Билет 7.Формирование элементов учебной деятельности детей дошкольного возраста
1 Компоненты обучения: Преподавание – учение – научение.
· Научение – результат процесса обучения, который выражается в позитивных изменениях в развитии ребёнка.
2 Два вида учения(С.Л.Рубенштейн):
a. Специально направлен на овладение этими знаниями, умениями, как на свою прямую цель.
b. Овладение знаниями и умениями, осуществляет иные цели(через другие виды деятельности).
· Учебная деятельность(Рубенштейн) – первый вид учения, прямо и непосредственно направленный на овладение знаний и умений.
В дош.возрасте закладываются предпосылки учеб. деят-ти.
3 Структура учеб.деят-ти (Д.Б.Эльконин,В.В.Давыдов)вкл.:
a. Учебную задачу.
b. Учебное действие.
c. Контроль и оценку(диагностика уровня освоения знаний)
- Учебная задача – это цель – сущность цели заключается в овладении обобщенным способом действий, который помогает выполнить аналогичные задания.
- Учебные действия- состоят из многих различных учебных операций.
i. Формирование учебной деятельности – длительный процесс.
ii. В мл.дош. возрасте на занятиях необходимо формировать у детей:
iii. Способность к постановке цели собственной деятельности(на этапе 2-3 лет)
Задачи обучения в мл.дош.возрасте:
1 Учить освоению различных способов деятельности, от 3 – 4 лет, после 4 лет деятельности ребёнок приобретает четкую направленность на конечный результат.
2 Педагог приучает детей слушать объяснение, выполнять задания, поддерживает интерес к содержанию задания, поощряет активность.
В ст.дош.возрасте:
1. Умение определять цель предстоящей деятельности и способы её достижения, добиваться результата.
2. Самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного результата с образцом.
3. Умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов..
4. Умение планировать деятельность, ориентируясь на результат.
Вопрос №8 Модели обучения в дошкольном образовательном учереждение.
Стиль взаимодействия педагога и детей может быть различным:
- демократическим
- либеральным
В зависимости от стиля формируется модель процесса обучения
1)если преобладает авторитарный стиль, то речь идет об учебно – дисциплинарной .
Модели: (сухамлинский, шаталов)
Ее цель: вооружение детей знаниями,умениями,навыками.
Результаты дошкольного обучения оценивались по обьему знаний единобразия содержания,методов и форм обучения – отличительная черта учебно – дисциплинарной модели.
Распространнеными моделями обучения были: обьяснения(монолог взрослого) и деятельность детей по образцу(не можешь научить-не хочешь заставим).
2) при доминирование демократического стиля взаимодействия педагога и детей складывается личностно-ориентированная модель.
Цель : развитие интелектуальных,духовных,физических способностей,интересов,мотивов, т.е личностное становление ребенка, обретение или самого себя как неповторимой индивидуальности.
Для реализации этой цели следует поддрживать у ребенка,начиная с первых лет жизни,желание приобщаться к миру человеческой культуры,передавать средства и способы,необходимые для этого приобщения.любая модель обучения иследуется учеными,и реализуется,претворяется в жизни педагогом в конкретном учереждение в процессе взаимодействия с воспитанеками.педагог- главное лицо преобразования процесса обучения на гуманистической основе.
Типы обучения.
1.Прямое обучение-воспитатель определяет дидактическую задачу,ставит ее перед детьми(будем учиться рисовать дерево,составлять рассказ по картинке).Далее дает образец способов выполнения задания(как рисовать дерево,как составлять рассказ).В ходе занятия он направляет дея-ть каждого ребенка на достижение результата.Для этого упражняет детей в овладении спосабами,действиями.
2.Проблемное обучение.Детям не сообщают готовые знания,не предлогают способы дея-ти.Создается проблемная ситуация решить которую с помощью имеющихся знаний,умений,в том числе и позновательных ,ребенок не может.Для этого он должен «переворошить» свой опыт, установить в нем иные связи ,овладеть новыми знаниями и умениями.Коллективно-поисковая дея-ть-это цепочка мысли и действия,идущая от педагога к детям ,от одного ребенка к другому.решение проблемной ситуации- итог коллективной работы.
1.Сильные стороны проблемного обучения:
Развитие мыслительной деятельности,нравственный аспект(диалог равных партнеров,дети свободно высказывают свои мысли),активная познавательная дея-ть(эвристическая беседа-путем рассуждений приходят к выводам),движущая сила проблемного обучения-это система вопросов и задании,вопросы на сравнение,проблемные вопросы,вопросы актевизирующие образное мышление и воображение.
2.Слабые стороны проблемного обучения.
1Педагогу трудно определить степень трудности проблемной ситуации для детей группы(одним все ясно,другие не доросли),2 проблемное обучение требует больших затрат времени,3 снижает информационнуй емкость занятия,целесообразно сочетать его с другими типами обучения.
3.Опосредованное обучение.Педагог изучает уровень обученности ,воспитанности детей,знает их интересы;наблюдает тенденции развития,видит малейшие ростки нового в ребенке,того,что только проклевывается на основе собранных данных педагог организует предметно-материальную среду:позновательно подбирает те или иные средства(книги,игры,игрушки и др).Далее необходимо включить эти средства в дея-ть детей,обогатить ее содержание №научился сам-научи другого».Педагог учит детей использовать разные средства для познания окружающего мира,ставит ребенка в позицию обучающего других,т.е активно подействует взаимообучению,самообучению воспитанников,руководсто опосредованным обучены требует от педагога умение прогнозировать педагогический процесс,гибкости,мобильности поведения.