Функции школьного учебника. Рассмотрение проблем совершенствования школьного учебника невозможно вне четкого представления о его пе­дагогически целевой предназначенности

Рассмотрение проблем совершенствования школьного учебника невозможно вне четкого представления о его пе­дагогически целевой предназначенности. В школьном учеб­нике не может быть ничего случайного, того, что целена­правленно не служило бы решению определенных образо­вательных задач, стоящих перед школой.

Д. Д. Зуев в своей монографии «Школьный учебник»
отмечает, что организуя работу, создатели школьного учеб­ника (в том числе и издательские работники) должны исхо­дить прежде всего из положения о том, что учебник принад­лежит к категории специально, с определенной целью созданных средств обучения. И вопрос о том, как, в какой мере это средство сможет выполнить свое назначение
в достижении максимальных результатов учебного процес­са, является решающим при создании каждого учебника. Специфика учебника как средства обучения выражается в его функциях. Далее излагаются основные функции со­временного учебника. Выводы о содержании этих функций сделаны на основе систематизации научных публикаций и материалов ряда обсуждений проблем школьного учебника.

Первая функция учебника — информационная. Учебник является основным источником обязательной для усвоения учащимися информации. Содержание обучения, представ­ленное в учебнике, по замечанию Н. Ф. Талызиной, должно быть построено так, чтобы учащиеся не тратили времени на изучение каждого частного случая отдельно и в то же время были подготовлены к самостоятельному освоению всех их, причем не только известных сейчас, но и тех, ко­торые появятся в будущем. Дело в том, что увеличение ин­формации в науке и технике идет за счет накопления новых частных явлений, новых частных зависимостей. Принципи­альная же смена точек зрения происходит сравнительно редко.

Вторая функция учебника — трансформационная. Учеб­ник конкретизирует образовательные стандарты. На преды­дущем этапе развития школы учебник выступал средством конкретизации государственных учебных программ. Сейчас в рамках единого стандарта могут иметь место различные учебные программы. В этой ситуации учебник может обес­печивать реализацию как одной конкретной учебной про­граммы, так и ряда предметных программ.

Третья функция учебника — систематизирующая. Учеб­ник должен обеспечивать систематизацию всех материалов, составляющих содержание данного учебного пособия. Лю­бой учебник представляет собой совокупность нескольких источников информации, поскольку он включает в себя ос­новной и дополнительные тексты, иллюстративный мате­риал. Содержание учебника, его структура должны способ­ствовать формированию у учащихся приемов научной сис­тематизации знаний.

Четвертая функция — мотивационная. Учебник должен обеспечивать формирование у учащихся мотивов образова­тельной деятельности, соответствующих педагогическим це­лям. Дидактическими средствами реализации этой функции являются изложенные в учебнике проблемные ситуации, сведения, представляющие несомненный интерес для уча­щихся, оформление учебника, выводы о значимости изуча­емого материала и т. д.

Пятая функция — ориентация учащихся на познаватель­ную деятельность. Это функция, связанная с предъявлением учебных задач, а также задач, обеспечивающих закрепление и самоконтроль знаний.

Шестая функция — развитие познавательных возмож­ностей учащихся на основе усвоения ими умений познава­тельной деятельности и постепенного повышения уровня их познавательной самостоятельности. Развитие познаватель­ных возможностей учащихся является необходимым усло­вием не только усвоения содержания учебника, но и их под­готовки к самообразовательной деятельности.

Седьмая функция — интегрирующая: это специфиче­ская функция школьного учебника, возникающая на со­временном этапе развития школы. Учебник призван воссо­единить в единую картину фрагментарное знание, усвоен­ное учащимися из других источников информации (СМИ, научной и справочной литературы, образовательного туризма и т. д.). Можно сказать, что седьмая функция учебника заключается в расширении образовательного пространства учащихся.

Восьмая функция — координирующая. Это специфиче­ская функция школьного учебника, возникшая также в со­временной школе. Учебник «объективно, в силу своего на­значения в системе средств обучения, является ядром, во­круг которого группируются все другие учебные средства», т. е. учебник в руках учителя координирует применение всех средств обучения. С. Г. Шаповаленко указал на многообра­зие связей учебника со всеми другими средствами обучения (см. с. 132).

Девятая функция учебника — развивающе-воспитательная. Она всегда играла и играет ведущую роль, приобретая на каждом этапе развития общества новое видение. Сегодня это — создание условий для формирования саморазвиваю­щейся личности. С помощью учебника, специфическими средствами учебника педагог имеет возможность органи­зовать мощное воспитательное воздействие на учащихся, на их отношение к миру, к самим себе, к знаниям, к обра­зованию…

Наши рекомендации