Основные тенденции современной фортепианной педагогики
Советский фортепианный педагог Лев Аронович Баренбойм, много лет возглавлявший кафедру истории и теории фортепианного исполнительства и педагогики Ленинградской консерватории, ещё в 70-е годы в своей книге «Путь к музицированию» выделил ряд тенденций, характеризующие современную музыкальную, в частности фортепианную педагогику. Сделано это было на основе тщательного анализа существующей на тот момент мировой педагогической литературы. И, по большому счёту, сейчас эти тенденции сохраняют свою актуальность.
1. Включение музыки в общую систему гармонического воспитания личности.
Понятие гармонического развития личности включает в себя равновесие в ней рассудочного и душевного начала. Вне зависимости от того кем человек будет в будущем – в детстве его нужно развивать всесторонне, объёмно и оставлять эмоциональный фактор на самотёк никак нельзя. А эмоциональность, духовность человека воспитывается через восприятие им различных искусств. Особое значение всё это приобретает в современный век развития науки, ведь наука не содержит внутри себя этического элемента, она не воспитывает душевный мир человека, его этику, совесть.
Дмитрий Кабалевский, знаменитый советский композитор и общественный деятель, выражая идею современной музыкальной педагогики, говорил, что «главной задачей массового музыкально воспитания… является…не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир учащихся, прежде всего на нравственность».
2. Введение всеобщего музыкального образования.
К мысли о всеобщем музыкальном воспитании обращаются музыканты всего мира и идея о том, что музыкальные способности есть в каждом ребёнке, на данный момент никем не оспаривается. Однако чтобы претворить в жизнь глобальную задачу всеобщего музыкального воспитания недостаточно сил отдельных энтузиастов, необходимо, чтобы каждое государство взяло на себя заботу об осуществлении этой задачи.
« Глубокое, охватывающее весь народ музыкальное воспитание может быть организовано лишь в школе и в детском саду на основе единых принципов и учебных планов. Любые другие факторы, как то:…движение хоровых кружков, циклы концертов для молодёжи и т.д. – могут лишь дополнять школьное музыкальное воспитание, но не в состоянии заменить его».
Но, к сожалению, не все страны берут на себя заботу о музыкальном воспитании населения и с этой точки зрения Россия изначально, со времён революции 1917 года находится на передовых позициях – урок музыки твёрдо входит в учебный план и его значение не подвергается сомнению.
3. Репертуар, на котором воспитывается молодежь, должен быть объёмным, сбалансированным и базироваться на лучших образцах
- фольклорной музыки своей страны,
- фольклорной музыки других народов мира,
- классической музыки разных стилей, включая «забытые страницы» отечественной культуры и старинную музыку,
- современной музыки.
Основная репертуарная тенденция гармонирует с основной задачей музыкальной педагогики – развитие всесторонне развитой личности. Следовательно, репертуар, на котором воспитывается ребёнок, должен быть разнообразным, качественно отобранным и развивать его музыкальный интеллект. Большое значение исследователи придают изучению народной музыки, особенно на первом этапе обучения.
4. Опора на слуховое воспитание, развитие активно воспринимающего, «думающего» музыкального слуха.
Музыкальный слух в широком смысле слова - это важнейший инструмент для осуществления процесса музыкального мышления. В противовес тенденциям, направленным на поиски чисто технического совершенства, которые царили в музыкальной педагогике второй половины 19 века., педагогика 20 века ищет пути развития интонационно чуткого слуха, способного отслеживать, осмысливать и оценивать «события», происходящие в музыке.
Цель занятий музыкой - заложить в детях основы музыкальной культуры, как часть их общей духовной культуры. Сущностью же музыкальной культуры, по мысли Д.Б. Кабалевского, «является способность воспринимать (то есть слушать – разрядка моя) и осознавать музыку, как живое, образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с жизнью связанное».
5. Своевременное развитие (с самого начала обучения) творческих навыков учащихся (импровизация, подбор по слуху, композиция).
Использование творческого музицирования в музыкально-воспитательных целях так же характеризует общее течение педагогики 20 века. Надо сказать, что мысль эта не нова, скорее это возрождение традиций клавирной эпохи, когда сочинение и исполнение музыки были неразрывно связаны и были двумя сторонами одного процесса. Видный музыкальный теоретик начала 20 века Болеслав Яворский писал: «Необходимо ввести в программы музыкальных отделений школ элемент творчества. Не должно всех делать композиторами, но необходимо, чтобы каждый музыкант мог произнести на языке своего искусства хотя бы простейшее выражение своих мыслей». Другой крупнейший музыкальный деятель, один из основоположников советского музыковедения Борис Асафьев писал «каждый, кто в каком либо из искусств сумел создать хоть крупицу своего, будет чувствовать, любить и понимать это искусство глубже и органичнее как соучастник в строительстве». И музыкальная педагогика 20 и уже 21 века следует этим заветам, стараясь всевозможными способами развивать в детях творческое начало.
Помимо тенденций, описанных Баренбоймом, современную музыкальную педагогику характеризуют так же следующие тенденции:
1.Расширение возрастных рамок обучения, раннее музыкальное обучение с 3-5 лет, иногда раньше.
В конце прошлого века учёные установили, что занятия музыкой в детстве положительно влияют на формирование физиологических и анатомических структур мозга и, прежде всего, на обмен информацией между полушариями. Кроме того, многолетние исследования зарубежных психологов показали, что дети, занимающиеся музыкой, опережают сверстников в интеллектуальном, социальном, и психомоторном развитии. Соответственно этим открытиям, по всему миру стали возникать целые методики раннего музыкального развития детей.
2.Обучение родителей, сотрудничество с ними.
Обучение родителей, сотрудничество с ними– тенденция, которая плавно продолжает предыдущую, потому что методики раннего развития конечно предполагают прямое участие родителей (как правило, мамы) в обучении малыша и значительная часть работы проводится дома именно самой мамой. Методика Шиничи Сузуки, к примеру, начинается с нескольких месяцев обучения мамы игре на скрипке, а после этого к инструменту допускается ребёнок.
Живое участие родителей в обучении музыке, присутствие на уроках входит и в традиции советской школы. В настоящий момент существует интереснейший видеоблог профессора ЦМШ Валерия Пясецкого, одного из ведущих фортепианных преподавателей России (среди его учеников Денис Мацуев и Даниил Харитонов), который является прямым музыкальным наследником и учеником Анны Даниловны Артоболевской. Блог представляет собой серию уроков с начинающей пятилетней девочкой. Пясецкий, на протяжении полугода занятий, обучая ребёнка, обращается к маме, которая снимает уроки на камеру, и задания, по сути, даются именно ей.
Вырезка из интервью Валерия Пясецкого «– Конечно, в детском возрасте нет никакого осознанного желания. Когда говорят, что кто-то родился пианистом, я в это не верю. Все в первое время зависит от родителей, если они этим заражены, и им повезло с педагогом, то при наличии определенных способностей ребенка можно рассчитывать на результат».
Также хочется вспомнить слова венгерского композитора и музыкального теоретика 20 века Золтана Кодая о том, что музыкальное воспитание нужно начинать даже не за 9 месяцев до рождения ребёнка, а за 9 месяцев до рождения матери ребёнка.
3.Формирование музыкальной среды для воспитания ребёнка – особое значение музыкального просветительства.
Основной задачей музыкального воспитания было и есть - приобщение людей к лучшим образцам мировой музыкальной культуры, распространение знаний о музыке. Этот процесс может полноценно осуществляться лишь при полной поддержке и заинтересованности государственных властей. Так расцвет музыкального просветительства в России пришёлся на годы советского Союза, когда музыкальной пропагандой охвачены практически все слои населения. Благодаря государственной поддержке в процесс музыкального воспитания вовлекались все музыкальные организации и заведения, концертирующие музыканты и педагоги, студенты и учащиеся музыкальных школ, участники художественной самодеятельности. Не случайно, что именно в советское время, когда была создана богатая музыкальная атмосфера множеством любителей этого вида искусства, в стране появляется огромная плеяда выдающихся музыкантов - исполнителей, педагогов и композиторов.
Анализ состояния музыкального воспитания в современной России позволяет говорить о том, что в настоящее время страна переживает период возрождения музыкального воспитания. Его важность осознаётся выдающимися и рядовыми музыкантами; в процесс вовлекаются всё большее количество общественных и музыкальных организаций; возрождаются традиции благотворительности и меценатства; совершенствуются старые и появляются новые формы музыкального воспитания. Огромное значение имеет факт участия в этом процессе государства.
Однако эти положительные тенденции занимают в общей картине музыкальной культуры страны, к сожалению, не самое большое место. Целое поколение российской молодёжи и детей было воспитано на развлекательной, не дающей пищи уму и сердцу музыке.
Кабалевский Д.Б. считает, что «становясь постепенно единственной духовной потребностью, развлечение неизбежно ведёт к пресыщенности, умерщвляя, в конце концов, все эстетические идеалы и способности. Так естественная потребность человека в развлекательной музыке превращается в непроходимую пропасть, отделяющую его от подлинных эстетических ценностей, от настоящего большого искусства». Понадобятся десятилетия интенсивной работы, прежде чем восстановятся утраченные российские традиции музыкального воспитания
4.Интенсификация педагогического процесса.
Всё вышеперечисленное предъявляет к преподавателю музыки высочайшие требования. Это должна быть в каждом случае высокообразованная личность, которая всегда стремится к развитию, совершенствованию и самоанализу. Кроме того учитель игры на инструменте должен владеть целым комплексом теоретических знаний, без которых обучение на инструменте невозможно. Замечательно сформулировал эту мысль Г. Г. Нейгауз “Учитель игры на любом инструменте должен быть прежде всего учителем, т.е. разъяснителем и толкователем музыки. Особенно это необходимо на низших ступенях развития учащегося: тут необходим комплексный метод преподавания, т.е. учитель должен довести до ученика не только “содержание” произведения, не только заразить его поэтическим образом, но и дать ему подробнейший анализ формы, структуры в целом и в деталях, гармонии, мелодии, полифонии, фортепианной фактуре, короче, он должен быть одновременно и историком музыки, и теоретиком, учителем сольфеджио, гармонии и игры на фортепиано”
5.Бережное отношение к традициям преподавания музыки предыдущими поколениями музыкантов.
Курсы преподавания методики и истории фортепианного искусства, которые преподаются всем студентам ССУЗоВ и ВУЗоВ нашей страны основаны на изучении и анализе возможности претворения в современную жизнь того громадного опыта, который накопила фортепианная педагогика за всю историю существования фортепиано.