Законы развития детского коллектива в педагогическом наследии А. С. Макаренко
Говоря о педагогическом мастерстве, нельзя не упомянуть имени великого педагога Антона Семеновича Макаренко. Выдвинутые идеи и проблемы в его сочинениях актуальны и в наши дни. Среди этого множества отдельно стоит вопрос педагогического мастерства и таланта. Макаренко был глубоко уверен в том, что через несколько лет работы в хорошем педагогическом коллективе учитель при желании может стать хорошим педагогом-воспитателем. Не отрицая педагогического таланта, он, отдавал предпочтение педагогическому мастерству. А. С. Макаренко был по натуре скромным человеком и не считал себя талантливым, хотя на самом деле был человеком одаренным.
Успех обучения и воспитания во многом определяется личностью педагога, его педагогическим мастерством. Макаренко был убежден, что педагог - это самая решающая фигура в учебно-воспитательном процессе. В связи с этим он придавал большое значение педагогическому мастерству, призванию, интуиции и технике воспитателей.
В своей лекции «Художественная литература о воспитании детей» А. С. Макаренко отмечал: «Собери самых лучших детей, поставь около них самых плохих педагогов, и через месяц они разнесут и колонию, и детдом, и школу, и этих педагогов» [1, с. 311].
Антон Семенович был убежден в том, что без профессиональных знаний и направленности, без педагогической техники не может быть педагогического мастерства. Также он указывал на пути и средства его формирования. Он считал, что многие ошибки в воспитании идут от неумения учителей воздействовать на воспитанников, от неумения сказать детям убедительные слова. «Нужно уметь сказать так, чтобы ребята почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность. Этому нужно учиться» [2, с. 147].
Педагог должен обладать высоким авторитетом. Мало одной любви к детям, они симпатизируют тем, кто обладает высокой квалификацией и глубокими знаниями.
Макаренко впервые ввел в педагогическую науку понятие «педагогическая техника». В содержание педагогической техники он включал: технику общения, предъявление требования, создание дисциплины, организации завтрашней радости, организации режима и наказания. «Не может быть хорошим воспитателем тот, который не владеет мимикой, который не может предавать своему лицу необходимого выражения или сдержать своего настроения. Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым. Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало» [3, с. 505-506].
Чтобы безошибочно воздействовать на ребенка, педагог должен «прозревать» его душу, волнение, понимать психологическое состояние. Для этого необходимо развивать наблюдательность и зоркость. Именно зоркость помогала Антону Семеновичу понимать мотивы поступков своих воспитанников. Он читал их мысли и чувства по их внешнему облику, по глубине взгляда, по окраске смущения.
К занятиям он не допускал учителей и воспитателей неряшливо одетых. Эстетически выразительный педагог вправе предъявлять эстетические требования к прическе ученика, его обуви, учебнику, ручке. Осанка, манера стоять, ходить, сидеть, владение взглядом, голосом, жестом, уверенность в себе, успехи своей работы - все это привлекает учащихся, а также вызывает положительное отношение к учителю, готовность к восприятию идущего от него влияния.
Овладение педагогическим мастерством отдельным педагогом рассматривалось им в органической связи с работой всего педагогического коллектива. Конкретный воспитатель лучше всего овладеет педагогическим мастерством находясь в сплоченном и целеустремленном педагогическом коллективе.
Говоря о педагогическом мастерстве великого педагога, как о примере достойном подражания, не следует забывать его советов студентам: «я хочу вас убедить только в одном, вовсе не в том, что не нужно слепо подражать и повторять мои примеры, я хочу вас убедить только в том, что вы должны быть смелыми, что вы должны дерзать»[4, с. 219].
Одна из важнейших причин успеха педагогики А. С. Макаренко в том, что он ясно видел цели воспитания. Основной целью являлось воспитание всесторонней личности для общества будущего. Он был в авангарде своей эпохи, и это выражалось в его работе, прежде всего, в том, что он не отделял цели воспитания от целей общественно-политических. По его мнению, ребенка с самого начала нужно включать в общественно-политическую жизнь, а задача педагога - найти способ, как правильно это сделать.
Не вся советская педагогика разделяла его взгляды. А, скорее наоборот, большинство педагогов просто ужасались методам, которые применял Макаренко. Начитавшись «умных» книг, они обвиняли его в том, что он не соблюдает «права личности ребенка», принуждает детей к труду, к полувоенной дисциплине. Антон Семенович резко критиковал этот абстрактно-гуманистический подход: «В начале революции наши педагогические писатели и ораторы, разогнавшись на западноевропейских педагогических трамплинах, прыгали очень высоко и легко «брали» такие идеалы, как «гармоническая личность», потом они заменили гармоническую личность «человеком-коммунистом», в глубине души успокаивая себя деловым соображением, что это «все равно». Еще через год они расширили идеал и возглашали, что мы должны воспитывать «борца, полного инициативы» [7, с. 325]. Как видно - благие пожелания, но не больше. Изменялись названия цели, но это не вносило ясности. Практически везде воспитание продолжало осуществляться старым дореволюционным способом.
Макаренко предложил новый метод. Он это делал не в кабинете за письменным столом, а на практике. Только так можно увидеть настоящее положение вещей, действовать, исходя из реальной ситуации, а не из книг по педагогике. Именно в этом процессе можно увидеть цели воспитания, потому что цель - это не наперед заданный оторванный от реальности идеал, это логическое продолжение того движения, которое осуществляется сегодня. Новую форму воспитания подсказала ему происходящая кругом революция. В то время народные массы осваивали эту форму с молниеносной быстротой. Решения принимались в коллективах, производство и управление осуществлялось коллективно, при распределении общественных благ опирались на коллективы. Профсоюзы, трудовые коммуны, массовые общественные организации - это была не просто мода, это была тенденция эпохи. От частнособственнического, символа старого и отжившего, переходили к коллективному, символу нового и прогрессивного. Так же непринужденно, как само собой разумеющееся, коллективная форма воспитания сложилась в колонии им. Горького. Само по себе воспитание ребенка в коллективе был способ не новый. Но обычно педагоги коллектив представляли просто как сумму детей. Никому не приходило в голову, что на детский коллектив могут распространяться все законы взрослого рабочего (трудового) коллектива. Макаренко видел, что коллектив должен быть новой ячейкой в новом обществе, тем более, детский коллектив. Отсюда и ясное видение коллектива - «это свободная группа трудящихся, объединенных одной единой целью, единым действием, организованная, снабженная органами управления, дисциплины и ответственности» [8, с. 525]. Такой коллектив содержал в себе все основные положения общества будущего.
Поэтому он настаивал, что только через коллектив каждый его член входит в общество, что в Советском Союзе не может быть личности вне коллектива. От педагога требовалось организовать и направлять такой коллектив, постоянно повышая планку, ставить ему новые цели. Таким способом Макаренко одновременно решал вопрос о воспитании личности. Разгадка всесторонне развитой личности в ее разнообразной деятельности. Таким образом, для производства всесторонних личностей необходимо снятие разделения труда. В некотором смысле Антон Семенович решил эту задачу, найдя новую форму коллективного действия, в которой практически снималось разделение труда. Это были всем известные сводные отряды. В них не было ничего от вульгарного понимания снятия разделения труда: заниматься всем понемногу и ничем конкретно. Все начиналось с того, что колонист становился хорошим специалистом в каком-то ремесле. Только после того как он ощущал свою собственную общественную значимость, он уверенно шел дальше и действовал в других сферах. Поэтому у воспитанников Макаренко получалось все на высшем уровне, за что бы они не принимались. Их коллектив был прообразом будущего общества.
Педагогика 30-х годов находилась во власти очередной модной теории, именуемой «педологией», отказываясь видеть в ребенке личность, тем более личность будущего и тем самым не принимая идей и взглядов Макаренко. Это было не только неверие в силы ребенка, но и в свои силы. Педагоги видели в подрастающем поколении просто материал своей профессиональной деятельности, непременно стоя в стороне, еще чаще возвышаясь над воспитываемым коллективом. Макаренко же сам был активным участником коллектива - «части боевого фронта человечества в эпоху мировой революции». В новом коллективе иначе быть не могло, ведь основное отличие руководителя - это наиболее четкое видение общей цели, а не какое-либо привилегированное положение. Время требовало от педагогов понимания, что цели личности, цели коллектива и цели общества - это единое целое. Заслуга Антона Семеновича в том, что он сумел понять эту общественную необходимость и воплотить ее в жизнь. «В этой идее должны объединяться и воспитываться все прочие качества коллектива. Перед коллективом всегда, буквально на каждом шагу, должны стоять образы нашей борьбы...» [7, с. 335].
Принципиальное отличие отечественной теории и практики организации педагогического процесса от зарубежных, преимущественно индивидуалистических, концепций — в его подлинно коллективистских основах. Противники коллективистического воспитания выдвигают в качестве аргумента факт якобы изначально предопределенной нивелировки воспитанников коллектива, покушения на индивидуальность. Между тем диалектика коллективного и индивидуального в воспитании очевидна.
Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. С одной стороны, развитие личности зависит от развития коллектива, его уровня развития, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива. В конечном итоге коллективное отношение выражено тем ярче, чем более активны его члены, чем полнее они используют свои индивидуальные возможности в жизни коллектива.
Развитие творческой индивидуальности детей и подростков взаимосвязано с уровнем их самостоятельности и творческой активности внутри коллектива. Чем самостоятельнее ученик в коллективной общественно полезной деятельности, тем выше его статус и влияние, оказываемое на коллектив. И наоборот, чем выше его статус, тем плодотворнее влияние коллектива на развитие его самостоятельности.
Подводя итог, скажем, что личность и коллектив — взаимообусловленные процессы. Человек живет и развивается в системе отношений с природой и окружающими его людьми. Богатство связей предопределяет духовное богатство личности, богатство связей и общения выражает общественную, коллективную силу человека.