Организация образовательного процесса в ВУЗе
Теоретические и методологические основы формирования социальной и профессиональной компетентности, содержание андрагогического и компетентностного подходов к профессиональной подготовке позволяют выделить совокупность психолого-педагогических условий формирования компетентности у будущих специалистов по физической культуре и спорту в образовательном процессе вуза (таблица 2,Приложение 3).
Важным аспектом организации процесса формирования компетентности личности является учет закономерностей развития мышления (до становления у студентов опыта творческого мышления) и деятельности (до появления у учащихся основ творческого опыта поведения, общения, деятельности). Формирование и качественное совершенствование системы знаний и умений (как содержания третьего блока психологических характеристик компетентности) обусловлено именно развитием мышления (готовность памяти) и деятельности (творческие умения по применению контекстных знаний). Заметим, что мышление также правомочно рассматривать как деятельность - интеллектуальную, или мыслительную деятельность.
Таким образом, важно эффективно структурировать последовательность образовательных методов и приемов.
Их применение должно способствовать поступательному развитию психологических характеристик компетентности (интеллектуально-когнитивных и деятельностно-поведенческих) и становлению внутренней мотивационной основы саморазвития и профессионального совершенствования студентов.
Следует учитывать и использовать те методы и приемы, которые в наибольшей степени подходят для последовательного формирования системы знаний, становления ценностных отношений, развития поведения и деятельности, а также соответствуют содержательным аспектам формируемого блока компетентности. То есть, необходимо опираться на закономерности развития когнитивной, мотивационно-ценностной и деятельностно-поведенческой сфер личности, постепенно повышая требования к уровню самостоятельности и продуктивности деятельности, к степени обобщения знаний и умений, а также осознанности и интериоризированности ценностей и мотивов.
Так, полноценная система знаний развивается от эмпирического накопления фактов через их обобщение и далее - к интерпретации в соответствии с конкретными ситуациями общесоциального или профессионального взаимодействия. Развитие деятельности может осуществляться как повышение степени ее самостоятельности, инициативности, сложности. Формирование гуманистических ценностных отношений и основанных на них мотивов поведения и деятельности осуществляется через процессы осознания и усвоения ценностей, их интериоризации и верификации (соотнесения с собственным жизненным опытом), экстериоризации ценностей в мотивах поведения и деятельности. Исходя из этого эффективными для формирования компетентности можно считать: приемы мнемической деятельности, методы и приемы витагенного образования, приемы эмоционального воздействия, разъяснительные и дискуссионные методы и др.
Закономерности развития различных личностных характеристик, качеств (мышления, памяти, деятельности, интересов, ценностей и т.д.) обусловливают правомочность следующей примерной последовательности применения различных методов и приемов, (а также соответствующих им форм организации занятий), реализуемой в рамках формирования каждого вида компетентности.
1. Прямая установка на запоминание блока информации (лекция), группировка и классификация данных (семинар) - формируется когнитивная основа дальнейшей работы.
2. Разъяснение аксиологического содержания информации, убеждение в социальной значимости обсуждаемых ценностей, социальных/профессиональных ролей и функций и т.д. (лекция-беседа).
3. Обсуждение индивидуально-личностного отношения к информации, убеждение в ее личностной значимости посредством применения приема ретроспективного анализа жизненного опыта, связанного с социальными/профессиональными взаимодействиями (семинар).
4. Подбор примеров социального/профессионального взаимодействия, деятельности из жизненного опыта студентов, литературы, периодики (самостоятельная работа дома).
5. Решение ситуативно-проблемных задач, связанных с анализом и оценкой ситуации, поиском и обработкой соответствующей информации, обобщение информации и формулировка выводов (семинар).
6.Выполнение заданий на поиск витагенных аналогий из жизненного опыта, иллюстрирующих сделанные выводы (семинар, самостоятельная работа дома).
7. Решение ситуативно-проблемных задач, связанных с выбором способов действий для изменения ситуации, построение стратегий эффективного поведения и деятельности в тренинговом режиме (семинар).
8. Обсуждение сконструированных индивидуальных стратегий в форме диспута, дискуссии, «профессионального боя» (семинар).
9. Организация ролевых или деловых игр, связанных с имитацией ситуаций социального взаимодействия / профессиональной деятельности (семинар).
10. Решение ситуационно-проблемных задач, связанных с контролем и коррекцией поведения и деятельности, применение приема дополнительного конструирования незаконченной образовательной модели с целью проверки степени интериоризации социальных/профессиональных ценностей (семинар).
11. Перед переходом к следующему блоку информации: возврат к материалу, повторение, уплотнение материала, составление смысловых опор. После изучения большого блока теоретической информации по разным учебным дисциплинам, включенным в круг междисциплинарной интеграции, для ее усвоения организуется проектная деятельность студентов. Разработка и презентация контекстных проектов способствует внутрипредметной и межпредметной систематизации знаний, формированию ценностно-мотивационной основы конструктивного поведения и деятельности.
12. Применение, реализация усвоенных знаний и сформированных умений в условиях реальной практической деятельности (общественной, профессиональной).
Сформированность компетентности свидетельствует о готовности человека к соответствующей деятельности. В обыденном понимании готовность к какой-либо деятельности означает согласие выполнять эту деятельность, а также состояние, при котором деятельность может быть выполнена эффективно. Такое состояние определяется совокупностью необходимых знаний, формирующихся в рамках теоретической подготовки, умений и опыта деятельности, которые развиваются в процессе практической подготовки, и адекватным содержанием морально-волевой и мотивационной сфер личности, становление которых происходит под воздействием морально-психологической подготовки или воспитательной деятельности.
Содержание теоретической подготовки включает два аспекта: чему учить (информационное содержание) и каким образом обеспечить системность, прочность, полноту и т.п. полученных знаний и теоретических умений. Одним из важнейших средств профессиональной подготовки (и образования в целом) является информационное содержание образования, отраженное в учебных предметах.
Содержание учебных дисциплин, что очевидно, представляет собой непосредственную базу формируемых теоретических знаний, в процессе применения которых развиваются соответствующие интеллектуальные и практические умения. Эти же знания реализуются и в определенных видах социальной/профессиональной деятельности - основы накопления опыта и развития способностей. Знания (усвоенная и осознанная информация) обладают и огромным мотивационным потенциалом, и способностью оказывать воспитательное влияние (развитие социально- и профессионально значимых характерологических качеств личности).
Информационное содержание образования обусловлено содержанием компонентов социальной и профессиональной компетентности, и представлено в виде сфер научного знания, являющихся базовыми когнитивными основами развития конкретных компетенций. Данное содержание не привязано жестко к образовательным и учебным планам, программам специальности, поскольку, во-первых, сформировать конкурентоспособность на предметном уровне невозможно, во-вторых, учебные планы достаточно часто меняются. При изменениях образовательных программ заданные нами научные области позволят выделять инвариантные блоки информации, при этом актуальная адекватность программ может достигаться за счет гибкого изменения содержания и объема самостоятельной работы студентов. Прогностическая адекватность образовательных программ обеспечивается гибкостью и вариативностью элективных и факультативных курсов, а также разнообразием внеучебных форм теоретической подготовки студентов: не только в рамках самостоятельной работы, но в организованных формах - кафедральных студенческих научных кружках, мастер-классах, консультациях и т.п.
В таблице 3 приведено информационное содержание теоретической подготовки.(Приложение 4)
Как уже говорилось, при организации преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин важными является обеспечение междисциплинарной интеграции знаний в контексте определенных структурно-содержательных характеристик (компонентов) компетентности.
Содержание практической подготовки. Организация и сопровождение реальной профессиональной и общественной деятельности студентов представляют собой ядро практической подготовки будущих специалистов по физической культуре и спорту, основу формирования у них социального и профессионального опыта.
Практическая профессиональная деятельность в период обучения осуществляется студентами в рамках педагогической и производственной практик, а также в виде участия в работе студенческого научного сообщества. Общественная деятельность может осуществляться в формах участия волонтерских движениях, культурных обществах и творческих коллективах, молодежных объединениях, гражданских и политических процессах и акциях, работы в органах студенческого самоуправления и др.Тематика ситуационно-проблемных задач, деловых и ролевых игр, профессиональных боев и диспутов должна соответствовать содержанию формируемого вида компетентности .
Воспитательная работа (морально-психологическая подготовка).
Воспитательная деятельность является основой морально-психологической подготовки студентов к профессиональной деятельности и активному социальному взаимодействию. В ее задачи входит обеспечение ценностного, духовно-нравственного становления будущих специалистов по физической культуре и спорту - граждан с активной жизненной позицией. Решение задач достигается посредством организации контекстного ценностно-ориентированного просвещения учащихся, развития у них гуманистических культурных потребностей и мотивов, обеспечение стремления в достижении социальной зрелости и создание возможностей для этого.
Воспитывающее влияние на учащихся оказывается и в рамках учебного процесса посредством содержания обучения, содержания учебной и учебно-практической деятельности, в которой участвуют студенты, использования такого воспитывающего фактора, как личность педагога и т.д. Но для интеграции подобных воздействий необходима дополнительная, параллельная целенаправленная работа вне учебного процесса, в рамках которой когнитивная база воспитания, (основы которой закладываются в процессе теоретической и, отчасти, практической подготовки), систематизировалась бы, дополнялась и становилась достоянием аксиологического, духовно-нравственного опыта на сознательном уровне.
Ведущими внеучебными формами морально-психологической подготовки являются собственно воспитательные мероприятия (относящиеся к формам и методам формирования сознания: беседы, диспуты, встречи, культурно-массовые мероприятия и т.п.), а также дополнительные занятия обучающего характера (тренинги). Во внеучебной деятельности организация духовно-нравственного воспитания студентов должна составлять содержание работы непосредственно кураторов академических групп, а воспитывающее просвещение и обучение - соответственно подготовленных специалистов (преподавателей - педагогов и психологов).
Эффективность воздействия психолого-педагогических условий зависит от личностных характеристик субъектов образовательного процесса. Отметим их тезисно.
Характеристики студентов:
- интерес к профессии и адекватные представления о содержании профессиональной деятельности, о требованиях социума и профессии к их личности и стремление соответствовать этим требованиям;
- интерес к общественной и профессиональной деятельности, личностное принятие социальных и профессиональных ценностей и целей;
- сознательное ценностное отношение к собственному социальному и профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию;
- активность и самостоятельность в учебно-познавательной, общественной, практической профессиональной деятельности;
- направленность на сотрудничество и сотворчество, на социальное и профессиональное взаимодействие;
- отсутствие профессиональных противопоказаний медицинского и личностно-психологического характера.
Педагог выступает «посредником» между педагогическими условиями, обеспечивающими конкретные возможности для обучающихся, и самими обучающимися. Он является основным действующим лицом технологического процесса, организует его, обеспечивает конкретные практические взаимодействия с учащимися, включает их в подлинную систему ценностей, усиливает мотивационную поддержку студентам, активизирует их творческий потенциал. В процессе обучения педагог должен создавать такой психологический микроклимат в коллективе, в котором учащиеся чувствовали бы себя свободно, не боялись проявлять инициативу, чувствовали справедливое и доброжелательное отношение к себе. Иными словами, в деятельности педагога реализуются условия, он непосредственно создает возможности для саморазвития студентов, осуществляя целенаправленные педагогические воздействия с тем, чтобы вызвать у учащихся нужные, запланированные изменения в сознании, мышлении, поведении и отношениях. Значимым, с точки зрения содержания образовательной среды, фактором является именно характер педагогических воздействий (влияний), в которых опосредуются и личностные качества, и профессионализм педагога.
Характеристики педагогов:
- сознательное ценностное отношение к цели функционирования учебного заведения - подготовке конкурентоспособных специалистов по физической культуре и спорту;
- владение технологическим, методическим и диагностическим инструментарием, необходимым для эффективного осуществления образовательного процесса;
- способность к созданию благоприятного психологического микроклимата в учебном коллективе, установлению демократических отношений, уважение к личности студентов;
- высоконравственное поведение и предметно-профессиональная компетентность;
- осуществление постоянного информационного и методического саморазвития, обеспечивающего современность и научность профессиональных знаний.
Содержание выявленных психолого-педагогических условий и субъектно-личностных характеристик определяет необходимость осмысления педагогами вуза новых содержательных, поведенческих, методических и технологических требований к организации профессиональной деятельности, пересмотра своей профессиональной позиции в направлении осознания и принятия значимости воспитательного компонента образования, ценностей профессионального воспитания и реализации их в педагогическом процессе.
Новым содержанием должна наполниться и деятельность кураторов академических групп: именно они, в первую очередь, должны осуществлять изучение личности своих воспитанников; обобщать (аккумулировать) результаты позитивных воспитательных воздействий преподавателей, закреплять нравственные, когнитивные и иные новообразования в личности студентов; организовывать и проводить специальные тренинги, для которых не всегда можно найти место и время на лекционных и семинарских занятиях. Таким образом, к важному организационному условию эффективного формирования компетентности личности в образовательном процессе вуза следует отнести специальную подготовку педагогов к решению означенной образовательной задачи.
При формировании у будущих специалистов тех или иных личностных качеств в условиях образовательного процесса обязательно встает вопрос о том, какие характеристики будут свидетельствовать об успешности педагогических воздействий, эффективности применяемых методов. Для определения эффективности конкуренто-развивающего образовательного процесса необходимы критериирезультативности. Сущность и структура компетентности личности специалистов по физической культуре и спорту обусловили следующее критериальное обеспечение образовательного процесса:
1. Когнитивно-интеллектуальные критерии - систематизированные контекстные социальные / профессиональные знания, умения их интерпретировать и творчески применять при решении социальных / профессиональных задач. Оценка осуществляется посредством устного или письменного опроса, контент-анализа результатов решения задач.
2. Мотивационно-волевые критерии - сознательное и ответственное отношение к осуществляемой деятельности и к ее результатам. Оценка осуществляется посредством педагогического наблюдения (стремление исправить ошибки, улучшить результаты при условии, что это не меняет отметки; участие в работе на добровольных основах), бесед.
3. Деятельностно-поведенческие критерии - практический опыт контекстного социального взаимодействия / профессиональной деятельности. Оценка осуществляется посредством педагогического анализа, экспертизы содержания и результатов деятельности.
Каждая группа критериев может оцениваться по нескольким параметрам, являющимся основаниями для проведения экспертизы (на базе результатов педагогического наблюдения, бесед, контент-анализа, опроса и т.д.).
Основаниями для оценки когнитивно-интеллектуальных критериев являются:
1. Системность знаний - способность к тематическому обобщению информации, ее анализу, воспроизведению системы понятий соответствующей области науки для решения конкретных социальных / профессиональных задач (учебно-теоретических, учебно-практических, практических).
2. Интегрированность знаний - способность воспроизводить, обобщать и применять полученные при изучении различных учебных предметов знания и умения для решения конкретных социальных / профессиональных задач (учебно-теоретических, учебно-практических, практических), определять дефицит информации и научную область, к которой эта информация относится.
3. Осознанность и практикоориентированность знаний - понимание сферы применимости информации, способность выделить знания, необходимые для решения конкретных социальных / профессиональных задач (учебно-теоретических, учебно-практических, практических).
Параметрами оценки мотивациооно-волевых критериев конкурентоспособности являются:
1. Степень инициативности и активности в деятельности (при решении контекстных учебно-теоретических, учебно-практических, практических социальных профессиональных задач).
2. Степень ответственности за последствия своих действий (при решении контекстных учебно-теоретических, учебно-практических, практических социальных профессиональных задач).
3. Заинтересованность в результатах деятельности (при решении контекстных учебно-теоретических, учебно-практических, практических социальных профессиональных задач).