Цель, задачи, выборка, методики исследования
Содержание
Введение. 2
§1. Цель, задачи, выборка, методики исследования. 5
§2. Анализ и интерпретация полученных данных. 10
Выводы.. 24
Заключение. 25
Литература. 27
Введение
Актуальность темы: Словарь – один из компонентов речевого развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.
Актуальность проблемы очевидна, так как без глубокого знания особенностей развития словаря трудно представить дальнейшее развитие научных и практических вопросов в специальной педагогике, создание адекватных эффективных средств воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи. Необходимость изучения лексической стороны речи диктуется недостаточно глубокими разработками в данной проблеме.
Анализ литературных источников свидетельствует о том, что вопрос активизации словарного запаса дошкольников вызывает большой интерес у исследователей в различных областях научного познания. Так О.С. Ушакова [19] рассматривает развитие речи у детей в норме поэтапно, разработав программу развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. Н.С. Жукова[10], Л.Н. Ефименкова [8], С.Н. Сазонова [16] рассматривали вопрос формирования словаря у детей с общим недоразвитием речи.
Методики обследования словаря предлагают В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева [15]. Ф.Г. Даскалова разработала комплексный вербальный тестовый метод, основным приемом которого являются свободные словесные ассоциации. В.И. Яшина, Т.А. Ткаченко[18], В.В. Юртайкин, В.П. Балобанова[2] разработали методики по выявлению состояния словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи. Словарной работой занимались М.М. Алексеева[1], А.М. Бородич [3].
Цель исследования: выявление особенностей активного словаря детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования: лексическая сторона речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: активный словарь детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
В соответствие с выдвинутой целью были сформулированы следующие задачи:
1) обследовать активный словарный запас детей 5-6 лет с ОНР III уровня;
2) определить количественный и качественный запас слов детей 5-6 лет с ОНР III уровня;
3) выявить умение самостоятельно пользоваться в речи запасом слов;
4) проанализировать и проинтерпретировать полученные данные;
5) выделить и описать особенности активного словаря детей 5-6 лет с ОНР III уровня;
6) обозначить направление коррекционно-развивающей работы по итогам диагностического исследования.
В качестве гипотезы выступило следующее предположение: активный словарь у детей 5-6 лет с ОНР III уровня имеет следующие особенности: неточность употребления слов; трудности в подборе существительных по качественным признакам; недостаточное развитие глагольного словаря, трудности в подборе антонимов.
В соответствии с целью и задачами работы были использованы следующие методы исследования:
1) анализа документации;
2) психолого-педагогический эксперимент.
Для исследования особенностей активного словаря нами были использованы: методика обследования активного словаря детей старшего дошкольного возраста, авторы Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева., Г.В. Чиркина [22]; схема обследования речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР, авторы Н.В. Серебрякова, Л.С Соломаха [7].
Этапы исследования:1) констатирующий; 2) формирующий; 3) контрольный.
В данной курсовой работе был осуществлен первый этап экспериментального исследования – констатирующий.
Практическая значимость работы состоит в том, что на основе проведённого экспериментального исследования, возможно будет проведение коррекционно-развивающей работы по обогащению и развитию активного словаря детей 5-6 лет и составление рекомендаций для логопедов, воспитателей и родителей по поддержанию уровня развития активного словаря детей.
Цель, задачи, выборка, методики исследования
Цель исследования - выявление особенностей активного словаря детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачами исследования являются:
1) обследовать активный словарный запас детей 5-6 лет с ОНР III уровня;
2) определить запас слов, хранящийся в активной памяти ребёнка 5-6 лет с ОНР III уровня;
3) проанализировать и проинтерпретировать полученные данные;
4) выделить и описать особенности активного словаря детей 5-6 лет с ОНР III уровня;
5) обозначить направление коррекционно-развивающей работы по итогам диагностического исследования.
Эксперимент проводился на базе МДОУ №74 г. Орла (ул. Металлургов, 14) с 4 апреля по 18 апреля 2011 г. в старшей группе детского сада. В группу вошло 5 мальчиков и 5 девочек 2010 года рождения, имеющих общее недоразвитие речи III уровня.
Список испытуемых:
Андрей Т.
Варя П.
Вика М.
Даня Г.
Дима З.
Лиза М.
Настя Н.
Рома Ф.
Сергей С.
Соня Ш.
Для выявления особенностей активного словаря детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня мы использовали следующие методы:
1) анализа документации;
2) психолого-педагогический эксперимент.
Реализация метода анализа документации предполагала анализ педагогических характеристик испытуемых.
Реализация метода эксперимента осуществлялась с помощью проведения диагностического обследования по следующим методикам:
1. Методика обследования активного словаря детей старшего дошкольного возраста; авторы Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева., Г.В. Чиркина.
Цель:определить запас слов, хранящийся в активной памяти ребёнка.
Методика включает в себя три задание, первое задание оценивается по 25тибальной шкале, второе и третье по 10тибальной шкале. В конце подсчитывается суммарная оценка.
Задание 1.
Ребенку показывают 25 картинок с тематическими циклами («Домашние и дикие животные», «Одежда», «Мебель», «Посуда», «Транспорт», Обувь.). Ребенок должен показать и назвать, что изображено на картинке. Каждый правильный ответ оценивается одним баллом. Высшая оценка 25 баллов.
Задание 2.
Логопед задает вопросы ребенку направленные на выявление пассивного и активного словаря, грамматических навыков.
- Скажи чем покрыто туловище зайца? Утки?
- Где живет медведь? Рыба?
- Как называются детеныши курицы? Собаки? Коровы?
- Чем питается корова? Медведь?
- Как можно сказать про лису? Она какая?
Каждый правильный ответ оценивается в один балл. Высшая оценка 10 баллов.
Задание 3.
Логопед выявляет количественный запас существительных, прилагательных, глаголов предлагая ребенку закончить предложение.
- У собаки хвост длинный, а у зайца…
- Рыба в воде плавает, а змея по земле …
- Кошка мяукает, а собака …
- Воробей чирикает, а ворона…
- Ручкой пишем, а карандашом…
- На самолете летаем, а на машине …
- Жаба прыгает, а комар …
- Днем светит солнце, а ночью…
- По льду катаются на коньках, а по снегу …
- Мультфильмы смотрим, а сказку…
Каждый правильный ответ оценивается в один балл. Высшая оценка 10 баллов.
Оценка результатов:
После выполнения всех трех заданий, подсчитывается суммарная оценка. Высшая оценка – 45 баллов – соответствует высокому уровню развития активного словаря; 44-22 баллов – среднему уровню развития активного словаря; менее 22 баллов – низкому уровню развития активного словаря.
2. Схема обследования речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР; авторы Н.В. Серебрякова, Л.С. Соломаха.
Цель: обследовать активный словарный запас детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
1. Конкретные существительные. Ребенку предлагается назвать конкретные существительные по картинкам на такие темы как «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Птицы», «Звери», «Мебель» и др (10 тем).
В задании оценивается знание конкретных существительных. Оценка: максимальное количество баллов - 50б.
2. Обобщающие понятия. Назвать одним словом группу предметов.
В задании определяется знание обобщающих слов. Оценка: всего 9 проб, максимальное количество баллов - 9б.
3. Существительные, обозначающие части тела, части предметов:
- части тела: голова, ноги, руки, нос, рот, грудь, живот, шея, глаза, уши, волосы;
- части одежды: рукав, воротник, пуговица;
- части предметов мебели: (стула) спинка, ножки, сиденье;
- части автомобиля: дверца, колёса, руль, кабина.
Оценка: всего 4 пробы, максимальное количество баллов - 2б., 2 б.- правильное выполнение - называет не менее 3 частей, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, называет не более 2 частей, 0 баллов - отказ или далёкая словесная замена.
4. Название профессий.
Оценка: всего 5 проб, максимальное количество баллов - 2б., 2 б. - правильное выполнение, названо 3 и более профессий, 1 балл – мене 2х профессий или затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов - отказ или далёкая словесная замена.
5. Глагольный словарь. Употребление глаголов при ответе на вопросы: Что ты делаешь в течение дня? Кто как передвигается? Кто как голос подаёт? Кто что делает? (с использованием названий профессий).
Оценка: всего 4 пробы, максимальное количество баллов - 2б., 2 б. - правильное выполнение, называет правильно не менее 3 действий, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, называет правильно не более 1-2 действий, 0 баллов - отказ или далёкая словесная замена.
6. Словарь прилагательных.
- называет цветов: коричневый, розовый, голубой, оранжевый;
- называние формы: квадратный, треугольный, овальный, круглый, прямоугольный.
Оценка: всего 9 проб, максимальное количество баллов - 2б., 2 б. - правильное выполнение, называет 3 и более слов, обозначающих цвет и форму, 1 балл – менее 3х слов или затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов - отказ или далёкая словесная замена.
7. Подбор антонимов: Добро - зло, высокий - низкий, горе - счастье, друг - враг, лёгкий - тяжёлый, поднимать - ставить, хороший - плохой, давать - забирать, широкий - узкий, покупать - продавать.
Оценка: всего 10 проб, максимальное количество баллов - 2б., 2 б .- правильное выполнение, 1 балл - затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов - отказ или далёкая словесная замена.
Высшая оценка 69 баллов. 69-40 баллов – высокий уровень, 39-25 баллов – средний уровень, 24 баллов и меньше – низкий уровень.
Обследование начиналось с беседы, которая была направлена на установление эмоционального контакта с ребенком, на создание у него правильного отношения к предлагаемой работе. После этого ребенку предлагались задания на выявление особенностей активного словаря.
Задания давались в интересной, интонационно выразительной форме. Правильные ответы вызывали одобрение, поддержку; если ребенок затруднялся, мы не показывали, что он не справился, а просто дали ответ сами, но в протоколе отметили невыполнение.
Ответы испытуемых были зарегистрированы в протоколах и занесены в сводные таблицы (см. Приложение).