Теория гармонического развития личности в педагогическом наследии Сухомлинского. Анализ произведения по выбору студента.

Сухомлинский одним из первых в советской педагогике своего времени стал разрабатывать гуманистические традиции педагогической мысли. В его работе «Проблемы воспитания всесторонне развитой личности» он пишет о том, что «каждый человек уже в годы детства и особенно в отрочестве и ранней юности должен постичь счастье полноты своей духовной жизни, радость труда и творчества». Сухомлинский не устанавливал четких границ между различными сторонами воспитания. В любом деянии он выделял как необходимое умственное развитие и труд, воспитание нравственное, эстетическое, экологическое, изучение и учет индивидуальных и возрастных особенностей детей, взаимоотношения семьи и школы, педагогическое мастерство учителя.

Исходной точкой педагогического мировоззрения Сухомлинского была задача воспитания у ребенка понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью.

Современность, как считал Сухомлинский, развитие советского государства наиболее обеспечивает развитие гармоничной личности.

Особая проблема для теории и практики воспитания – воспитание потребностей. Сложность заключается в воспитании гармоничного соотношения всех видов потребностей.

Считал, что в процессе воспитания значимую роль играют взаимоотношения учителя и ученика. Поэтому они должны быть внимательными, доброжелательными и заинтересованными.

Писал, что не только школа воспитывает и дает образование, но и семья. Поэтому семья .и школа должны развиваться вместе. Сухомлинский писал: «Совершенствование, углубление общественного воспитания означает усиление роли семьи. Гармоническое, всестороннее развитие возможно только там, где два воспитателя – школа и семья – не только действуют заодно, ставя перед детьми одни требования, но и являются единомышленниками, разделяют одни убеждения, всегда исходят из одних и тех же принципов, не допускают никогда расхождений ни в целях, ни в процессе, ни в средствах воспитания».

Сущность гармонического развития личности Сухомлинский видит в неразрывной связи трудового воспитания с другими сторонами воспитания - нравственного, эстетического, интеллектуального, физического. К этому выводу Василий Александрович пришел благодаря собственному труду.

В центре гармонического всестороннего развития стоит вы­сокая нравственность. Для всестороннего развития человека особенно важно един­ство труда и интеллектуальной жизни.

К важным условиям развития индивидуальности принад­лежит наличие свободного времени. Задатки и одаренность ребенка раскрываются лишь при том условии, если у него еже­дневно есть время для занятия любимым трудом, трудом по своему выбору. Поэтому мы рассматриваем предоставление ученику свободного времени как создание бесценного богат­ства.

Павлышская средняя школа.В этой книге обобщен многолетний опыт учебно-воспитатель­ной работы Павлышской средней школы. Рассказывая об усилиях педагогического коллектива по воспитанию всесторон­не развитой личности, автор стремился показать этот труд по возможности со всех сторон, не только разъяснить применя­ющиеся методы, но и раскрыть их внутренние связи и взаимо­связи.

Цели воспитательной работы усматривали в том, чтобы дать каждому юноше, каждой девушке нравственную, умствен­ную, практическую и психологическую подготовку к труду, раскрыть в каждом из них индивидуальные задатки, наклон­ности и способности. Коллектив школы стремился подготовить своих учеников к высоконравственным и эстетическим отношениям, пост­роенным на дружбе и товариществе, на уважении всего под­линно человеческого в каждом честном человеке. Руководитель школы будет хорошим, авторитетным на­ставником учителей и учащихся лишь до тех пор, пока он со­вершенствует свое мастерство и учителя и воспитателя. Хоро­ший директор - это прежде всего хороший организатор, вос­питатель и дидакт не только по отношению к детям, которых он учит на своих уроках, но и по отношению ко всем воспитан­никам школы и учителям.

Наши рекомендации