Педагогическое проектирование, разработка моделей деятельности коллектива. Этап реализации проекта

Стадии формирования кол-ва по Макаренко

· Первая стадия – подготовительная (педагог как субъект управления) — становление коллектива. Педагог создаёт из организационно оформленной группы коллектив, т. е. такую социально-пси­хологическую общность, где отношения учеников определяют­ся содержанием их совместной деятельности, ее целями, зада­чами, ценностями. Организатор коллектива — педагог, от него исходят все требования. Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и об­щей организаций.

· На второй стадии усиливается влияние актива, который предъявляет требования к членам коллектива, действующему в интересах кол-ва. Если активисты правильно понимают потребности коллектива, то они становятся надежными по­мощниками педагога. Работа с активом на этом этапе требует пристального внимания педагога. Для второй стадии характерна стабилизация структуры кол­лектива. Коллектив в это время выступает уже как целостная система, в ней начинают действовать механизмы самоорганиза­ции и саморегуляции. На этой стадии коллектив уже выступает как инструмент целенаправ­ленного воспитания определенных качеств личности. Здесь же определяются и решаются противоречия между отд. членами и группами в кол-ве.

· Третья и последующие стадии характеризуют расцвет коллектива. У членов кол-ва вырабатываются более высокие требования к себе, чем к своим товарищам. Если коллектив доходит до этой стадии раз­вития, то он формирует целостную, нравственную личность. На данной стадии коллектив превращается в инструмент инди­видуального развития каждого из его членов. Общий опыт, одинаковые оценки событий — основной признак и наиболее характерная черта сформированного кол-ва.

Большое внимание А.С.Макаренко уделял Традиции — это такие устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания воспитанников. Он полагал, что они помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания и украшают жизнь.

Макаренко различал близкую, среднюю и далёкую перспектив В практике воспитательной работы. Близкая – совместная прогулка, игра-соревнование и т.д.; средняя – подготовка школьного праздника; далёкая – успешное окончание школы, выбор профессии – реализация воспитательных целей. Необходимо выстроить систему перспективных линий так, чтобы в любой момент времени коллектив имел перед собой яркую увлекательную цель, жил ею, прилагал усилия для ее осуществления.

Развитый детский коллектив = условие самоутверждения личности. Взаимоответственность + самостоятельность = подлинная самостоятельность. Развитый детский коллектив характеризуется Максимальным развитием самодеятельности

Создание коллектива и организация его работы сложный процесс, он невозможен без помощи и влияния администрации, но основную ответственность несёт руководитель. Для создания коллектива и его успешной деятельности необходимы определённые условия:

1. Объективная потребность создания коллектива;

2. Наличие материально базы: а)хорошо проветриваемого помещения, б) правильного освещения, в)наличие необходимой мебели, г)наличие технической базы ( инструменты, аппаратуры и т.д.), д) аудио-, видеоцентры, е) костюмы.

Особенность коллектива НХТ в том, что его целью является приобщение членов кол-ва к НХТ, развитие индивидуальных способностей , личностного и профессионального определения, адаптацию личности к жизни в обществе, организацию содержательного досуга на основе постижений традиций народной культуры

Задачи создания коллектива:

· Обогащение духовного мира людей.

· Удовлетворение эстетических запросов.

· Выполнение созданной программы деятельности коллектива.

· Выступление.

Этапы организации коллектива :

Подготовительный

Педагогическое проектирование, разработка моделей деятельности коллектива. Этап реализации проекта .

Диагностический этап.

Корректировочный этап.

1.Выбрав направление деятельности коллектива, руководитель определяет возрастные особенности предполагаемых участников, определяет интересы зрителей, участников. Начинает отбор. При наборе участников в коллектив руководитель должен использовать все имеющиеся средства агитации. Примерами могут служить афиши, информационные стенды, реклама, объявления на радио и телевидении, агитационные выступления, творческие встречи, презентации. Принципы набора в певческий коллектив. Два главных условия: здоровый голосовой аппарат, желание учиться пению.

2.На втором этапе должна быть составлена программа, где определены цели, задачи и методы работы коллектива. На базе чего создается коллектив, срок реализации программы, направление деятельности (учебно-воспитательная, организационно-творческая и т.п.). Определяется тематика, методы и формы занятий, количество часов, распределение функций участников, связь с другими учреждениями, план учебной и воспитательной, концертной работы, график работы.

3.В детском коллективе проводятся все виды учебно-воспитательной деятельности:

1. Нравственное воспитание.

2. Эстетическое воспитание.

3. Этическое воспитание.

4. Этнохудожественное воспитание.

5. Духовное воспитание.

6. Художественное воспитание (в комплексе).

В учебной деятельности (репетиционные занятия) продуманы формы отчётности. Проводятся обязательные воспитательные мероприятия, улучшающие межличностное общение.

4.Диагностический этап представляет собой все необходимые формы социометрии: а) уровень развития и формирования личностных качеств; б) уровень знаний, умений, пониманий; в) мотивация ребёнка, значимость для него занятий, проводится в виде анкетирования, беседы и т.д.

5.По результатам диагностики составляются и проводятся корректировочные мероприятия.

Системный подход к организации коллектива выражается в выполнении социального заказа, учитывается система работы коллективов в обществе. Обязательно учитываются региональные особенности бытования коллектива, учитываются национальные, культурные исторические традиции населения данного региона.

Наши рекомендации