Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений.М.,2002.

30. http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l010714.shtml#a2(2.04)[дата обращения 10.04.16г]

31. Генинг М.Г., Герман Н.А. Обучение дошкольников правильной речи. Чебоксары, 2008.

32. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. М., 2008.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Дидактические игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте

"Магазин игрушек" - логопед расставляет игрушки и предлагает детям купить те, в названии которых определенное количество слогов.

"Отправим животных в плавание" - на доске рисунки трех корабликов с одной, двумя и тремя трубами. У детей картинки с изображениями животных, в названии которых, соответственно, один, два, три слога.

"Молчанка" - дети получают карточки с точками (1, 2, 3). Логопед называет слово или показывает картинку, дети поднимают соответствующую карточку (картинки можно использовать на определенную тему, например, игрушки, овощи, фрукты и т. п.).

"Кто уйдет дальше" - ребенок идет от доски, делая шаг на каждый слог выбранного им слова. Его остановка отмечается мелом на полу. Выигрывает тот, кто, правильно разделив слово на слоги, ушел дальше всех.

"Что вокруг нас" - логопед предлагает детям отыскать вокруг себя предметы с определенным количеством слогов. За каждое правильное слово ребенок получает фишку. По их количеству определяется победитель.

"Точка" - у педагога или логопеда карточка со слогом -точка-, у детей карточки с различными слогами. Детям предлагается добавить к слову точка свой слог так, чтобы получилось новое слово (веточка, кисточка и т. п.). Игра идет как соревнование. Выигрывает ряд, который быстрее всех правильно составит слова.

"Собери слова" - детям раздаются карточки со слогами (та, за, ва, со, сли, тык, хал, клюк). Логопед пишет на доске слог -ва-. Дети по очереди подходят к доске и прикладывают свою карточку к слогу, чтобы получилось слово и прочитывают его.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-6 ЛЕТ

Упражнение «Загадки» Загадайте ребенку загадки. Он отгадывает, а вы пишете ответ кубиками. Например, такая загадка: «Кто над нами вверх ногами?» Если отгадать никак не удается, напишите ответ на бумаге. Но не читайте ему слово: пусть малыш попыхтит и попробует прочитать слово «муха» самостоятельно.

Игра «Братики»

Объясните: «У всех кубиков есть братики: у больших – маленькие, младшие, а у младших – большие, старшие. Видишь, они у нас все растерялись, в одной куче лежат. Давай найдем старших и младших братиков и поставим их вместе». Вы берете первый кубик ( СЮ СЕ СЯ СИ СЬ ), ставите на полку стороной СЯ и просите найти такого же брата, но старшего: СУ СО СА СЭ СЫ С ( несколько раз повторите ).

Вот увидите, ваш малыш найдет его без труда, ставит стороной СА. Получилось СЯ-СА. Прочитываем, радуемся, что братики нашлись, потом ищем еще 5-6 пар. Когда все пары стоят на полке, снова их прочитайте.

Игра «Посмотри и повтори»

Предложите малышу написать из кубиков свое имя ( или любое другое). Слово пишется кубиками, а затем вы предлагаете малышу отвернуться. В это время переставьте и перекрутите кубики в слове так, чтобы оно стало неузнаваемым. Пусть малыш попробует восстановить написанное им, опираясь на уже известный зрительный образ своего имени, которое вы писали не раз. Затем поиграйте с именами и фамилиями других людей. Больше подходят имена, так как они обычно короче и их проще восстанавливать.

В дальнейшем игру можно проводить с любыми словами. Основное правило – не путать кубики слишком сильно. Вначале достаточно переставить два кубика местами, а на другом занятии добавить еще и переворот кубика, на третьем и последующих – поменять местами все кубики, два перевернуть и еще немного их раздвинуть. Если малыш не справляется и расстраивается по этому поводу, помогите ему.

Игра «Задуманное слово»

Загадочным тоном сообщите малышу, что вы придумали одно интересное словечко, а какое – не скажете. Ребенок должен угадать сам, выкладывая те кубики, которые будут называться. Например, вы задумали слово «стол».Скажите, что первый кубик в этом слове читается как С. Малыш, уже знакомый с поиском кубиков из общей массы, пытается найти кубик, опираясь только на свою память.

Если кубик ни как не находится, называете его полную характеристику: «Это же большой деревянный, СУ СО СА СЭ СЫ С» и показываете 3 секунды соответствующий столбец на таблице. Когда все кубики поставлены, предложите прочитать слово и угадать, что вы же вы задумали. Если ребенок еще не догадался, прочитайте слово вместе с ним.

Игра «Угадай-ка»

Ребенок сидит на стульчике перед вами и столом с кубиками. Рядом с вами на другом столе или табуретке лежат 4-5 разных предметов или игрушек ( мяч, ножницы, книга, кукла, зеркало ). Малыш называет предметы, при этом очень важно договориться о названии слова: не мячик, а мяч, не книжка, а книга.

Предложите угадать, какое из этих слов вы сейчас напишете. Выложите слово кубиками на глазах у ребенка. Он прочитывает слово ( не забывайте вести пальцем по кубикам ), потом берет соответствующий предмет и кладет около себя. В конце игры подсчитайте, сколько предметов выиграл малыш. В дальнейшем количество предметов на столе увеличиться до 8-10.

Работа со складовыми картинками

Это написание слов из кубиков по образцу, которым служит складовая картинка. Ребенок смотрит на слова на картинке и пишет такое же из кубиков. Это упражнение очень хорошо развивает зрительное восприятие, а шестилеток готовит к работе по переписыванию заданий.

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Дидактическая тренировочная игра «РОМАШКА»

Игра способствует закреплению навыка уверенного и быстрого прочтения слов, удержания их в памяти и использования в осмысленных высказываниях.

Для игры нужно вырезать из картона фигуру восьмилепесткового цветка — ромашку диаметром 20 см с кругом диаметром 5 см в центре, а также 60 круглых фишек диаметром 3 см каждая. На 40 фишках записывается по одному существительному. На остальных 20 написаны глаголы. Эти фишки окрашиваются в жёлтый цвет. Глаголы используются в 3-м лице настоящего времени. Например: собака — прыгает; жук — жужжит и т.п.

Ход игры

Игра проводится в парах. Между партнёрами кладётся «ромашка».

Играющие делят между собой пополам жёлтые (глагольные) фишки, а голубые (существительные) переворачивают лицевой стороной вниз, образуя общий «базар».

Один из партнёров берёт из «базара» восемь голубых фишек и кладёт их надписью вверх по одной фишке на каждый лепесток «ромашки». Второй кладёт в центральный круг одну из своих жёлтых (глагольных) фишек, а затем задаёт своему партнёру вопросы, сочетая глагол поочерёдно с каждым из восьми существительных, лежащих на лепестках.

Например: «Стул летает?» Партнёр отвечает: «Стул не летает!» — и фишка «стул» остаётся на своём месте. Второй игрок спрашивает о следующей фишке: «Птица летает?» Первый отвечает: «Да, птица летает». Второй партнёр забирает фишку с надписью «птица». Проверив таким образом сочетаемость всех восьми голубых фишек с жёлтыми и сняв те, которые сочетались правильно, второй партнёр заполняет голубыми фишками из общего «базара» освободившиеся лепестки ромашки. Теперь ходит первый игрок. Он снимает отработанную жёлтую фишку партнёра и на её место в центральный круг кладёт одну из своих фишек с глаголом. Игра продолжается до исчерпания глагольных фишек у обоих игроков, причём голубые фишки (существительные) ещё могут оставаться в резерве и на лепестках. Выигравшим считается тот, кто набрал больше голубых фишек.

«ЗАГАДКИ»

Игра служит развитию умения читать, способствует развитию зрительных и логических представлений, памяти.

Необходимо подготовить восемь картонных карточек размером 18×12 см и нанести на каждую из них 5 одинаковых кругов диаметром 50 мм. В эти круги вписываются 40 неповторяющихся существительных. В соответствии с их числом нужно вырезать 40 картонных фишек такого же размера, как круги на карточках. На фишках в форме загадок написаны 2—4 характерных признака соответствующих существительных с карточек. Например: нитка — длинная, тонкая, на катушке, ею шьют; каток — холодный, на нём катаются, скользкий и т.д.

Ход игры

Число играющих — от 2 до 4 человек. Каждый партнёр берёт по 2 карточки независимо от числа играющих. Все 40 фишек образуют общий «базар». Они перевёрнуты текстами загадок вниз. Партнёры по очереди берут по одной фишке, прочитывают загадку и определяют, имеется ли на карточке одного из них отгадка. Если это так, то отгадка закрывается фишкой. Если отгадки ни у кого из партнёров не оказалось, фишка откладывается в сторону. Игра заканчивается, когда у одного из игроков будут закрыты фишками все пять загадок на одной из карточек. После окончания можно провести проверку правильных разгадок.

Наши рекомендации