Наполнение предметно-пространственной среды материалами и оборудованием
Дата наблюдения________________201 г.
Группа______________________________
+ 2 | +1 | - 1 | - 2 | ||
очень много, в изобилии | достаточно много | присутствует необходимый минимум | мало | очень мало, либо отсутствует | |
Объекты для наблюдения и исследования | |||||
Много комнатных растений | Растения отсутствуют | ||||
Растения обильно цветут | Растения находятся в угнетенном состоянии | ||||
Питомцы. Они доступны для наблюдения и ухода (в строках ниже перечислить, какие именно) | Питомцы отсутствуют или находятся в неудобном для наблюдения месте | ||||
Средства изобразительной деятельности | |||||
Есть бумага для рисования | Бумага для рисования отсутствует | ||||
Есть разнообразные средства изодеятельности | Средств для рисования нет или они не в полном ассортименте | ||||
Состояние изосредств хорошее | Состояние изосредств плохое | ||||
Конструкторы и другие средства моделирования | |||||
В строках ниже перечислить, какие именно | В плохом состоянии или находятся вне зоны доступности детей | ||||
Народные игрушки | |||||
В строках ниже перечислить, какие именно | В плохом состоянии или находятся вне зоны доступности детей | ||||
Крупные средообразующие модули | |||||
Имеются и удобны для пространственного моделирования В строках ниже перечислить, какие именно Состояние хорошее | Отсутствуют или неудобны для пространственного моделирования Состояние плохое | ||||
Сюжетно-ролевые игрушки и принадлежности к ним | |||||
Больница | Отсутствуют дидактическиематериалы для игры или их состояние неудовлетворительное | ||||
Парикмахерская | |||||
Магазин | |||||
В строках ниже дописать имеющиеся в группе игры | |||||
Дидактические игры | |||||
В строках ниже перечислить, какие именно | В плохом состоянии или вне зоны доступности | ||||
Подсчитайте средний балл по каждому классу объектов и занесите полученный результатв таблицу:
Класс объектов развивающей среды | Оценка | ||||
+ 2 | +1 | - 1 | - 2 | ||
очень много, в изобилии | достаточно много | присутствует необходимый минимум | мало | очень мало, либо отсутствует | |
1.Объекты для наблюдения и исследования | |||||
2.Средства изобразительной деятельности | |||||
3.Конструкторы и другие средства моделирования | |||||
4.Народные игрушки | |||||
5.Крупные средообразующие модули | |||||
6.Сюжетно-ролевые игрушки и принадлежности к ним | |||||
7.Дидактические игры |
Возможные рекомендации:
-увеличить разнообразие предметов по классу (перечислить все классы, оценка которых оказалась «-1», «-2»);
-улучшить состояние предметов по классу (перечислить все классы, оценка которых оказалась «-1», «-2»);
-переместить в зону, доступную для пользования детей (перечислить те предметы, которые имеются, но неудобны для пользования).
Отчетная документация по заданию 5
1. Заполненный протокол наблюдения за состоянием предметно-пространственной среды группы ДОУ.
2.Рекомендации по улучшению предметно-пространственной среды обследованной вами группы.
ЗАДАНИЕ 6.
Пронаблюдайте за организацией и руководством творческими играми детей группы (в течение 1 и 2 половины дня). Сделайте фото- или видеозапись.
Проанализируйте итоги своих наблюдений, опираясь на вопросы:
1. Какова структура сюжетов (однотемные, многотемные; одноперсонажные, многоперсонажные)?
2. Какие виды игр встречаются чаще у детей вашей группы?
3. Какие методы руководства творческой игрой необходимо использовать для её обогащения?
4. Как можно преобразовать предметно-пространственную игровую среду?
5. Какие виды деятельности взрослых отражают дети в своих сюжетно-ролевых играх?
6. Какова структура сюжетов?
7. На каком этапе (по Д.Б. Эльконину) находится развитие игры у детей вашей группы?
8. Какие роли исполняют дети в своих играх?
9. Проявились ли элементы творчества в руководстве сюжетно-ролевой игрой?
10. Какие типы поведения и соответственно виды игр встречаются чаще всего у детей вашей группы?
11. Проявляются ли в играх детей стереотипы поведения, связанные с их половой принадлежностью?
12. Одобряют или отвергают в игре эти стереотипы?
13. Верна ли стратегия и тактика игрового взаимодействия воспитателя с детьми?
Отчетная документация по заданию 6.
Письменные ответы на вопросы и фото- или видеозапись.
ЗАДАНИЕ 7.
– Ознакомьтесь с трудовым оборудованием, имеющимся в группе и на участке, и его размещением.
– На основе осмотра оцените:
– достаточность оборудования для организации всех видов труда;
– доступность и целесообразность его размещения;
– соответствие санитарно-гигиеническим и педагогическим требованиям к оборудованию.
– Изучите организацию и содержание труда детей группы, используя следующие вопросы:
· Какой труд организовывался в форме поручений или самообслуживания?
· Какая трудовая деятельность организовывалась: ее виды, содержание, формы организации?
· В какое время организовывался труд детей, его продолжительность?
· Соответствовали ли содержание и организация труда возрастным и индивидуальным особенностям детей?
· Какие методы и приемы использовал воспитатель при организации труда детей?
– Пронаблюдайте за трудовой деятельностью одного ребенка и проанализируйте ее.
Отчетная документация по заданию 7.
Письменный анализ
Приложение 1
Примерная схема ведения дневника
Страница
Направление на педагогическую практику студента (ки)
1.Ф.И.О., курс________________________
2.В детский сад_______________________
3.Район______________________________
4. Город_____________________________
5.Групповой руководитель_____________
Страница
1.Общие сведения о детском дошкольном учреждении, адрес, телефон.
2.Ф.И.О. руководителя дошкольного учреждения.
3.Персонал дошкольного учреждения.
4.Программа, по которой работает дошкольное учреждение.
5.Список группы детей
Страница и далее
№ | Дата, день недели | Содержание работы | Анализ работы | Оценка руководителя |
Приложение 2
Примерное содержание педагогической работы воспитателя,
которое должно быть отражено в дневнике
В УТРЕННИЕ ЧАСЫ ПРОВОДИТСЯ | ПРОГУЛКА | В ВЕЧЕРНИЕ ЧАСЫ ПРОВОДИТСЯ | ||
В утренние часы проводится утренняя гимнастика (через 10 дней комплекс меняется). Планируется игровая деятельность детей под руководством воспитателя (воспитатель создает условия для организации знакомых игр, новые игры не даются). Планируется трудовая деятельность (поручения, дежурства). Индивидуальная работа с детьми. Воспитание культурно-гигиенических навыков (КГН), культуры поведения. | Воспитатель организует наблюдение за детьми. Организуется групповая деятельность детей через поручения, коллектив трудится на огороде, участке, в цветнике. Планируется игровая деятельность. Индивидуальная работа по развитию речи, индивидуальной математике. Подвижная игра по основным видам движений (спортивные игры, упражнения). Воспитание взаимоотношений (беседа). | В вечерние часы планируется прогулка. Планируется игровая деятельность, где воспитатель побуждает детей к организации совместной игры и индивидуальной игры. Раз в неделю планируется коллективный труд. Раз в десять дней планируется вечер досуга. Индивидуальная работа с детьми. Подготовка к определенным занятиям (математика, ИЗО). Работа с родителями. Самостоятельная театрализованная деятельность. | ||
ДНИ НЕДЕЛИ | УТРО НАБЛЮДАЕМАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | ВРЕМЯ | ПРОГУЛКА НАБЛЮДАЕМАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | ВЕЧЕР НАБЛЮДАЕМАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
Понедельник | Игры с предметами (дидактическими игрушками, разборными игрушками, кубиками, мозаикой, разрезными картинками) Коллективные и индивидуальные разговоры с детьми. Индивидуальная работа с детьми по изодеятельности. Дежурства, поручения. | Наблюдения за сезонными движениями (отмечать характер особенностей времен года), чтение стихотворений, загадок о природных явлениях. Трудовые поручения. Подвижная игра (лазанье). Игры с сюжетными игрушками. | Строительные игры (групповые, коллективные, совместные постройки воспитателей и детей). Индивидуальная работа с детьми по изодеятельности. Музыка в быту (знакомство детей с музыкальными инструментами, музыкально-дидактические игры). Привлечь детей к подготовке занятий по изодеятельности. | |
Вторник | Строительные игры (по иллюстрации, по схеме, по условиям, на тему, предложенную воспитателем). Наблюдения за трудом детей, индивидуальные поручения. Работа с детьми по звуковой культуре речи, игры на звуковое подражание, развитие дыхания, слуха, чтение чистоговорок. Индивидуальная работа с детьми по изодеятельности. | Прогулка по улице (наблюдения за транспортом, пешеходами). Подвижные игры (бросания, ловля). Индивидуальная работа по математике (ориентировка, форма, количество). Трудовые поручения. | Игры с предметами (дидактическими игрушками, кубиками, мозаикой, шашками, разрезными картинками). Индивидуальная работа по математике (количество, величина, форма, ориентировка). Настольно-печатные игры. Индивидуальная работа с родителями. | |
Среда | Настольно-печатные игры. Работа с детьми в уголке природы (наблюдение за животными, растениями, зарисовки календаря природы). Дидактические игры на развитие словаря. Индивидуальная работа по формированию КГН. Дежурства. | Наблюдения за животным миром. Наблюдения за растительным миром. Труд на огороде, участке, в цветнике. Игры с природным мате- риалом (снег, песок, вода). Подвижные игры (прыжки). Самостоятельные игры свободного содержания. | Сюжетно-ролевые игры (игры с сюжетными игрушками). Индивидуальная работа по обучению детей рассказыванию (по картинке, игрушке, рассказ из личного опыта). Индивидуальная работа с детьми по ознакомлению с природой. Ручной труд (с тканью, бумагой). Индивидуальная работа по математике. | |
Четверг | Сюжетно-ролевые игры (игрыс сюжетными игрушками). Работа с детьми по звуковой культуре речи (дидактические игры на закрепление звука в словах). Индивидуальная работа с детьми по математике. | Отметить с детьми погоду (учить детей подмечать характер особенностей дня, зависимость одежды людей от погоды). Словарная работа (игра «Подбери слово»). Подвижная игра (метание). Игры, хороводы. | Работа в уголке книги (рассматривание книги, беседа по содержанию, беседа по книге, о писателях, художественных иллюстраторах, починка книги в присутствии детей). Рассматривание тематических папок и беседы по их содержанию. Вечера досуга. Игры драматизации. | |
Пятница | Индивидуальная работа с детьми по формированию грамматического строя речи. Наблюдение за играми детей (содержанием, тематикой, взаимоотношением детей). Игры драматизации. Дежурства. | Наблюдения за изменениями на участке (прогулка в лес, парк). Дидактические игры природоведческого содержания. Подвижные игры. Труд на природе. Индивидуальная работа по обогащению словаря. | Коллективный труд. Игры на развитие словаря. Индивидуальная работа по звуковой культуре речи (чтение стихов, скороговорок, пересказ художественных произведений). Работа с родителями. |
Приложение 3