Организация квалификационного экзамена
1. Понятие аттестации. Процедура создания аттестационной комиссии. Аттестация (от лат. attestatio – свидетельство) – определение квалификации, уровня знаний работника или учащегося; в ряде ведомств аттестация является обязательным условием для присвоения работнику звания, ранга и т. п. (в учреждениях образования (кроме вузов) – категории).
Целью аттестации педагогических работников является: стимулирование роста их научно-теоретического уровня, профессионального мастерства, развития творческой инициативы, повышения престижа и авторитета педагогических работников. Основными принципами аттестации являются: коллегиальность, системность, целостность экспертных оценок, которые обеспечивают объективное, корректное, гуманное и доброжелательное отношение к педагогическим работникам. При аттестации определяются уровень квалификации, результаты трудовой деятельности, деловые и личностные качества педагогических работников, делаются выводы о присвоении, подтверждении или снижении квалификационных категорий. Результаты аттестации являются основой дифференцированной оплаты труда педагогических работников.
Аттестация проводится в дошкольном учреждении. Для ее проведения на заседании Совета педагогов, на котором должно присутствовать более половины педагогических работников, путем тайного голосования выбирается аттестационная комиссия в составе не менее 5 членов. Избранными в нее могут быть, как правило, педагоги высшей и первой категории, которые получили большее количество голосов членов педагогического коллектива, которые приняли участие в голосовании. В состав аттестационной комиссии включаются дополнительно по одному представителю администрации и профсоюзного комитета дошкольного учреждения. Лица, которые проходят аттестацию в период работы комиссии, не могут входить в ее состав. Персональный состав комиссии оформляется приказом руководителя дошкольного учреждения и до 1 октября должен быть доведен до сведения педагогических работников. В работе аттестационной комиссии с правом решающего голоса могут принимать участие по одному представителю вышестоящих органов управления и комитетов профсоюзов.
Для аттестации педагогов в учреждениях, в которых из-за малого количества педагогических работников невозможно создать аттестационную комиссию в соответствующем количестве, и для рассмотрения конфликтных ситуаций создаются аттестационные комиссии при вышестоящих органах управления образованием. Термин полномочий аттестационных комиссий 1 год, считая от даты оформления приказа о ее создании.
2. Порядок проведения аттестации. Присвоение квалификационных категорий (второй, первой, высшей) осуществляется последовательно. К аттестации для получения второй категории допускаются педагоги, которые имеют образование в соответствии с квалификационными требованиями и педагогический стаж 2 года, а для первой и высшей категорий стаж работы в полученной ранее категории – 3 года. Разрешается проходить аттестацию лицам, которые имеют педагогический стаж 1 год, при условии, что им присвоена ученая ступень или звание или степень бакалавра или магистра.
Аттестация на предмет присвоения квалификационных категорий проводится по инициативе работника. С согласия Совета педагогов администрация дошкольного учреждения имеет право требовать один раз в пять лет обязательную аттестацию педагогических работников, которые снизили уровень своей работы. Такая аттестация не может применяться к работникам, которые проработали менее двух лет с момента предыдущей аттестации, беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет. Если работник без уважительных причин отказывается пройти такую аттестацию, то она может быть проведена и в его отсутствие.
Для претендентов на вторую и первую категории аттестация состоит из процедуры изучения их педагогической деятельности и завершается аттестационной беседой. Для претендентов на высшую категорию аттестация состоит из квалификационного экзамена, изучения педагогической деятельности и аттестационной беседы. Процедура аттестации не должна превышать 3 месяцев. Для претендентов на высшую категорию этот термин отсчитывается со дня предоставления документа о сдаче квалификационного экзамена. Если аттестуемый не сдал квалификационный экзамен на высшую категорию, дальнейшая его аттестация не проводится. Через год он может проходить аттестацию в установленном порядке. В случае, если аттестуемый сдал квалификационный экзамен, но в дошкольном учреждении не получил квалификационной категории, он имеет право пройти аттестацию на протяжении трех лет без сдачи квалификационного экзамена.
Педагогические работники, которые выразили желание пройти аттестацию и получить квалификационную категорию, подают письменное заявление в аттестационную комиссию до 10 октября. График прохождения аттестации на учебный год (после рассмотрения заявлений аттестационной комиссией, которое фиксируется протокольной записью), который составляется не позднее 15 октября текущего года, должен быть утвержден руководителем и согласован с профсоюзным комитетом дошкольного учреждения. В исключительных случаях руководителю учреждения по согласованию с профсоюзным комитетом разрешается вносить изменения в график.
На основе результатов аттестационной беседы комиссия принимает одно из следующих решений:
Ø присвоить (не присвоить) категорию с названием должности педагогического работника в соответствии с квалификационными характеристиками;
Ø подтвердить квалификационную категорию;
Ø снизить квалификационную категорию.
Решение принимается тайным голосованием при наличии не менее 2/3 членов комиссии и является правомерным, если за него проголосовало не менее 50% присутствующих.
3. Организация квалификационного экзамена. Целью проведения квалификационного экзамена является определение уровня научно-теоретической и методической подготовки, установление соответствия профессиональных характеристик педагогических работников требованиям, которые предъявляются к специалистам высшей категории, независимая экспертная оценка их способностей творчески и качественно осуществлять образовательный процесс. Экзамен предшествует аттестационной беседе и проводится в соответствии с Положением о сдаче квалификационного экзамена. Педагогический работник может сдавать экзамен во время прохождения курсов повышения квалификации, после спецкурса по углублению знаний по основным направлениям педагогической деятельности или экстерном.
От обязательной сдачи квалификационного экзамена освобождаются педагоги, которые имеют государственные награды Республики Беларусь (БССР и СССР), присвоенные за достижения в области образования, в том числе почетные звания «Заслуженный учитель Республики Беларусь», «Заслуженный работник образования Республики Беларусь» (аналогичные звания БССР и СССР), руководители самодеятельных коллективов, которые получили звания образцового или народного, педагоги, которые стали победителями и лауреатами республиканского или победителями областных, Минского городского конкурсов профессионального мастерства.
Также освобождаются от обязательной сдачи квалификационного экзамена педагоги, которые имеют ученое звание, степень или пришли работать в дошкольное учреждение с должности старшего преподавателя, научного сотрудника вуза или НИИ, методистов, заведующих кабинетов, отделов методических учреждений всех наименований, института повышения квалификации, если их ученое звание, степень или работа на основной должности соответствует предмету их предшествующей деятельности. Освобождаются от сдачи квалификационного экзамена учителя или преподаватели с высшей категорией, которые перешли на должность воспитателя или другого специалиста дошкольного учреждения или стали совмещать работу учителя или преподавателя с работой воспитателя или другого специалиста дошкольного учреждения; педагоги, проработавшие в первой категории более 10 лет.
Для проведения квалификационного экзамена приказом по институту повышения квалификации (развития образования), академии последипломного образования сроком на 1 год создаются квалификационные комиссии из числа преподавателей кафедр, педагогов высшей категории, преподавателей вузов. Сроки проведения квалификационных экзаменов определяются ректором (директором) института.
Для сдачи квалификационного экзамена допускаются лица, которые включены в график аттестации и имеют направление дошкольного учреждения или органов управления образованием. С программой и требованиями к экзамену педагога должна ознакомить по месту его работы администрация дошкольного учреждения. Экзаменационные группы формируются, как правило, по 10–15 человек. Возможен индивидуальный прием экзамена. По результатам экзамена на заседании квалификационной комиссии решением большинства ее членов выставляется оценка: «Сдал», «Не сдал» квалификационный экзамен на соответствие высшей категории. аттестуемому выдается справка о результатах сдачи экзамена на соответствующую квалификационную категорию.
В заключение следует отметить, что и квалификационный экзамен, и аттестация в целом, безусловно, содействуют росту профессионального мастерства педагогов, развитию их творческого потенциала и, как следствие, повышению качества образовательной работы с детьми.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какова цель аттестации педагогических и руководящих кадров в дошкольном учреждении?
2. Какова процедура аттестации работников, претендующих на высшую квалификационную категорию?
3. В каких случаях педагоги освобождаются от сдачи квалификационного экзамена?
Литература: 2, 5 (осн.).
Лекция 18