Рекомендации для воспитателя ДОУ, направленные на развитие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у младших дошкольников

1. С цельюформирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у младших дошкольников целесообразно использовать рассказы, игры, беседы, коллективные и индивидуальные творческие задания, направ­ленных на глубокое проживание детьми той или иной темы.

2. Активно в режимных моментах использовать художественного слова (пословицы, поговорки, игры, проблемные ситуации направ­лены на развитие творческого потенциала ребенка), способствующие развитию культурно-гигиенических навыков. Особое внимание уделяется подбору текстов для чтения и об­суждения: сказки, рассказы, стихотворения.

4.В инсценировках с дошкольниками разыгрывать ситуации, связанные с культурно- гигиеническими навыками.

6.Особенное внимание уделять планированию, где тематика использованных форм работы должна быть разбита по месяцам и дням. В течение месяца дошкольники расширяют представления и умения по определенной теме, состоящей из подтем, задания которых выполняются за два-три дня в зависимости от их объема.

7.Программа, по формированию культурно-гигиенических навыков должна иметь определенную систему, рассчитанную для обучения детей на весь учебный год.

Заключение

В рамках курсовой работы мы рассмотрели вопрос о формировании культурно-гигиенических навыках у дошкольников 4-го года жизни, Формировании культурно-гигиенических навыках у дошкольников у ребенка - нравст­венная проблема, имеющая социальную значимость. На развитие у детей представлений о культурно-гигиенических навыках у дошкольников оказывают влия­ние семья, детский сад, окружающая действительность. В последнее время необычайно возрос интерес к проблемам формирования культуры поведения, в частности к вопросу о формировании культурно-гигиенических навыков. Неумение грамотно проявлять культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания в кругу друзей, дома создает человеку определенную репутацию, которая усложняет его отношения с людьми, мешает в жизни. Поэтому с детства следует формировать у детей культурно-гигиенические навыки.

В курсовой работе нами была поставлена и реализован цель, направленная на поиск эффективных педагогических условий формирования культурно-гигиенических навыков у детей 4-го года жизни, а также решены задачи исследования:

Изучили и проанализировали психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме формирования культурно-гигиенических навыков у детей 4-го года жизни.

Выявили уровень сформированности культурно-гигиенических навыков у дошкольников 4-го года жизни.

Разработали рекомендации для воспитателей, направленные на формирование культурно-гигиенических навыков у детей 4-го года жизни, которые представили в приложении к курсовой работе.

Таким образом, теоретический анализ литературы и анализ методический исследований ряда авторов позволяют отметить, чтоформирование культурно-гигиенических навыков у детей 4-го года жизни возможно при реализации педагогических условий:

1.Содержание работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей 4-го года будет построено с учетом возрастных особенностей детей.

2.Система работы, по формированию культурно-гигиенических навыков будет включена в режимные моменты: прием пищи, умывание, одевание и раздевание одежды, посредством художественного слова, рассматривания иллюстраций, чтения художественного слова, игр и игровых упражнений.

3.Организация предметно-развивающей среды будет стимулировать дошкольников 4-го года жизни к самостоятельному проявлению культурно-гигиенических навыков.

Список используемой литературы

1. Алябьева Е.А. Воспитание культурного поведения у дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.

2. Белостоцкая, Е.М. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 [Текст]: учеб.пособие /Е.М. Белостоцкая, Т.Ф.Виноградова. -М.: Просвещение,1991

3. Буре, Р.С. Воспитатель и дети [Текст]: учеб.пособие/ Р.С. Буре, А.Ф. Островская .- М.: Просвещение, 2006

4. Буре Р.С. Растим самостоятельных и инициативных. - В кн.: Воспитатель и дети. / Под ред. Р. С. Бур. — М., 2001.

5. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста [Текст]: З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова - М.: 2009.

6. Воспитателю о работе с семьёй / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: Просвещение, 1989,97

7. Голицина Н.С Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. - Скрипторий 2003, 2007, 98

8. Давыдова, О. И. Беседы об ответственности и правах ре­бенка / О. И. Давыдова, С. М. Вялкова. - М.: ТЦ «Сфера», 2008. - 112с.

9. Доронова Т.Н, Взаимодействие ДОУ и семьи. – М.,2002

10. Дуброва, В.П. Педагогическая практика в детском саду [Текст]: В.П. Дуброва, Е.П. Милашевич. - М.: Академия, 2008. - 123с.

11. Дурова, Н. В. Очень важный разговор: беседы, занятия об этике поведения с детьми дошкольного возраста: пособие для педагогов, воспитателей и родителей / Н. В. Дурова. - М.: Мозаика-Синтез, 2000

12. Зебзеева В.А. Организация режимных процессов в ДОУ. – М.: Сфера, 2007

13. Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. – М.: ВЛАДОС, 2003.224 с.

14. Лихачёва А.А. Встреча с Мойдодыром.//Дошкольное воспитание №9 - 2004. - с.56

15. Лопатина, А.А. Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах / А. А. Лопатина. - М. :Амрита-Русь, 2005

16. Лямина Г.Н. Развитие речиребенкараннего возраста. Методическое пособие [Текст] / Г. М. Лямина. – Айрис дидактика, 2006. – 94с

17. Меремъянина, О.Р. Играя, я познаю себя и других [Текст] / О. Р. Меремьянина. - Барнаул : АКИПКРО, 2004. - 55 с.

18. Меремьянина, О.Р.Что я знаю о себе? [Текст] : метод, пособие / О. Р. Меремьянина. - Барнаул : АКИПКРО, 2003. - 154 с.

19. Мирошниченко, С.А. Хорошие манеры / С. А. Мирошни­ченко. - М.: Мой мир, 2008. - 256 с.

20. Михалевская, И. А. Большая хрестоматия для дошколь­ников / И. А. Михалевская, Е. А. Мастеркова. - М. : Мой мир, 2008. - 528 с

21. Одинцова Л. Воспитание навыков культурного поведения в коллективе сверстников // Дошкольное воспитание- 1998.-№ 1. – С. 72-79.

22. Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детой дошкольного возраста. М., 1986.

23. Петрова, В.И. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нрав­ственное воспитание в детском саду : пособие для педагогов и методистов / В. И. Петрова, Т. Д. Стульник. - М. : Мозаика- Синтез, 2007. - 80 с.

24. Развитие социальных навыков детей 5-7 лет: познавательно-игровые занятия/ О.Р. Меремьяна. – Волгоград: Учитель, 2013. – 142 с.

25. Севастьянова Е.О. Страна Добра: социализация детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 112 с.

26. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. - М.: Просвещение, 1997.

27. Шалаева, Г. П. Большая книга правил поведения для вос­питанных детей / Г. П. Шалаева [и др.]. - М.: Филол. об-во «СЛОВО» : ЭКСМО, 2007. -495[1] с.

28. Хилтунен Е. Практическая Монтессори – педагогика. Книга для педагогов и родителей. – М., Астель, 2010. – 399 с.

29. Ягодинский В.Н. Как вести себя: Практический курс культурного поведения. М., 1991

Приложение

Таблица 2

Уровни проявления простейших культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания детьми 4-го года жизни в практической деятельности

имя ребенка культурно-гигиенические навыки самообслуживание об балл ср балл уровень
во время еды во время умывания одеваться в правильной последовательности   раздеваться в правильной последовательности   расстегивать и застегивать пуговицы   развязывать и завязывать шнурки   аккуратно складывать предметы одежды   обращать внимание на внешний вид, исправляя недостатки
пользоваться ложкой   пользоваться вилкой   пользоваться салфеткой   пищу закрытым ртом   не разговаривать с полным ртом   пользоваться мылом   аккуратно мыть руки мылом   насухо вытирать руки полотенцем   вешать полотенце   пользоваться расческой   пользоваться носовым платком  
Артем Я. средний
Саша Н. 1,8 средний
Виталий С. 1,5 низкий
Леша Б. средний
Гоша Б. 1,8 средний
Никита С. 1,6 низкий
Аня К. 1,7 средний
Ксения М. 1,7 средний
Илья Е. 1,6 низкий
Алена К. средний
Катя П. 2,1 средний
Вика К. 1,4 низкий
Антон С. 1,7 средний
Саша В. 1,9 средний
Настя И. 1,6 низкий
Вика К. 1,6 низкий
Соня Р. 1,6 низкий
Рома К. средний
Маша К. 1,5 низкий
Кристина В 2,1 средний
                                             

Приложение 3

Наши рекомендации