Проблемы в организации предметно-развивающей среды
Проектирование развивающей предметно-пространственной среды современного детского сада
Вы можете оценить данную статью. Спасибо!
if(!window.voteScript) window.voteScript = { trace_vote: function(div, flag) { var my_div; var r = div.id.match(/^vote_(\d+)_(\d+)$/); for(var i = r[2]; i >= 0; i--) { my_div = document.getElementById('vote_'+r[1]+'_'+i); if(my_div) { if(flag) { if(!my_div.saved_class) my_div.saved_className = my_div.className; if(my_div.className!='star-active star-over') my_div.className = 'star-active star-over'; } else { if(my_div.saved_className && my_div.className != my_div.saved_className) my_div.className = my_div.saved_className; } } } i = r[2]+1; while(my_div = document.getElementById('vote_'+r[1]+'_'+i)) { if(my_div.saved_className && my_div.className != my_div.saved_className) my_div.className = my_div.saved_className; i++; } }, do_vote: function(div, parent_id, arParams) { var r = div.id.match(/^vote_(\d+)_(\d+)$/); var vote_id = r[1]; var vote_value = r[2]; function __handler(data) { var obContainer = document.getElementById(parent_id); if (obContainer) { //16a Мы предполагаем, что шаблон содержит только один элемент (например div или table) var obResult = document.createElement("DIV"); obResult.innerHTML = data; obContainer.parentNode.replaceChild(obResult.firstChild, obContainer); } } PShowWaitMessage('wait_' + parent_id, true); var url = '/bitrix/components/bitrix/iblock.vote/component.php' arParams['vote'] = 'Y'; arParams['vote_id'] = vote_id; arParams['rating'] = vote_value; var TID = CPHttpRequest.InitThread(); CPHttpRequest.SetAction(TID, __handler); CPHttpRequest.Post(TID, url, arParams); } } |
Рейтинг: 4.09, Голосов: 15
19.04.2010
Отрасль: Образование
Специализации: Заведующему детским садом, Руководителю управления образования
Журнал: Журнал "Справочник руководителя дошкольного учреждения"
Номер журнала: Справочник руководителя дошкольного учреждения №4, 2010
Год: 2010
Рубрика: Оснащение ДОУ
Автор: А.Г. Гогоберидзе; А.М. Вербенец
Тема: Образование
Открываем цикл публикаций о создании предметно-развивающей среды дошкольных образовательных учреждений разных видов. Вниманию читателей предлагаются методические рекомендации, а также примерные перечни оборудования, учебно-методических и игровых материалов для оснащения современного детского сада, подготовленные специалистами Института детства РГПУ в рамках проекта Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 годы.
Для повышения качества образовательных услуг, построения эффективного педагогического процесса в современном детском саду принципиально важным является понимание возможностей предметно-пространственной среды, знание нормативных требований и подходов к ее проектированию.
Основания для проектирования предметно-развивающей среды ДОУ
Наиболее приемлемая для каждого дошкольного учреждения предметно-пространственная среда проектируется на основе:
- реализуемой в детском саду образовательной программы;
- требований нормативных документов;
- материальных и архитектурно-пространственных условий (наличие нескольких помещений, их площадь, конструктивные особенности);
- предпочтений, субкультуры и уровня развития детей;
- общих принципов построения предметно-пространственной среды (гибкого зонирования, динамичности-статичности, сочетания привычных и неординарных элементов, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, опережающего характера содержания образования, учета половых и возрастных различий детей, уважения к потребностям и нуждам ребенка).
Нормативные документы, регламентирующие отбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов
Нормативно-правовой базой для отбора оборудования, учебно-методических и игровых материалов являются:
- концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.124903", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 26.03.2003 № 24;
- письмо Минобразования России от 15.03.2004 № 035146ин/1403 <О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье>;
- письмо Минобразования России от 17.05.1995 № 61/1912 "О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях" (вместе с Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек, Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек, Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений "О психолого-педагогической ценности игр и игрушек");
- Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, 1993 г.);
- Концепция дошкольного воспитания (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский, 1989 г.).
Проблемы в организации предметно-развивающей среды
На основе анализа современных исследований, разработок и педагогической практики, не претендуя на полноту, выделим ряд проблем в организации предметно-развивающей среды детского сада.
1. Сохранение и иногда доминирование традиционного (с ориентировкой на рекомендации 60–80х гг. прошлого века) или формального (девиз "Куплено – красиво оформлено – расставлено") подхода к определению способов организации пространства, его наполненности, отбору игровых и учебных материалов. Причиной этого зачастую является непонимание педагогами возможностей предметно-пространственной среды в активизации разнообразной детской деятельности. Среда воспринимается своего рода фоном педагогического процесса.
2. Некоторая стихийность (иногда однонаправленность) при отборе игровых и учебно-методических пособий, материалов, что вызвано объективными и субъективными причинами (недостаточным финансированием; отсутствием ряда качественных и разнообразных материалов; личными предпочтениями и запросами педагогов; формированием банка пособий по одному наиболее знакомому или предпочтительному направлению (например, художественной деятельности, краеведению и т. п.)).
3. Недооценка необходимости использования разных материалов и пособий (в продуманном и целесообразном сочетании), что может привести к обеднению детского опыта. Это проявляется в использовании преимущественно одного вида материалов (печатных наглядных пособий, ограниченного набора предметов народных промыслов, "устаревших" игрушек, дидактических игр – коллекций, составленных за время работы) или в ряде случаев в перенасыщенности предметной среды (наполненности большим числом однообразных материалов).
4. Непродуманность и нерациональная организация, создание среды не как целостного пространства, а как механической суммы зон и уголков, что дезорганизует детей, приводит к повышению тревожности и нарастанию признаков утомляемости.
5. Жесткое зонирование пространства, статичность среды, что провоцирует снижение интереса дошкольников к ее освоению.
6. Нарушение эстетической гармонии в оформлении, использование большого числа не сочетающихся эстетически предметов, аляповатого цветового решения, ярких негармоничных цветовых доминант, что не способствует формированию целостной эстетической картины мира, приводит к усталости от такого рода среды.
7. Неумение педагогов активизировать деятельность детей по освоению предметной среды.
8. Непонимание изменения пространства современного ребенка. Появление новых игрушек и пособий (конструктора "Лего", трансформеров, коллекционных кукол), технических приспособлений и компьютерных приложений (электронных и роботизированных игрушек, компьютерных игр), а также изменение способов представления информации в средствах масс-медиа создают принципиально отличную от традиционной и характерной для 60–90х гг. прошлого века среду. Виртуальная среда часто является намного привлекательнее для современных дошкольников. Поэтому необходимо создавать пространство, интересное современным детям, спроектированное с учетом их интересов и субкультуры.