способствует укреплению материальной базы, обеспечению дошкольных учреждений мягким, жестким и хозяйственным инвентарем, посудой, игрушками, техническими средствами, учебно-наглядными пособиями, высококачественными продуктами питания в соответствии с утвержденными нормами и ассортиментом;

Ø участвует в комплектовании дошкольных учреждений педагогическими и медицинскими кадрами, в повышении их квалификации;

Ø принимает меры по улучшению качества образовательной работы с детьми; выявляет, изучает и внедряет в практику работы отделов образования, дошкольных учреждений лучший педагогический опыт, достижения психолого-педагогической науки;

Ø организует работу по пропаганде педагогических знаний среди населения.

Специалист по дошкольному образованию имеет право:

Ø проверять работу дошкольных учреждений всех типов и всех ведомств, контролировать выполнение Программы дошкольного образования, присутствовать на занятиях, других режимных моментах, различных мероприятиях, проводимых в дошкольных учреждениях;

Ø посещать школы, присутствовать на уроках в начальных классах с целью изучения вопросов преемственности в работе школ и дошкольных учреждений;

Ø давать работникам дошкольных учреждений распоряжения, указания и рекомендации по улучшению образовательной работы в соответствии с требованиями Устава дошкольного учреждения, Программы дошкольного образования, правил внутреннего трудового распорядка и других нормативных документов (действующих приказов, постановлений, инструкций).

Специалист по дошкольному образованию поддерживает постоянную связь с закрепленными за ним дошкольными учреждениями и органами управления образования, оказывает постоянную помощь в их деятельности. О своей работе специалист отчитывается перед руководством управления (отдела) образования или Министерства образования.

3. Организация методической работы в районе (городе). Одна из важнейших обязанностей специалистов и методистов по дошкольному образованию региональных управлений образования – оказание помощи дошкольным учреждениям в совершенствовании образовательного процесса, улучшении качества обучения и воспитания детей. А качество образования целиком зависит от подготовленности педагогов, от их квалификации, культурного уровня. Поэтому вопросы повышения квалификации педагогических работников должны занимать в работе специалистов и методистов значительное место.

Повышение квалификации педагогов организуется прежде всего в дошкольных учреждениях в рамках методической работы (см. лекцию 11). Кроме того, работа по повышению квалификации педагогических работников проводится отделами образования, методическими кабинетами, областными институтами развития образования чрез следующие основные формы:

Курсы повышения квалификации проводятся институтами развития образования с отрывом от работы. Курсы могут посещать все педагогические работники области, независимо от того, в каком учреждении они работают (принадлежащем отделу образования или другому ведомству). Педагоги проходят повышение квалификации на курсах не реже 1 раза в 3 года.

Методические объединения – основное структурное подразделение районной методической службы, осуществляющей проведение образовательной, методической, инновационной, опытно-экспериментальной работы по всем направлениям. В крупных районах оправдал себя принцип организации методических объединений по «кустам» (в каждом 18–20 дошкольных учреждений).

Семинары, проводимые как институтами развития образования, так и методическими кабинетами, являются массовой формой совершенствования профессионального мастерства, пополнения теоретических и методических знаний педагогов.

В заключение следует подчеркнуть, в каких бы формах не было организовано повышение квалификации, результатом должно явиться становление индивидуальной, авторской, высокоэффективной системы педагогической деятельности дошкольного учреждения, когда каждый руководитель и педагог овладеет умением осуществлять проблемный анализ (видеть не только свои достижения, но и недостатки в свой работе) и на основе его данных моделировать, планировать свою деятельность, получать намеченные результаты.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите основные направления деятельности Министерства образования в управлении системой дошкольного образования?

2. Каково содержание деятельности специалистов по дошкольному образованию региональных органов управления образованием?

3. Назовите и дайте краткую характеристику наиболее распространенным формам организации методической работы в районе (городе).

Литература: 26 (осн.), 4 (доп.).

Литература (основная)

1 Абасов, З.А. Жизненный цикл педагогических инноваций / З.А. Абасов // Инновации в образовании. – 2007. – № 8. – С. 14–21.

2 Аб унясенні дапаўненняў і змяненняў у Палажэнне аб атэстацыі педагагічных работнікаў сістэмы адукацыі (акрамя вышэйшых навучальных устаноў) Рэсп. Беларусь // Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэсп. Беларусь. – 2006. – № 23. – С. 3–6.

3 Волобуева, Л.М. Структура управления дошкольным образовательным учреждением / Л.М. Волобуева // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2004. – № 1. – С. 8–15.

4 Гришаева, Н.П. Нужно ли бояться конфликтов? / Н.П. Гришаева // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2004. – № 3 (15). – С. 23 – 28.

5 Дашкольная адукацыя : зборнiк нарматыўна-прававых i iнструктыўных матэрыялаў / скл. А.I. Сачанка ; пад агул. рэд. Т.М. Карасцялёвай. – СПб : «Виктория», 2000. – 323 с.

6 Денякина, Л.М. Руководство коллективом на демократических основах / Л.М. Денякина // Пралеска. – 2009. – № 7 (215). – С. 7–9.

7 Колодяжная, Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением : практич. пособие для руководителей ДОУ, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК : в 2 ч. / Т.П. Колодяжная. – Ростов-н/Д : Издательство «Учитель», 2002. – Ч. 1. – 128 с.

8 Котко, А.Н. Семинарские занятия с педагогами дошкольных образовательных учреждений : содержание и технологии проведения : учеб. пособие / А.Н. Котко. – изд. 2-е, доп. – Минск : Акад. последипломн. образования, 2003. – 312 с.

9 Кравченя, Э.М. Делопроизводство в учреждениях образования (с использованием информационных технологий) : учеб. пособие / Э.М. Кравченя. – Минск : «Асар», 2006. – 153 с.

10 Макаренкова, Г.Г. Питание детей : плюсы и минусы / Г.Г. Макаренкова // Пралеска. – 2009. – № 5. – С. 14–15.

11 Методические указания о порядке предоставления платных услуг населению учреждениями образования. Положение о платных услугах, которые оказываются дошкольным учреждением // Пралеска. – 1998. – № 4. – С. 6–12.

12 Нечаев, М. Контрольно-диагностическая деятельность руководителей / М. Нечаев // Воспитание школьников. – 2007. – № 10. – С. 2–6.

13 Осипенко, Л. В режиме развития : эффективность управленческой деятельности в условиях обновления дошкольного образования / Л. Осипенко // Пралеска. – 2009. – № 2 (210). – С. 4–5.

14 Планирование работы дошкольного учреждения : пособие для педагогов дошк. учреждений / И.В. Житко [и др.]. – Минск : Университетское, 2001. – 184 с.

15 Поздняк, Л.В. Управление дошкольным образованием : учеб. пособие для студ. пед. вузов / Л.В. Поздняк, Н.Н. Лященко. – 2-е изд., стереотип. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 432 с.

16 Поздняк, Л.В. Содержание и технология подготовки специалистов к работе с информацией в ДОУ / Л.В. Поздняк, С.В. Савинова // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005. – №. 2. – С. 26–31.

17 Положение об учреждении, обеспечивающем получение дошкольного образования // Пралеска. – 2005. – № 1. – С. 28–37.

18 Программа развития системы дошкольного образования в Республике Беларусь на 2009–2014 годы // Пралеска. – 2008. – № 10 (206). – С. 27–43.

19 Рыбалова, И.А. Менеджмен качества в ДОУ / И.А. Рыбалова // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2004. – № 3 (15). – С. 15 – 22.

20 Сачанка А.І. Прыярытэты на перспектыву / А.І. Сачанка // Пралеска. – 2009. – № 3 (211). – С. 2–4.

21 Саченко, А.И. Дошкольному образованию – государственная забота / А.И. Саченко // Пралеска. – 2009. – № 7 (215). – С. 2–6.

22 Саченко, А.И. Качество дошкольного образования: состояние, проблемы, перспективы / А.И. Саченко, Л.Н. Клышко // Пралеска. – 2009. – № 1 (209). – С. 2–10.

23 Трайнев, В.А. Психологические особенности деятельности руководителя / В.А. Трайнев // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2007. – № 1 (35). – С. 36–40.

24 Третьяков, П.И. Дошкольное образовательное учреждение : управление по результатам / П.И. Третьяков, К.Ю. Белая. – М. : Новая школа, 2001. – 304 с.

25 Трудовой кодекс Республики Беларусь : с обзором изменений, внесенных Законом Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. № 272-З / авт. обзора К.И. Кеник. – Минск : Амалфея, 2007. – 288 с.

26 Управление в системе образования Республики Беларусь / под ред. Г.Д. Дыляна. – Минск : «Асар», 2004. – 176 с.

27 Чеботарева, О. Педагогический совет / О. Чеботарева // Ребенок в детском саду. – 2004. – № 6. – С. 48–51.

28 Шестаков, Ю.Н. Передовой педагогический опыт или эффективная педагогическая практика / Ю.Н. Шестаков // Кіраванне ў адукацыі. – 2005. – № 9. – С. 8 – 14.

Литература (дополнительная)

1 Валеев, Г.Х. Обобщение передового педагогического опыта с позиций системно-целостного подхода / Г.Х. Валеев // Педагогика. – 2005. – № 5. – С. 29–39.

2 Василевская, М. Как стать мастером : система методической работы в яслях-саду как составная часть управления по результатам / М. Василевская // Пралеска. – 2009. – № 2 (210). – С. 6–9.

3 Величко, Л. Решать вопросы питания во взаимодействии / Л. Величко // Пралеска. – 2009. – № 5 (213). – С. 5–6.

4 Ганчарэнка, Ж. Метадычнае аб’яднанне : праблемы, пошукі, знаходкі / Ж. Ганчарэнка, С. Шуманская // Пралеска. – 2008. – № 10 (206). – С. 44–47.

5 Давыткина, Е.В. Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта на исследовательской основе / Е.В. Давыткина // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005. – № 3. – С. 8–17.

6 Еленский, Н.Г. Инновационная педагогическая деятельность / Н.Г. Еленский // Пачатковая школа. – 2007. – № 7. – С. 3–7.

7 Еленский, Н.Г. Инновационная и экспериментальная деятельность : сущность, общее и отличное / Н.Г. Еленский // Адукацыя і выхаванне. – 2007. – № 6. – С. 6–9.

8 Краснова, Р.С. Качество питания и основная документация по его обеспечению в ДОУ / Р.С. Краснова // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2007. – № 1 (35). – С. 48–57.

9 Левшунов, О. Электронное меню – наш эффективный помощник / О. Левшунов, Г. Кодушкина // Пралеска. – 2009. – № 5 (213). – С. 7–9.

10 Рекомендации по согласованию критериев, технологий мониторинга качества образования государств-участников СНГ // Вышэйшая школа. – 2006. – № 1. – С. 4–7.

11 Степанова, Е.И. Управление ДОУ – деятельность профессиональная / Е.И. Степанова // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2007. – № 1 (35). – С. 41–45.

12 Сумнительный, К. Инновации в образовании : мифы и реальность // К. Сумнительный // Народное образование. – 2007. – № 4. – С. 29–37.

13 Тарусова, Л.Г. О некоторых подходах к оценке качества дошкольного образования / Л.Г. Тарусова // Пралеска. – 2008. – № 9 (205). – С. 49–50.

14 Харисова, А. Бинарный мониторинг – путь к повышению качества образования / А. Харисова // Народное образование. – 2007. – № 2. – С. 198–201.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение …………………………………………………………………..
Тематический план курса «Управление дошкольным образованием»
Содержание учебного материала ………………………………………..
Лекция 1. Становление и развитие системы дошкольного образования в Республике Беларусь ………………………………………………  
Лекция 2. Организация деятельности дошкольных учреждений ……...
Лекция 3. Научные основы управления современным дошкольным учреждением ……………………………………………………………....  
Лекция 4. Заведующий в системе управления дошкольным учреждением ..............................................................................................................  
Лекция 5. Информационное обеспечение управления дошкольным учреждением ………………………………………………………………  
Лекция 6. Основы делопроизводства дошкольного учреждения …...…
Лекция 7. Финансово-хозяйственный механизм управления дошкольным учреждением ………………………….……………………………..  
Лекция 8. Организация питания в дошкольном учреждении и контроль за ним ……………………………………………………………….  
Лекция 9. Правовое регулирование труда работников дошкольных учреждений ……………………………………………………………….  
Лекция 10. Планирование работы дошкольного учреждения …………
Лекция 11. Методическая работа с педагогическими кадрами в дошкольном учреждении …………………………………………………...  
Лекция 12. Организация работы Совета педагогов дошкольного учреждения …………………………………………………………………..  
Лекция 13. Инновационная деятельность дошкольного учреждения ...
Лекция 14. Изучение, обобщение и использование передового педагогического опыта ………………………………………………………...  
Лекция 15. Управление качеством дошкольного образования ………..
Лекция 16. Планирование системы контроля в дошкольном учреждении ……………………………………………………………………..…..  
Лекция 17. Аттестация педагогических и руководящих кадров в дошкольном учреждении …………………………………………………...  
Лекция 18. Создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе ………………………………………………….....  
Лекция 19. Государственные органы управления в области дошкольного образования ………………………………………………………….  
Литература (основная) ……………………………………………………
Литература (дополнительная) ……………………………………………

Наши рекомендации