Обязанности администрации дошкольного учреждения по организации питания детей и контролю за ним
1. Проблемы организации питания детей в дошкольных учреждениях: современное состояние. Организация питания детей в дошкольных учреждениях – актуальная проблема в системе дошкольного образования. Необходимость обеспечения сбалансированного качественного питания обусловлена его значением для растущего организма ребенка. На республиканском и местных уровнях регулярно проводятся проверки за организацией питания в дошкольных учреждениях, применяются меры дисциплинарного взыскания к ответственным лицам по фактам выявленных нарушений. Результаты проверок рассматриваются на заседаниях рай(гор)исполкомов, коллегиях управлений образования облисполкомов, расширенных советах отделов образования с участием представителей областных потребительских обществ и других заинтересованных сторон. Однако эти меры полностью не противодействуют нарушениям нормативной дисциплины в дошкольных учреждениях. Ежегодные проверки органами государственного контроля вскрывают факты этих нарушений, а также халатного и безответственного отношения к работе работников пищеблока.
Объективный анализ сложившейся ситуации по организации питания детей выявляет следующие причины нарушений, ликвидация и решение которых зависят от всех заинтересованных лиц.
Несоблюдение нормативной дисциплины. Формирование нормативной грамотности должно начинаться с должностных инструкций. Соблюдение нормативной дисциплины, начиная с руководителя дошкольного учреждения и заканчивая каждым работником пищеблока, является основополагающим условием безопасности организации питания детей.
Нарушения технологии приготовления блюд, факты наличия просроченных продуктов, нерациональное использование денежных средств не всегда обусловлены злоупотреблениями специалистов, а в большей мере результат безграмотного выполнения должностных обязанностей в силу низкой профессиональной компетентности.
Низкая заработная плата работников пищеблока является главной причиной наличия в дошкольных учреждениях неквалифицированных кадров. Однако профессиональная компетентность руководителя, медицинской сестры по диетическому питанию может и призвана нивелировать издержки их деятельности.
В деятельности дошкольных учреждений существуют проблемы, требующие регулирования на всех уровнях. Более того, проверки подтверждают факты, когда каждодневные рационы питания детей не соответствуют утвержденным десятидневным меню, что подтверждает несбалансированность питания детей. В условиях дефицита финансовых средств специалистам, безусловно, сложно рационально сформировать рацион детей. Во многих дошкольных учреждениях отсутствуют справки санитарного надзора по оценке организации питания, по результатам лабораторного исследования проб рационов на протяжении года.
Таким образом, решением данной проблемы приходится заниматься только руководителю, а всегда ли хватает компетентности руководителя и специалистов учреждения, чтобы самостоятельно оптимизировать процесс составления меню, обеспечить его соответствие десятидневным меню в условиях дефицита средств на питание или в условиях привлечения дополнительных средств на выполнение норм питания? Поэтому всем заинтересованным в организации питания в соответствии с должностными функциями необходимо прогнозировать, определять и использовать индивидуально-дифференцированные активные формы методического сопровождения специалистов, обеспечить действенность административного и общественного контроля, оптимизировать координацию и регулирование деятельности всех заинтересованных лиц с учетом результатов ежегодных проверок питания государственным контролем.
2. Нормативное правовое регулирование организации питания в дошкольных учреждениях и контроля за ним. Организация питания детей четко регламентируется нормативными правовыми актами, которые охватывают все составляющие данного процесса.
Министерством образования, облисполкомами, Минским городским исполнительным комитетом принимаются комплексные организационно-административные меры по решению проблем питания детей. Внедряется система удешевления питания за счет поставки продуктов по себестоимости и привлечения дополнительных источников финансирования, установленных законодательством. Определяются дополнительные мероприятия по совершенствованию деятельности всех структур, ответственных за организацию качественного питания детей в дошкольных учреждениях. Уже подготовлен проект постановления Совета Министров об установлении дифференцированной от доходов родителей платы за питание детей.
Новый подход к установлению родительской платы и ежегодное выделение средств в соответствии с Программой развития системы дошкольного образования в Республике Беларусь на 2009 – 2014 годы позволит снять существующую проблему выполнения натуральных норм питания детей.
Министерством образования принимаются следующие меры:
Ø Программой развития системы дошкольного образования в Республике Беларусь на 2009 – 2014 годы предусмотрено выделение для местных бюджетов 138 млрд рублей для приведения в соответствие денежных норм расходов на питание детей натуральным нормам;
Ø формируется заявка на научно-исследовательские работы в 2010 году по разработке новых форм организации питания детей в дошкольных учреждениях;
Ø ведется изучение возможности подготовки справочника нормативных правовых актов по организации питания детей в дошкольных учреждениях с учетом приведения их в соответствие с новым проектом Санитарных норм и правил содержания детей в дошкольных учреждениях;
Ø принимаются меры по осуществлению экспертизы автоматизированной распределенной системы «Питание»;
Ø результаты комплексной проверки организации питания детей в дошкольных учреждениях будут рассмотрены на заседании коллегии Министерства образования в декабре 2009 года.
3. Обязанности администрации дошкольного учреждения по организации питания детей и контролю за ним. Организация питания в дошкольном учреждении и контроль за ним осуществляют руководитель (заведующий) и медицинский персонал. Периодически контроль за организацией питания в дошкольном учреждении осуществляют органы образования, здравоохранения, санитарно-эпидемиологической службы.
Заведующий, отвечая за всю постановку работы в дошкольном учреждении, несет ответственность и за правильную организацию питания детей:
Ø контролирует работу хозяйственных работников по обеспечению своевременных составлений заявок в торгующие организации на необходимое количество продуктов на год, квартал, месяц;
Ø следит за правильным использованием ассигнований на питание;
Ø следит за соответствием получаемых продуктов действующему натуральному набору продуктов для дошкольных учреждений;
Ø следит за организацией доставки продуктов в учреждение, соблюдением правил их хранения и использования;
Ø следит за постановкой работы на пищеблоке, правильностью составления меню-раскладок, соблюдением санитарно-гигиенических требований при приготовлении и раздаче пищи;
Ø периодически проверяет организацию питания детей в группах.
Медицинская сестра:
Ø осуществляет контроль за качеством доставляемых в учреждение продуктов, организацией их правильного хранения, соблюдением сроков реализации;
Ø участвует в составлении меню-раскладок;
Ø контролирует качество приготовления пищи, соответствие ее физиологическим потребностям детей в основных пищевых веществах;
Ø контролирует санитарное состояние пищеблока, соблюдение правил личной гигиены работниками;
Ø следит за организацией питания в группах.
Врач:
Ø назначает индивидуальное питание детям;
Ø при необходимости принимает участие в составлении меню, контролирует его состав;
Ø проверяет расчеты химического состава детских рационов, проводимые медсестрой;
Ø периодически посещает детские группы, наблюдая за кормлением, обращая особое внимание на организацию питания детей, вновь поступивших в дошкольное учреждение, особенно детей раннего возраста, вернувшихся после перенесенного заболевания, а также за питанием детей с различными отклонениями в состоянии здоровья;
Ø контролирует (совместно с заведующим) работу пищеблока, проверяет его санитарное состояние, качество приготовления пищи, выход блюд и др.
Таким образом, вся работа по совершенствованию организации питания детей в дошкольных учреждениях направлена на решение вопросов качества, сбалансированности, безопасности питания, индивидуального подхода к ребенку, внедрению современных технологий приготовления пищи.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие проблемы в организации питания детей в дошкольных учреждениях наиболее актуальны? Чем, на Ваш взгляд, можно объяснить трудности их решения?
2. Какие меры принимаются на уровне Министерства образования по решению проблем в организации питания в дошкольных учреждениях?
3. В чем заключаются обязанности заведующего и медицинского персонала по организации питания в дошкольных учреждениях?
Литература: 10, 21 (осн.), 3, 8, 9 (доп.).
Лекция 9