Тема 3. основы возрастной педагогики
Все, подлежащее усвоению, должно быть распределено сообразно ступеням возраста так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте…
Лишь бы дать каждому возрасту делать то, к чему он способен…
Я. А. Коменский
Ключевая проблема: | Каково значение возрастных особенностей развития личности для ее воспитания? |
Ведущая идея: | Воспитание предполагает опору на общие закономерности физического, психического и социального развития личности в каждом возрасте с учетом индивидуальных особенностей. |
Основные понятия: | возраст, возрастные особенности, социальная ситуация развития, ведущая деятельность, психическое новообразование, кризис, индивидуальные особенности |
После изучения этой темы необходимо:
· знать определение возраста в психологии и педагогике и иметь представление о различных подходах к возрастной периодизации;
· знать современную отечественную периодизацию возрастного развития и уметь интерпретировать основания для ее построения;
· знать типологические особенности детей школьного возраста и уметь обосновать основные направления их обучения и воспитания;
· иметь представление о связи возрастных и индивидуальных особенностей в развитии и воспитании личности
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ
Возраст – конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития человека, которая харак-еризуется физиологическими и психологическими изменениями, общими для всех нормально развивающихся людей и не связанными с их индивидуальными различиями. | Возрастные особенности– комплекс физических, позна-вательных, интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных свойств, характерных для большинства людей одного возраста, на основе которых может строиться периодизация возраст-ного развития личности. |
По Д.Б.Эльконину, в процессе развития ребенок усваивает два мира:
- мир людей (развитие потребностно-мотивационной сферы личности в процессе воспитания);
- мир вещей (развитие операционально-технической сферы личности в процессе обучения).
Соответственно и ведущие деятельности можно разделить на две группы.
1 группа – усвоение смыслов человеческой деятельности, мотивов и норм отношений между людьми (общение) | 2 группа – развитие операционно-технических возможностей, приобретение ЗУН, способностей (делание) |
Непосредственно-эмоциональное общение в младенчестве (0-1) Новообразования: потребность в общении, эмоциональные отношения | |
Предметно-манипулятивная деятельность в раннем детстве (1-3) Новообразования: наглядно-действенное мышление и речь | |
Сюжетно-ролевая игра в дошкольном детстве (3-7) Новообразования: потребность в общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности | |
Учебная деятельность в младшем школьном детстве (7-11) Новообразования: произвольность психических процессов, внутренний план действий, самоконтроль, рефлексия | |
Интимно-личностное общение в разных видах общественно значимой деятельности в среднем школьном (подростковом) возрасте (11-15) Новообразования: чувство взрослости | |
Учебно-профессиональная деятельность в старшем школьном возрасте (15-17) Новообразования: мировоззрение, профессиональные интересы |
Воз-раст | Психолого-педагогические доминанты развития | Ведущая идея в организации педагогиче- ского процесса | Основные направления педагогической деятельности |
Д О Ш К О Л Ь Н Ы Й (3-7) | - развитие речи и мыш-ления; - развитие внимания (от непроизвольного к произ-вольному), памяти (от образной к словесно-смысловой); - развитие эмоционально-волевой сферы (создание условий для эмоцио-нальной устойчивости ребенка); - формирование адекват-ной самооценки; - формирование первона-чальных нравственных представлений (о добре/зле, красивом /некрасивом, хорошем /плохом) на основе после-довательности поступков. | Подготовка ребенка к школьному обучению физически (возмож-ность переносить учебные нагрузки), психологически (соответствующий уровень развития ин-дивидуально-психоло-гических качеств), педагогически (овла-дение первона-чальными навыками социального поведе-ния и учебной деятельности). | - организация игровой деятельности; - помощь семье в организации полно-ценного общения; - формирование ра-зумных (необходи-мых) материальных потребностей; - формирование гу-манных отношений в детском коллективе. |
М Л А Д Ш И Й Ш К О Л Ь Н Ы Й (7-11) | Изменение социального статуса (превращение в школьника): - усвоение нового режи-ма жизни; - усвоение специфики взаимоотношений с учителем, одноклас-сниками; - изменение отношений ребенка с семьей; - затруднения в отноше-нии к учебной деятельности, к выпол-нению домашних заданий. | Формирование пер-воначальных детских убеждений, постро-енных на главных постулатах общечело-веческих ценностей, создание ситуации успеха в учебной деятельности. | - формирование пер-вичных представ-лений о целостности морали, о единстве нравственных норм поведения; - развитие обществен-ных отношений и предупреждение авто-ритарности учителя; - формирование по-знавательного инте-реса и умения учиться. |
П О Д Р О С Т К О В Ы Й (11- 15) | - потребность во «взрослом» обращении; - превращение общения в самостоятельный вид дея-тельности; - потребность само-утвердиться, занять достойное место в коллективе; - возникновение потреб-ности в активной позна-вательной деятельности; - потребность в половой идентификации. | Создание ситуации успеха в наиболее значимых видах дея-тельности, дающих возможность пози-тивного самоутвер-ждения личности; формирование ценно-стных установок; предупреждение от-клонений в поведении и нравственном раз-витии. | - формирование по-знавательного инте-реса и умения учиться.; - организация педаго-гического влияния на индивидуально-груп-повое и коллективное мнение подростков; - предупреждение невротических рас-стройств и патоло-гических влечений (к курению, алкоголю, токсическим сред-ствам). |
С Т А Р Ш И Й Ш К О Л Ь Н Ы Й (15-17) | - формирование опреде-ленного типа внешности (соматотипа); - формирование престав-лений о собственной уникальности; - эмансипация от роди-телей, возникновение новой системы отношений с ними; - стремление к автоно-мизации по отношению к культуре взрослых; - возникновение потреб-ности в любви; - поиски смысла жизни. | Помощь в само-определении на бу-дущее; создание условий для моби-лизации потенци-альных возможностей личности в соответ-ствии с ее реальными притязаниями. | - ориентация на само-воспитание; - помощь в развитии взаимоотношений со сверстниками; - формирование науч-ного мировоззрения; - помощь в профес-сиональном самооп-ределении; - формирование осо-знанной гражданской позиции.[1] |
ЛИТЕРАТУРА
Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. М.: Академия, 2000. С. 10–129.
Педагогика / Под ред. Ю.К.Бабанского. М.: Просвещение, 1983. С. 46–49.
Подласый И.П. Педагогика. М.: ВЛАДОС, 1999. Кн. 1. С. 99–126.
Пуйман С.А. Педагогика: Основные положения курса. Мн.: ТетраСистемс, 2001. С. 48–67.
Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. – М.: Педагогическое общество России, 2000. С.104–115.
Степаненков Н.К. Педагогика. Мн., 2002. С. 25–42.
Харламов И.Ф. Педагогика. Мн.: Унiверсiтэцкае, 2000. С. 111–130.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Как возрастные особенности развития личности связаны с ее воспитанием?
2. На каких основаниях строится современная отечественная периодизация возрастного развития личности?
3. Каковы особенности обучения и воспитания детей в младшем школьном (подростковом, старшем школьном) возрасте?
4. Как соотносятся возрастные и индивидуальные особенности развития личности?
5. Как вы считаете, отличаются ли проблемы детей, подростков, юношества сегодня и 5, 10 лет назад? Если да, то с чем вы это связываете?
[1] При составлении таблицы использованы материалы из кн.: Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. М.: Академия, 2000. С. 10-129.