Раздел 4. Организация воспитательного процесса в вузе
6.Семинар-обсуждение докладов: Воспитание в условиях высшей школы.
Темы для докладов:
1. Воспитанность как психологическое и педагогическое понятие
2. Досуг как компонент развития творческого потенциала студента.
3. Формирование студенческого коллектива.
7.Семинар-дискуссия: Традиции воспитания в педагогике высшей школы
Основные вопросы для дискуссии:
1.Проблема адаптации студентов к условиям обучения. Формы и методы психологической и социальной поддержки студентов в период обучения
2. Институт куратора и студенческое самоуправление в вузе.
3. Межнациональное согласие в студенческом коллективе и условия его формирования.
Раздел 5. Развитие профессионально-педагогической культуры преподавателя
8.Семинар-обсуждение докладов: Педагогическое мастерство преподавателя высшей школы
Темы для докладов:
1. Педагогическое мастерство и индивидуальный стиль преподавателя
2. Структура деятельности преподавателя и ее функциональные компоненты
3. Непрерывное образование и повышение квалификации преподавателя высшей школы
9.Семинар-коллоквиум: Методология и методы педагогических исследований
Основные вопросы для коллоквиума:
1. Уровни методологии педагогики
2.Специальные методы психологии высшей школы
3.Мониторинг проблем педагогики высшей школы: методы и решения
Вопросы для итогового контроля успеваемости
Вопросы к зачету
1. Педагогика высшей школы в системе педагогических наук.
2. Предмет, задачи и основные категории педагогики высшей школы.
3. Роль высшего образования в современном мире. Специфика педагогики высшей школы.
4. Современный этап педагогики высшей школы. Реформы образования
5. Методы педагогических исследований.
6. Таксономия целей в образовании.
7. Цели и принципы обучения и воспитания в высшей школе в современных условиях.
8. Тенденции развития высшей школы в современных условиях.
9. Непрерывное образование цели, задачи, принципы.
10. Организации, обеспечивающие получения высшего образования, их задачи. Современный университет.
11. Последипломное образование.
12. Стандарты в высшем образовании.
13. Направления реформирования системы высшего образования в РФ в современных условиях.
14. Студент и его позиция в образовательном процессе. Специфика обучения взрослых.
15. Личностно-профессиональное становление выпускника.
16. Компетентностная модель образования
17. Характеристика педагогического мастерства преподавателя вуза.
18. Структура профессиональных способностей и умений преподавателя.
19. Особенности педагогической деятельности преподавателя по реализации личностно ориентированного образования.
20. Предмет, задачи и основные категории дидактики высшей школы.
21. Сущность, структура, движущие силы процесса обучения в высшей школе.
22. Закономерности и принципы обучения как методологические и дидактические регуляторы преподавательской деятельности.
23. Методы и средства обучения в высшей школе.
24. Активные методы обучения.
25. Тестовый контроль знаний. Формы и методы тестирования.
26. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса.
27. Творческое мышление и методы его развития у студентов.
28. Творческие аспекты деятельности преподавателя.
29. Генезис и определение категории «педагогическая технология». Виды педагогических технологий.
30. Технологические основы проблемного обучения.
31. Эвристические технологии обучения.
32. Технологии активного обучения.
33. Технологии контекстного обучения.
34. Организация учебных занятий с использованием электронных ресурсов.
35. Классно-урочная и лекционно-практическая системы обучения.
36. Лекция как форма организации обучения в вузе. Виды лекции и их структура.
37. Семинарские, практические, лабораторные занятия в вузе и их особенности.
38. Обучающее-исследовательский принцип организации обучения.
39. Курсовое и дипломное проектирование. Система практической подготовки будущих специалистов в вузе. Виды практик.
40. Самостоятельная работа как составляющая учебного процесса.
41. Содержание и формы контролируемой самостоятельной работы студентов.
42. Текущее и итоговое тестирование студентов как форма КСР.
43. Роль научно-исследовательской работы студентов, ее связь с учебной работой, способы организации.
44. Сущность контроля в учебном процессе. Функции, виды и способы контроля.
45. Критерии и правила оценивания и выставления оценок.
46. Рейтинговая система оценки усвоения учебного материала.
47. Сущность системы зачетных единиц-кредитов.
48. Самоконтроль и самооценка студентов в учебном процессе как компонента рефлексивной культуры будущего специалиста.
49. Проблема управления качеством образования в вузе. Составляющие качества образования.
50. Сущностные характеристики и особенности процесса воспитания в вузе.
51. Структура воспитательного процесса. Закономерности и принципы воспитания.
52. Самоуправление студентов как фактор воспитания
и профессионального становления специалиста.
53. Индивидуальный стиль преподавателя высшей школы
Вопросы к экзамену
- Педагогика высшей школы в системе педагогических наук.
- Предмет, задачи и основные категории педагогики высшей школы.
- Роль высшего образования в современном мире. Специфика педагогики высшей школы.
- Современный этап педагогики высшей школы. Реформы образования
- Методы педагогических исследований.
- Высшее образование как социальная и педагогическая ценность и достояние личности.
- Таксономия целей в образовании.
- Цели и принципы обучения и воспитания в высшей школе в современных условиях.
- Тенденции развития высшей школы в современных условиях.
- Непрерывное образование цели, задачи, принципы.
- Учреждения, обеспечивающие получения высшего образования, их задачи. Современный университет.
- Последипломное образование.
- Стандарты в высшем образовании.
- Направления реформирования системы высшего образования в РФ в современных условиях.
- Студент и его позиция в образовательном процессе. Специфика обучения взрослых.
- Личностно-профессиональное становление выпускника.
- Компетентностная модель образования
- Характеристика педагогического мастерства преподавателя вуза.
- Структура профессиональных способностей и умений преподавателя.
- Особенности педагогической деятельности преподавателя по реализации личностно ориентированного образования.
- Предмет, задачи и основные категории дидактики высшей школы.
- Сущность, структура, движущие силы процесса обучения в высшей школе.
- Педагогическое проектирование целей и содержания обучения студентов.
- Учебно-планирующая документация.
- Закономерности и принципы обучения как методологические и дидактические регуляторы преподавательской деятельности.
- Методы и средства обучения в высшей школе.
- Активные методы обучения.
- Тестовый контроль знаний. Формы и методы тестирования.
- Учебно-методическое обеспечение учебного процесса.
- Учебно-методические комплексы нового поколения. Технические средства и компьютерные системы обучения в высшей школе.
- Творческое мышление и методы его развития у студентов.
- Творческие аспекты деятельности преподавателя.
- Генезис и определение категории «педагогическая технология». Виды педагогических технологий.
- Технология блочно-модульного обучения.
- Технологические основы проблемного обучения.
- Эвристические технологии обучения.
- Технологии активного обучения.
- Технологии контекстного обучения.
- Организация учебных занятий с использованием электронных ресурсов.
- Классно-урочная и лекционно-практическая системы обучения.
- Лекция как форма организации обучения в вузе. Виды лекции и их структура.
- Семинарские, практические, лабораторные занятия в вузе и их особенности.
- Обучающее-исследовательский принцип организации обучения.
- Курсовое и дипломное проектирование. Система практической подготовки будущих специалистов в вузе. Виды практик.
- Самостоятельная работа как составляющая учебного процесса.
- Содержание и формы контролируемой самостоятельной работы студентов.
- Текущее и итоговое тестирование студентов как форма КСР.
- Роль научно-исследовательской работы студентов, ее связь с учебной работой, способы организации.
- Сущность контроля в учебном процессе. Функции, виды и способы контроля.
- Критерии и правила оценивания и выставления отметок.
- Рейтинговая система оценки усвоения учебного материала.
- Сущность системы зачетных единиц-кредитов.
- Самоконтроль и самооценка студентов в учебном процессе как компонента рефлексивной культуры будущего специалиста.
- Проблема управления качеством образования в вузе. Составляющие качества образования.
- Сущностные характеристики и особенности процесса воспитания в вузе.
- Структура воспитательного процесса. Закономерности и принципы воспитания.
- Самоуправление студентов как фактор воспитания и профессионального становления специалиста.
- Индивидуальный стиль преподавателя высшей школы