Понятие «культурно-гигиенические навыки». Значение формирования культурно-гигиенических навыков

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретический анализ формирования культурно-гигиенических навыков у детей 4-го года жизни
1.1 Понятие «культурно-гигиенические навыки». Значение формирования культурно-гигиенических навыков
1.2 Особенности освоения дошкольниками 4-го года жизни культурно-гигиенических навыков
1.3 Формирование культурно-гигиенические навыков у детей 4-го года жизни
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования культурно-гигиенических навыков у детей 4-го года жизни
2.1 Цель, задачи, содержание констатирующего эксперимента
Рекомендации для воспитателя
Заключение
Список используемой литературы Приложение

Введение

Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении правил проявляется отношение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неприятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен и в работе. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе и культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни. С дошкольного возраста дети должны усвоить определенные правила культуры поведения, а младший дошкольный возраст является фундаментом для овладения навыками поведения во время еды и умывания, именно в этом возрасте взрослые должны уделять этой проблеме особое внимание.Проблемой изучения особенностей воспитания культуры поведения, формированием культурно-гигиенических навыков занимались отечественные педагоги и психологи Р.С. Буре, И.Н. Курочкина, С.В. Петерина, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков и др. Анализ теоретических и экспериментальных исследований позволил отметить, что средства народной педагоги недостаточно широко используются в процессе формирования культурно -гигиенических навыков у детей 4-года жизни.

Цель исследования – поиск эффективных педагогических условий формирования культурно-гигиенических навыков у детей 4-го года жизни.

Объектом исследованияявляется педагогический процесс, направленный на формирование культурно-гигиенических навыков у детей 4-го года жизни.

Предметом исследования являются педагогические условия, способствующие формированию культурно-гигиенических навыков у детей 4-го года жизни.

Гипотеза:мы предположили, что формирование культурно-гигиенических навыков у детей 4-го года жизни будет более эффективно при реализации следующих педагогических условий:

1.Содержание работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей 4-го года будет построено с учетом возрастных особенностей детей.

2.Система работы, по формированию культурно-гигиенических навыков будет включена в режимные моменты: прием пищи, умывание, одевание и раздевание одежды, посредством использования художественного слова, рассматривания иллюстраций, игр и игровых упражнений.

3.Организация предметно-развивающей среды будет стимулировать дошкольников 4-го года жизни к самостоятельному проявлению культурно-гигиенических навыков.

Задачи исследования:

1.Изучить и проанализировать педагогическую, методическую литературу по проблеме формирования культурно-гигиенических навыков у детей 4-го года жизни.

2.Выявить уровень сформированности культурно-гигиенических навыков у детей 4-го года жизни.

3.Разработать рекомендации для воспитателей, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков у детей 4-го года жизни.

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач исследования были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ педагогической литературы, педагогическая диагностика, включающая констатирующий эксперимент, количественный и качественный анализ экспериментальных данных.

Глава 1. Теоретический анализ формирования культурно-гигиенических навыков у детей 4-го года жизни

Понятие «культурно-гигиенические навыки». Значение формирования культурно-гигиенических навыков

С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идет не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, «вхождения» его в мир взрослых. Психическое развитие - процесс неравномерный, его линии идут не одновременно, есть периоды наиболее быстрого развития тех или иных функций, психических качеств. Эти периоды называются сензитивными - наиболее благоприятными для развития. Для начального формирования культурно - гигиенических навыков сензитивный период приходится на младший дошкольный возраст. В этом возрасте при формировании культурно-гигиенических навыков осуществляется не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения ребенка в мир взрослых.

Культурно-гигиенические навыки - это доведённое до автоматизма умение соблюдать правила личной и общественной гигиены, правила поведения в быту и общественных местах [1, с.8]

Культурно-гигиенические навыки - доведённое до автоматизма умение соблюдать правила гигиены, входящее в неотъемлемую часть культуры поведения, составляющее основу гигиенического воспитания, как часть общего воспитанияКультурно-гигиенические навыки и привычки, которые необходимы для жизни, труда, сохранения здоровья, нужно вырабатывать с раннего возраста.[2, с.24]

Культурно-гигиенические навыки - важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в частоте лица, тела, прическе, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и норм человеческих отношений [26, с.4]

С раннего возраста детям необходимо объяснить, что с соблюдением правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связно с воспитанием культурного поведения. Детей приучают правильно сидеть за столом во вовремя еды, аккуратно есть, тщательно бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться стоговыми приборами, салфеткой, учат тому, что и как едят, знакомят с разновидностями посуды, учат сервировать стол, привлекают внимание к заданному образцу правильного общения во время приема пищи (разговаривать в полголоса, доброжелательным тоном, не говорить с набитым ртом, уважительно относиться к просьбам и желаниям детей), обращают внимание на красоту правильно сортированного стола, вызывая ответный эмоциональный отклик. [12, с.29]

Согласно исследованиямАфонькиной Ю.А., Урунтаевой Г.А., культурно-гигиенические навыки включают следующие показатели:

· Культуру еды - умение культурно принимать пищу. Это один из первых навыков, который должен воспитываться у ребенка. Перед едой обязательно вымыть руки, уметь пользоваться ложкой, вилкой, не пачкать скатерти и одежды во время еды - всё это можно воспитывать только путём постоянного наблюдения и систематических указаний со стороны взрослых.

· Необходимость опрятности - это содержания в частоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течении всей его последующей жизни.

· Культуры еды часто относят к гигиеническим навыкам, но её значение не только в выполнении физиологических потребностей. Она имеет этический смысл – ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом людям, и так же к тем, кто приготовил пищу. С дошкольного возраста дети должны усвоить определенные привычки: нельзя класть локти на стол во время еды, есть надо с закрытым ртом, тщательно пережевывая пищу.

· Овладение культурой еды – нелегкое для дошкольников дело, но осуществлять формирование этих навыков необходимо, надо добиваться, чтобы дети ели с удовольствием, с аппетитом и опрятно.

· Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. От знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т.д.

· Формирование навыков личной гигиены предполагает умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. С самого младшего дошкольного возраста детей приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться [26, с.32]

Режим дня, в формировании культурно-гигиенических навыков, имеет большое значение. Режим дня - это четкий распорядок жизни в течение суток. Включаясь в режим дня, выполняя бытовые процессы, ребенок осваивает серию культурно-гигиенических навыков. Эти навыки одна из составляющих культуры поведения в быту. Навык, ставший потребностью - это привычка. Навык умываться позволяет ребенку делать это ловко и быстро, а привычка умываться побуждает его делать это охотно и без принуждения. По мере усвоения культурно-гигиенические навыки обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности – игры [12, 15]

Освоение культурно - гигиенических навыков дает возможность сравнить себя с другими детьми. Так через сравнение себя с другими складываются предпосылки для формирования самооценки, осознания своих возможностей и умений, а так же предпосылки для самоконтроля. При выполнении бытовых процессов ребенок наблюдает, сравнивает, анализирует, устанавливает причинно - следственные связи.Первоначально ребенок замечает причинно - следственные связи с помощью взрослого, который, задавая вопросы и поясняя, обращает на них внимание ребенка. Важно, чтобы вопросы и пояснения, адресованные самым маленьким, были включены в конкретную ситуацию.

Культурно-гигиенические навыки направлены на самого ребенка. Выполняя санитарно-гигиенические процедуры, ребенок осознает самого себя. У него формируется представление о собственном теле. При одевании и умывании, ребенок, рассматривая свое отражение в зеркале, приходит к пониманию некоторых изменений, происходящих в нем самом в ходе бытового процесса: лицо из грязного превратилось в чистое, волосы из растрепанных стали красиво причесанными, ножки обулись в сапожки, на ручки надели рукавички. Ребенок начинает контролировать свой внешний вид: обращает внимание на грязные руки, замечает неполадки в одежде, просит взрослого помочь привести себя в порядок, у дошкольника формируется потребность в чистоте и опрятности. Действия, их составляющие, совершенствуются сами собой, изменяют самого себя, а не предмет. Поэтому они формируют у ребенка представление о собственном теле. Обуваясь, ребенок рассматривает свои ножки, надевая перчатки - ручки, завязывая бантик или шарфик - свое лицо. При одевании, умывании ребенок видит свое отражение в зеркале, замечает происходящие в нем изменения. [4, с.11]

Культурно-гигиенические навыки совпадают с развитием воли. Ребенокеще ничего не умеет делать. Поэтому всякое действие дается с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается.

Свозрастом по мере овладения культурно - гигиеническими навыками ребенок осознает правила поведения, которые их определяют. И такие правила начинают регулировать действия ребенка, управлять ими. То есть поведение ребенка становится произвольным. Он сдерживает свои непосредственные чувства и стремления, подчиняет свои действия ранее поставленной цели, может отказаться от желаемого, если этого требует общественное правило поведения.Освоение культурно - гигиенических навыков связано с этическим развитием дошкольника.»[24, с14]

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. Постепенно, в процессе формирования культурно-гигиенических навыков ребенок начинает осознавать, что выполнение правил поведения обусловлено нормами человеческих взаимоотношений, а в их соблюдении проявляется уважение к окружающим, ведь неприятно смотреть на неряху или грязнулю. Ребенок понимает, что нарушение правил поведения может причинить вред не только ему самому, но и другому человеку. [2, с.13]

Таким образом, подытоживая содержание параграфа работы, следует отметить, понятие «культурно-гигиенические навыки» сводятся к навыкам личной гигиены, умению поддержать в порядке одежду и обувь, окружающую обстановку, культуру внешних действий, еды. В содержании данного понятия выделяют показатели культурно-гигиенических навыков:

навыки поведения во время еды и умывания,

умение следить за своим внешним видом,

правильно пользоваться мылом, насухо вытираться после умывания,

навыки поведения за столом (пользоваться вилкой и ложкой, не крошить хлеб, пережевывать пищу закрытым ртом, не разговаривать за столом),

проявление потребности в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.

Выделенные показателимы возьмем за основу при исследовании особенностей сформированности культурно-гигиенических навыков у дошкольников 4-го года жизни. О том, какими культурно-гигиеническими навыками овладели дошкольники в возрасте 4-го года жизни, рассмотрим более подробно в содержании следующего параграфа работы

Наши рекомендации