Педагогическое проектирование как вид педагогической деятельности
Проектирование - тесно связанная с наукой деятельность по созданию проекта, созданию образа будущего предполагаемого явления. (по Колесниковой) Проектирование можно рассматривать как: специфический вид деятельности, направленный на создание проекта как особого вида продукта; научно-практический метод изучения и преобразования действительности; форму порождения инноваций. В соответствии с этим педагогическое проектирование понимается как: 1)практико-ориентированная деятельность, целью которой является разработка новых, не существующих в практике образовательных систем и видов педагогической деятельности; 2)процесс создания и реализации педагогического проекта; 3)специфический способ развития личности; 4)технология обучения. 3 основных вида проектирования, различающиеся по объекту преобразования, целевой направленности и результату 1)социально-педагогическое проектирование, направленное на изменение социальной среды или решение социальных проблем педагогическими средствами; 2)психолого-педагогическое проектирование, целью которого становится преобразование человека и межличностных отношений в рамках образовательных процессов; 3)образовательное проектирование, ориентированное на проектирование качества образования и инновационные изменения образовательных систем и институтов. В образовании проектная деятельность часто выступает в качестве средства обучения (воспитания), выполняя вспомогательную роль по отношению к другим видам педагогической деятельности. П. выполнение учебных (дипломных, курсовых) проектов. Центральным понятием пед проектирования, является проект. Проект – цель и результат проектирования. Виды проектов: 1)учебные Для педагога основным содержанием учебного проектирования является изменение учащегося (новые знания, умения, навыки, отношения) на основе проектной деятельности. Для учащихся - самостоятельная реализация учебного проекта. Учебные проекты используются сегодня практически на всех ступенях непрерывного образования: школьного, вузовского, последипломного, неформального. структура любого проекта включает следующие обязательные этапы. 1.Формирование стимула, определяющего весь ход трудового процесса 2.Составление пошагового плана План предусматривает, что каждый из шагов должен делаться самостоятельно, но при поддержке учителя. 3. Выполнение плана; 4. Критика исполнения. Тема учебного проекта может быть инициирована самими школьниками (студентами) на основе изучения действительности. Педагог призван помочь в оптимальном подборе и использовании диагностического инструментария в зависимости от возраста, уровня образования, опыта участников проекта. Тема проекта предлагается учащимся в самой общей формулировке. Назначаются сроки работы над темой. Далее в ходе общего обсуждения выбирается такое название проекта, которое было бы интересно и близко участникам в соответствии с их возрастом и фантазией, отражало бы суть работы над проблемой и служило бы своеобразной визитной карточкой совместной деятельности. Для организации последующей работы формируются творческие группы (или мини-группы по 2 - 3 человека). В результате внутригруппового обсуждения выдвигаются гипотезы (варианты) работы над проблемой, составляется развернутый план совместных действий, конкретизируется вклад каждого участника в проектную деятельность. Учитель помогает подобрать источники инф-ции. После этого начинается самостоятельная работа над реализацией проекта, в которой сочетается индивидуальная и групповая деятельность. Учителю необходимо предусмотреть формы работы обсуждения и взаимодействия участников проекта. Это могут быть проблемные семинары, дискуссии в группах, лабораторные работы, использование возможностей электронной почты и др. В итоге получают некий интегративный продукт в форме творческого отчета, тематического выпуска газеты, коллективного научного доклада, компьютерной презентации, веб-сайта. Этот продукт представляется на общее обсуждение и оценку в соответствии с заданными на начальном этапе критериями. Защита проекта - всегда событие в жизни учащихся, поэтому следует заранее подробно обсудить ее ход и оформление, а также дать возможность каждому участнику внести свой вклад в ее подготовку. Завершающий этап - итоговая рефлексия, помогающая оценить, что из задуманного в проекте удалось, а что нет. Каков был индивидуальный и групповой вклад в решение проблемы, каковы перспективы развития проектной деятельности. 2)каникулярные (досуговые) П.подготовка новогодней ёлки. Речь идет об организованном варианте отдыха, о возможности упорядочить его с помощью проектирования. Каникулярные проекты имеют смысл, если носят событийный характер, органично вписываясь в жизнедеятельность детей и взрослых, вместе проводящих каникулы. Этот вид проектов немыслим без самодеятельности самих отдыхающих. Логика педагогического проектирования в пространстве отдыха аналогична общей логике проектной деятельности. Принципы (правила), которыми следует руководствоваться, чтобы каникулярный проект был в то же время педагогическим: ориентация на человека, забота о здоровье, благе, комфортности, «роскоши человеческого общения» как главных ценностях отдыха; демократизация жизни, предполагающая развитие и поддержку инициативы детей и взрослых. Главный принцип пед проектирования - принцип человеческих приоритетов (ориентациия на человека) 1.Подчинение реальным потребностям, интересам и возможностям воспитанников. 2.Не навязывать уч-ся выполнение своих проектов, давать уч-ся возможность для импровизации 3.педагогу рекомендуется ставить себя на место уч-ся и мысленно экспериментировать его поведение, чувства, возникающие под влиянием создаваемой для него системы, процесса или ситуации Деятельность учителя организ-ся по 3-м основным направлениям: 1)формир-е заданий 2)создание усл для разработки и осущ-я шк-ми уч проектов 3)вооружение их необходимыми для этого знаниями и умениями.Качественно меняется роль учителя. На всех этапах учитель выступает в роли консультанта и помощника, а акцент обучения делается не на содержании учения, а на процессе применения имеющихся знаний. Пед проектирование также можно рассматривать как предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов. Является функцией любого педагога. Объектами пед проектирования могут быть: пед системы, пед процесс, пед ситуации. Пед процесс для педагога - главный объект проектирования. Пед процесс представл собой объединение в единое целое тех факторов, которые способствуют развитию учащихся и педагогов в их непосредственном взаимодействии. Пед ситуация как объект проектирования всегда существует в рамках какого-либо пед процесса. Ситуации всегда конкретны, они создаются или возникают в процессе проведения урока, экзамена, экскурсии и, как правило, разрешаются тут же. Проектирование пед ситуаций входит в проектирование самого процесса. Через пед ситуации проявляется пед процесс. Структура пед ситуаций. В нее входят 2 субъекта деят-ти (педагог и уч-ся) и способы их взаимодействия. Взаим-ие участников пед ситуаций строится как реализация их сложного внутреннего мира, их воспитанности и обученности. Пед ситуации могут возникать стихийно или предварительно проектироваться. Но и те, что возникли стихийно, разрешаются продуманно, с предварительным проектированием выхода из них. Проектирование пед систем, процессов или ситуаций - сложная многоступенчатая деятельность. Выделяют три этапа проектирования: 1)моделирование; 2)проектирование; 3)конструирование. 1)Пед моделирование (создание модели) - это разработка общей идеи создания пед систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения. Любая пед деят-ть начинается с цели, в соответствии с к-ми далее строятся пед системы, процессы или ситуации, в результате педагог мысленно создает модель своей деят-ти с уч-ся. Данная модель позволяет спрогнозировать пед процесс. 2)Пед проектирование (создание проекта) - дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практич-го использ-ия 3)Пед конструирование (создание конструкта) - это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использ-ия в конкретных усл-ях реальными участниками воспит-ых отношений.