Рекомендации для воспитателя ДОУ, направленные на развитие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у младших дошкольников
1. С цельюформирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у младших дошкольников целесообразно использовать рассказы, игры, беседы, коллективные и индивидуальные творческие задания, направленных на глубокое проживание детьми той или иной темы.
2. Активно в режимных моментах использовать художественного слова (пословицы, поговорки, игры, проблемные ситуации направлены на развитие творческого потенциала ребенка), способствующие развитию культурно-гигиенических навыков. Особое внимание уделяется подбору текстов для чтения и обсуждения: сказки, рассказы, стихотворения.
4.В инсценировках с дошкольниками разыгрывать ситуации, связанные с культурно- гигиеническими навыками.
6.Особенное внимание уделять планированию, где тематика использованных форм работы должна быть разбита по месяцам и дням. В течение месяца дошкольники расширяют представления и умения по определенной теме, состоящей из подтем, задания которых выполняются за два-три дня в зависимости от их объема.
7.Программа, по формированию культурно-гигиенических навыков должна иметь определенную систему, рассчитанную для обучения детей на весь учебный год.
Заключение
В рамках курсовой работы мы рассмотрели вопрос о формировании культурно-гигиенических навыках у дошкольников 4-го года жизни, Формировании культурно-гигиенических навыках у дошкольников у ребенка - нравственная проблема, имеющая социальную значимость. На развитие у детей представлений о культурно-гигиенических навыках у дошкольников оказывают влияние семья, детский сад, окружающая действительность. В последнее время необычайно возрос интерес к проблемам формирования культуры поведения, в частности к вопросу о формировании культурно-гигиенических навыков. Неумение грамотно проявлять культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания в кругу друзей, дома создает человеку определенную репутацию, которая усложняет его отношения с людьми, мешает в жизни. Поэтому с детства следует формировать у детей культурно-гигиенические навыки.
В курсовой работе нами была поставлена и реализован цель, направленная на поиск эффективных педагогических условий формирования культурно-гигиенических навыков у детей 4-го года жизни, а также решены задачи исследования:
Изучили и проанализировали психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме формирования культурно-гигиенических навыков у детей 4-го года жизни.
Выявили уровень сформированности культурно-гигиенических навыков у дошкольников 4-го года жизни.
Разработали рекомендации для воспитателей, направленные на формирование культурно-гигиенических навыков у детей 4-го года жизни, которые представили в приложении к курсовой работе.
Таким образом, теоретический анализ литературы и анализ методический исследований ряда авторов позволяют отметить, чтоформирование культурно-гигиенических навыков у детей 4-го года жизни возможно при реализации педагогических условий:
1.Содержание работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей 4-го года будет построено с учетом возрастных особенностей детей.
2.Система работы, по формированию культурно-гигиенических навыков будет включена в режимные моменты: прием пищи, умывание, одевание и раздевание одежды, посредством художественного слова, рассматривания иллюстраций, чтения художественного слова, игр и игровых упражнений.
3.Организация предметно-развивающей среды будет стимулировать дошкольников 4-го года жизни к самостоятельному проявлению культурно-гигиенических навыков.
Список используемой литературы
1. Алябьева Е.А. Воспитание культурного поведения у дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
2. Белостоцкая, Е.М. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 [Текст]: учеб.пособие /Е.М. Белостоцкая, Т.Ф.Виноградова. -М.: Просвещение,1991
3. Буре, Р.С. Воспитатель и дети [Текст]: учеб.пособие/ Р.С. Буре, А.Ф. Островская .- М.: Просвещение, 2006
4. Буре Р.С. Растим самостоятельных и инициативных. - В кн.: Воспитатель и дети. / Под ред. Р. С. Бур. — М., 2001.
5. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста [Текст]: З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова - М.: 2009.
6. Воспитателю о работе с семьёй / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: Просвещение, 1989,97
7. Голицина Н.С Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. - Скрипторий 2003, 2007, 98
8. Давыдова, О. И. Беседы об ответственности и правах ребенка / О. И. Давыдова, С. М. Вялкова. - М.: ТЦ «Сфера», 2008. - 112с.
9. Доронова Т.Н, Взаимодействие ДОУ и семьи. – М.,2002
10. Дуброва, В.П. Педагогическая практика в детском саду [Текст]: В.П. Дуброва, Е.П. Милашевич. - М.: Академия, 2008. - 123с.
11. Дурова, Н. В. Очень важный разговор: беседы, занятия об этике поведения с детьми дошкольного возраста: пособие для педагогов, воспитателей и родителей / Н. В. Дурова. - М.: Мозаика-Синтез, 2000
12. Зебзеева В.А. Организация режимных процессов в ДОУ. – М.: Сфера, 2007
13. Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. – М.: ВЛАДОС, 2003.224 с.
14. Лихачёва А.А. Встреча с Мойдодыром.//Дошкольное воспитание №9 - 2004. - с.56
15. Лопатина, А.А. Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах / А. А. Лопатина. - М. :Амрита-Русь, 2005
16. Лямина Г.Н. Развитие речиребенкараннего возраста. Методическое пособие [Текст] / Г. М. Лямина. – Айрис дидактика, 2006. – 94с
17. Меремъянина, О.Р. Играя, я познаю себя и других [Текст] / О. Р. Меремьянина. - Барнаул : АКИПКРО, 2004. - 55 с.
18. Меремьянина, О.Р.Что я знаю о себе? [Текст] : метод, пособие / О. Р. Меремьянина. - Барнаул : АКИПКРО, 2003. - 154 с.
19. Мирошниченко, С.А. Хорошие манеры / С. А. Мирошниченко. - М.: Мой мир, 2008. - 256 с.
20. Михалевская, И. А. Большая хрестоматия для дошкольников / И. А. Михалевская, Е. А. Мастеркова. - М. : Мой мир, 2008. - 528 с
21. Одинцова Л. Воспитание навыков культурного поведения в коллективе сверстников // Дошкольное воспитание- 1998.-№ 1. – С. 72-79.
22. Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детой дошкольного возраста. М., 1986.
23. Петрова, В.И. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду : пособие для педагогов и методистов / В. И. Петрова, Т. Д. Стульник. - М. : Мозаика- Синтез, 2007. - 80 с.
24. Развитие социальных навыков детей 5-7 лет: познавательно-игровые занятия/ О.Р. Меремьяна. – Волгоград: Учитель, 2013. – 142 с.
25. Севастьянова Е.О. Страна Добра: социализация детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 112 с.
26. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. - М.: Просвещение, 1997.
27. Шалаева, Г. П. Большая книга правил поведения для воспитанных детей / Г. П. Шалаева [и др.]. - М.: Филол. об-во «СЛОВО» : ЭКСМО, 2007. -495[1] с.
28. Хилтунен Е. Практическая Монтессори – педагогика. Книга для педагогов и родителей. – М., Астель, 2010. – 399 с.
29. Ягодинский В.Н. Как вести себя: Практический курс культурного поведения. М., 1991
Приложение
Таблица 2
Уровни проявления простейших культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания детьми 4-го года жизни в практической деятельности
№ | имя ребенка | культурно-гигиенические навыки | самообслуживание | об балл | ср балл | уровень | ||||||||||||||||
во время еды | во время умывания | одеваться в правильной последовательности | раздеваться в правильной последовательности | расстегивать и застегивать пуговицы | развязывать и завязывать шнурки | аккуратно складывать предметы одежды | обращать внимание на внешний вид, исправляя недостатки | |||||||||||||||
пользоваться ложкой | пользоваться вилкой | пользоваться салфеткой | пищу закрытым ртом | не разговаривать с полным ртом | пользоваться мылом | аккуратно мыть руки мылом | насухо вытирать руки полотенцем | вешать полотенце | пользоваться расческой | пользоваться носовым платком | ||||||||||||
Артем Я. | средний | |||||||||||||||||||||
Саша Н. | 1,8 | средний | ||||||||||||||||||||
Виталий С. | 1,5 | низкий | ||||||||||||||||||||
Леша Б. | средний | |||||||||||||||||||||
Гоша Б. | 1,8 | средний | ||||||||||||||||||||
Никита С. | 1,6 | низкий | ||||||||||||||||||||
Аня К. | 1,7 | средний | ||||||||||||||||||||
Ксения М. | 1,7 | средний | ||||||||||||||||||||
Илья Е. | 1,6 | низкий | ||||||||||||||||||||
Алена К. | средний | |||||||||||||||||||||
Катя П. | 2,1 | средний | ||||||||||||||||||||
Вика К. | 1,4 | низкий | ||||||||||||||||||||
Антон С. | 1,7 | средний | ||||||||||||||||||||
Саша В. | 1,9 | средний | ||||||||||||||||||||
Настя И. | 1,6 | низкий | ||||||||||||||||||||
Вика К. | 1,6 | низкий | ||||||||||||||||||||
Соня Р. | 1,6 | низкий | ||||||||||||||||||||
Рома К. | средний | |||||||||||||||||||||
Маша К. | 1,5 | низкий | ||||||||||||||||||||
Кристина В | 2,1 | средний | ||||||||||||||||||||
Приложение 3