Виды занятий по родному языку

Занятия по родному языку могут быть классифицированы следующим образом:

1. В зависимости от ведущей задачи, основного программного содержания занятия:
занятия по формированию словаря (осмотр помещения, ознакомление со свойствами и
качествами предметов); занятия по формированию грамматического строя речи (дидактическая
игра «Угадай, чего не стало» — образование существительных множ. числа род. падежа);
занятия по воспитанию звуковой культуры речи (обучение правильному звукопроизношению);
занятия по обучению связной речи (беседы, все виды рассказывания), занятия по
формированию способности к анализу речи (подготовка к обучению грамоте), занятия по
ознакомлению с художественной литературой.

2. В зависимости от применения наглядного материала:

а) занятия, на которых используются предметы реальной жизни, наблюдения явлений действительности (рассматривание предметов, наблюдения за животными и растениями, экскурсии); б) занятия с применением изобразительной наглядности: с игрушками (рассматривание, рассказывание по игрушкам), картинами (беседы, рассказывание, дидактические игры); в) занятия словесного характера, без опоры на наглядность (обобщающие беседы, художественное чтение и рассказывание, пересказ, словесные игры).

3. В зависимости от этапа обучения, т.е. в зависимости от того, формируется речевой
навык (умение) впервые или закрепляется и автоматизируется. От этого зависит выбор методов
и приемов обучения (на первоначальном этапе обучения рассказыванию используются
совместное рассказывание воспитателя с детьми, образец рассказа, на более поздних этапах —
план рассказа, его обсуждение и др.).

4. Близка к этому классификация по дидактическим целям (по типу школьных уроков),
предложенная А. М. Бородич:

— занятия по сообщению нового материала;

— занятия по закреплению знаний, умений и чавыков;

— занятия по обобщению и систематизации знаний;

— итоговые, или учетно-проверочные, занятия;

— комбинированные занятия (смешанные, объединенные).

5. Широкое распространение получили комплексные занятия. Комплексный подход к
решению речевых задач предполагает органическое сочетание разных задач развития речи и
мышления на одном занятии. Принцип единого содержания является ведущим. «Важность
этого принципа состоит в том, что внимание детей не отвлекается на новые персонажи и
пособия, а на уже знакомых словах и понятиях проводятся грамматические, лексические,
фонетические упражнения; отсюда и переход к построению связного высказывания становится
для ребенка естественным и нетрудным». Интегрируются такие виды работы, которые в
конечном итоге направлены на развитие связной монологической речи. Центральное место на
занятии отводится развитию монологической речи. Словарные, грамматические упражнения,
работа по воспитанию звуковой культуры речи связаны с выполнением заданий на построение
монологов разных типов. Объединение задач на комплексном занятии может осуществляться
по-разному: связная речь, словарная работа, звуковая культура речи; связная речь, словарная
работа, грамматический строй речи; связная речь, звуковая культура речи, грамматически
правильная речь.

Пример занятия в старшей группе: 1) связная речь — придумывание сказки «Приключение зайца» по плану, предложенному воспитателем; 2) словарная работа и грамматика — подбор определений к слову заяц, активизация прилагательных и глаголов, упражнения на согласование прилагательных и существительных в роде; 3) звуковая культура речи — отработка четкого произношения звуков и слов, подбор слов, сходных по звучанию и ритму.

6. Положительную оценку в практике получили интегративные занятия, построенные
по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств речевого
развития. При этом используют разные виды искусства, самостоятельную речевую деятельность ребенка и интегрируют их по тематическому принципу. Например: 1) чтение рассказа о птицах, 2) коллективное рисование птиц и 3) рассказывание детей по рисункам.

7. По количеству участников можно выделить занятия фронтальные, со всей группой (подгруппой) и индивидуальные. Чем меньше дети, тем большее место должно отводиться индивидуальным и подгрупповым занятиям. Фронтальные занятия с их обязательностью, запрограммированностью, регламентированностью не адекватны задачам формирования речевого общения как субъект-субъектного взаимодействия.

Занятия в разных возрастных группах имеют свои особенности.

В младших группах дети еще не умеют заниматься в коллективе, не относят к себе речь, обращенную ко всей группе. Они не умеют слушать товарищей; сильным раздражителем, способным привлечь внимание детей, является речь педагога. В этих группах требуется широкое применение наглядности, эмоциональных приемов обучения, в основном игровых, сюрпризных моментов. Перед детьми не ставится учебной задачи (не сообщается — будем учиться, а воспитатель предлагает поиграть, посмотреть на картину, послушать сказку). Занятия носят подгрупповой и индивидуальный характер. Структура занятий проста. Первое время от детей не требуют индивидуальных ответов, на вопросы воспитателя отвечают те, кто захочет, все вместе.

В средней группе характер учебной деятельности несколько меняется. Дети начинают осознавать особенности своей речи, например особенности звукопроизношения. Усложняется содержание занятий. На занятиях становится возможным ставить учебную задачу («Будем учиться правильно произносить звук з»). Повышаются требования к культуре речевого обще­ния (говорить по очереди, по одному, а не хором, по возможности фразами). Появляются новые виды занятий: экскурсии, обучение рассказыванию, заучивание стихов. Длительность занятий увеличивается до 20 мин.

В старшейи подготовительной к школе группах повышается роль обязательных фронтальных занятий комплексного характера. Меняется характер занятий. Проводится больше занятий словесного характера: различные виды рассказывания, анализ звуковой структуры слова, состава предложений, специальные грамматические и лексические упражнения, словесные игры. Применение наглядности приобретает другие формы: все больше используются картины — настенные и настольные, мелкие, раздаточные. Изменяется и :• роль воспитателя. Он и теперь руководит занятием, но способствует большей самостоятельности детской речи, реже использует речевой образец. Усложняется речевая активность детей: используются коллективные рассказы, пересказы с перестройкой текста, чтение в лицах и др. В подготовительной к школе группе занятия приближаются к урокам школьного типа. Длительность занятий составляет 30—35 мин. Вместе с тем не следует забывать, что это дети дошкольного возраста, поэтому надо избегать сухости, дидактизма.

Проведение занятий в смешанной повозрасту группесложнее, поскольку одновременно решаются разные учебные задачи. Существуют следующие виды занятий: а) за­нятия, которые проводятся с каждой возрастной подгруппой отдельно и характеризуются типичными для того или иного возраста содержанием, методами и приемами обучения; б) занятия с частичным участием всех детей. В этом случае более младшие воспитанники приглашаются на занятие позже или раньше уходят с него. Например, на занятии с картиной все дети участвуют в ее рассматривании и беседе. На самые сложные вопросы отвечают стар­шие. Затем малыши уходят с занятия, а старшие рассказывают по картине; в) занятия с участием всех детей группы одновременно. Такие занятия проводят на интересном, эмоциональном материале. Это могут быть драматизация, чтение и рассказывание с наглядным материалом, диафильмы. Кроме того, возможны занятия с одновременным участием всех воспитанников на едином содержании, но с разными учебными задачами на основе учета речевых навыков и умений детей. Например, на занятии по картине с несложным сюжетом: младшие активны в рассматривании, средние составляют описание картины, старшие придумывают рассказ.

Особенности развития звуковой стороны речи у детей дошкольного возраста

Дети дошкольного возраста постепенно овладевают правильным звукопроизношением.

До 5-ти лет для них характерно «физиологическое косноязычие». Это естественный этап в формировании фонетической стороны речи и не имеет ничего общего с патологическим косноязычием - стойким недостатком речи, который требует упорной логопедической работы. Физиологическое косноязычие исчезнет к 5-ти годам. К этому возрасту нормально развивающийся ребенок должен не только уметь различать все звуки родного языка на слух, но и улавливать всевозможные неправильности их звучания, ему уже доступны все тонкости движения речевых органов, которые необходимы для произношения самых трудных по артикуляции звуков.

Наши рекомендации