Структура школьного учебника
Учебник представляет целостную систему, образованную рядом структурных компонентов. Под структурным компонентом понимается необходимый элемент учебника, обладающий определенной формой, осуществляющий лишь ему присущими средствами функциональную нагрузку и находящийся в тесной взаимосвязи с другими элементами данного учебника (Д. Д. Зуев).
Все структурные компоненты учебника подразделяются на два больших отдела: 1) тексты; 2) внетекстовые компоненты
Тексты рассматриваются как совокупность трех структурных компонентов: а) основной текст; б) дополнительный текст; в) пояснительный текст.
«Внетекстовые компоненты» призваны по своей доминирующей функции обслуживать текст, способствуя более полному усвоению предметных знаний, зафиксированных в учебнике; разнообразить виды познавательной деятельности; помогать в выработке умений и навыков самостоятельного поиска знаний и практического их применения.
Обычно выделяют следующие внетекстовые компоненты современного учебника: а) аппарат организации усвоения (АОУ); б) иллюстративный материал; в) аппарат ориентировки (АО).
Аппарат организации усвоения призван стимулировать и направлять мыслительную деятельность учащихся в процессе обучения, способствуя тем самым развитию их познавательных сил и формированию навыков самостоятельной работы с учебным материалом.
Иллюстрации по своему назначению могут быть подразделены на три основные группы:
1. Иллюстрации, раскрывающие содержание, заменяющие основной текст;
2. Иллюстрации, равнозначные тексту;
3. Иллюстрации, обслуживающие текст и внетекстовые компоненты.
Под аппаратом ориентировки понимается совокупность внетекстовых компонентов, которые целенаправленно ориентируют школьника в содержании и структуре учебника, создавая исходные условия для работы с ним.
Системообразующим фактором, объединяющим все компоненты в учебнике в единую систему, является основной текст, точнее, логика его изложения. Эта логика во многом определяется спецификой предмета. Поэтому при разработке замысла учебника, его структуры важно определить место предмета в учебном плане.
(Петербургская школа: образовательные программы/ Под ред. О.Е. Лебедева, СПб., 1999, с. 130-137)
Вопросы для самоконтроля
1. Какие видысодержания образования выделяют дидакты
И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин?
2. В чем, по Вашему мнению, выражается демократичность государственного образовательного стандарта?
3. Какие уровни выделяются в государственном образовательном стандарте?
4. В чем смысл выделения разных уровней?
5. Создает ли государственный образовательный стандарт возможности для выбора индивидуальной траектории развития?
6. Верно ли утверждение, что государственная программа —это граница минимума знаний, умений, которыми должны овладеть учащиеся? Докажите.
7. Какой из структурных компонентов учебника (тексты или внетекстовые компоненты) удачнее представлен в современных учебниках? Что, по вашему мнению, будет способствовать совершенствованию учебников?
8. Какие из компонентов содержания образования, на Ваш взгляд, недостаточно представлены в современных учебниках?
9. В каких государственных документах отражено содержание образования?
10. Как соотносятся государственный стандарт и программы обучения?
11. К какому государственному документу, обращается завуч, составляя школьное расписание?
Тема 7. Методы современного обучения
Методы обучения как одна из категорий дидактики. Методы, приемы и средства обучения, их взаимосвязь и взаимообусловленность.
Классификация методов обучения и их характеристика. Соответствие методов целям и содержанию обучения. Особенности использования различных методов обучения на разных этапах непрерывного образования.
Рекомендуемая литература
Основная
1. Казанский Н.Г., Назарова Т.С. Дидактика (Начальные классы). М., 1978 с. 114-160
2. Лернер И.Я. Зачем учителю дидактика//Народное образование.1990. №12
3. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. Под ред. С.А. Смирнова. М., 2000. Раздел 2. Главы 8, 9,11, 12.
4. Ситаров В.А. Дидактика. М., 2002. Глава 4 , § 3.
5. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. Учебное пособие. М., 2000. Раздел 3. Глава 17.
6. Харламов И.Ф. Педагогика. М., 1990. Раздел 2. Глава 10.
Дополнительная
1. ГолубкинаО.А., Кефели И.Ф. Использование активных методов обучения в учебном процессе. СПб, 1998.
2. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. М., 2000.
3. Кульбякина Л.Я., Зотова Т.Н. Выбор метода обучения// Начальная школа. 2002. № 2 .
4. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.
5. Орлов В.И. Процесс обучения: средства и методы. М., 1996.
6. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе/ под ред. Т.И. Шамовой. М., 1994.
7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
Вопросы для коллективного обсуждения
1. Проблема метода в дидактической теории.
2. Структура метода. Методы, приемы и средства обучения.
3. Различные подходы к классификации методов обучения в
современной педагогической теории.
4. Проблема взаимосвязи метода с целями и содержанием обучения.
5. Характеристика методов обучения.
6. Самостоятельная работа как метод обучения.
7.Дидактическая игра как метод обучения младших школьников.
Задания
1. Составьте задания для учащихся по одному из учебников природоведения для 2 класса для самостоятельной работы на уроке. Проанализируйте возможности их применения для реализации самостоятельной работы как метода обучения. (Охарактеризуйте каждое задание с точки зрения цели, используемого материала, характера деятельности, способа организации).
2. Подготовьтесь к проведению дидактической игры по одной
из тем курса начальной школы. (Задание готовится и проводится
по группам). Дидактическая игра рассматривается как метод обучения.
3. На основании анализа классификации методов обучения,
представленных в основной литературе, составьте свою и обоснуйте ее.
4. Напишите аннотацию одной из статей журнала "Начальная
школа" (по выбору), посвященных рассмотрению какого-либо метода обучения.
5. Проанализируйте методы, используемые на уроке (Приложение № 5 ) по следующей схеме:
— какие методы учебной работы последовательно использовались на уроке;
— характеристика отдельных методов с внешней стороны
(беседа, изложение материала, самостоятельная работа и т.п.);
—характеристика психологической и логической стороны методов обучения, используемых на уроке;
—особенности реализации образовательной, воспитательной и
развивающей функций методов обучения;
—каковы взаимосвязи между формой, содержанием и методами обучения на данном уроке;
—какие приемы использовал учитель при реализации различных методов обучения на уроке.
6. Подготовьте реферативное сообщение на основе изучения дополнительной литературы на тему «Характеристика средств современного обучения».
Приложение № 11
И. Лернер