Методика организации труда детей в разных возрастных группах дошкольного учреждения, средства трудового воспитания

Организация труда является ведущим средством трудового воспитания.

В процессе труда происходит:

1. Накопление практического опыта,

2. Формирование навыков и умений,

3. Формирование представлений о трудовой деятельности (наличие трудового усилия, получение результата),

4. Формирование различных знаний (например, о росте и развитии растений, о пользы труда людей разных профессий),

5. Расширение кругозора,

6. Расширение словарного запаса,

7. Расширение представлений о сенсорных эталонах,

8. Участие в труде позволяет детям демонстрировать свои умения,

9. Позволяет получать оценку,

10. Ощущение радости от результата труда,

11. Проявления внимания к партнерам по труду.

Методы трудового воспитания:

Метод создания эмоционально-положительной атмосферы

Прием:

- использование музыки;

- участие взрослых;

- обсуждение результатов

Метод наглядности

Прием:

- демонстрация наиболее сложных моментов в работе

Метод словесности

Прием:

- объяснение предстоящей деятельности;

- оценка деятельности

Метод практический

Прием:

- многократный показ;

- детальный показ действий.

Средства трудового воспитания:

1. Собственная трудовая деятельность детей;

2. Обучение трудовым навыкам и организации труда;

3. Ознакомление с трудом взрослых;

4. Организация трудовой деятельности;

5. Художественные средства: художественная литература, музыка, произведения изобразительного искусства, диафильмы, видеофильмы, слайды.

Условия воспитания дошкольника в труде.

1. Создание эмоционально-положительной атмосферы в процессе труда;

2. Организация материальной среды и трудового оборудования;

3. Учет объема нагрузки при выполнении трудового задания, работы;

4. Учет индивидуальных интересов, склонностей ребенка к определенному виду труда, состояния здоровья;

5. Включение воспитателя в труд детей на правах партнера;

6. Обеспечение нравственно-ценной мотивации;

7. Формирование экономического образа мышления через ознакомление с экономическими категориями: деньги, вещи, труд, стоимость.

8. Создание предпосылок экономического воспитания в труде: бережное отношение к результатам труда, рациональное использование материалов, представление о стоимости предметов и вложенном в их создание труде;

9. Разнообразие трудовой деятельности детей, гигиенические требования к организации трудовой деятельности детей и трудовому оборудованию;

10. Методически правильное руководство, направленное на одновременное решение задач обучения и воспитания.

Экономическое воспитание и образование детей дошкольного возраста.

В настоящее время экономическое воспитание и образование исследуется как отдельная проблема (А.А. Смоленцева, Л.Н. Галкина). Педагоги ДОУ успешно осваивают авторские программы по экономике: «Уроки гнома - экономика», «Я, моя семья и общество, в котором мы живем», «Дошкольник и экономика». Современная педагогическая теория признает необходимость элементарного экономического образования дошкольника, включая формирование:

- элементарных экономических знаний (труд как категория экономическая, деньги как социокультурное явление, реклама и др.)

- базисных качеств экономической деятельности (бережливость, экономичность, рациональность, деловитость, трудолюбие)

- предпосылок становления экономического образа мышления и ценностных ориентаций.

Усвоению элементарно экономических знаний способствуют сюжетно-дидактические игры («ярмарка», «аукцион», «супермаркет» и др.)

В исследованиях Л.Н Галкиной апробирована программа, состоящая из разделов: «Здравствуй страна Экономика», «Труд всему голова», «В гостях у госпожи торговли», «Среди экономических профессий». А также ряда дидактических игр: «Я спонсор», «Доход - расход», «Биржа», «Банк» и др. Особенность всех программ состоит во включении эмоционально-мотивационного, деятельно-игрового компонентов. Данный подход охватывает как механизмы, так и содержание экономического образования - самостоятельной области педагогической теории.

Правовое воспитание дошкольников.

Научные поиски идут в области теории и практики правового воспитания в дошкольном возрасте (Т.Н. Доронова, С.А. Козлова), педагогическая теория обосновывает необходимость содержания, педагогические условия правового воспитания дошкольников и определяет 3 его этапа:

1. Базовый – знакомство с нравственными нормами и правилами (этические беседы, социально созданные ситуации, видеозаписи поступков детей)

2. Основной – ознакомление с собственными правилами: на отдых, образование, имя, любовь (чтение художественной литературы, этические беседы, рассказы)

3. Заключительный – рассказ о Конвенции о правах ребенка, принятой для всех детей планеты (создание коллажа о правах ребенка, этические беседы)

Таким образом в теории и практике процесс правового воспитания состоит в формировании трех компонентов: информационно-познавательного, эмоционально-оценочного, поведенческого.

Наши рекомендации